Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»
методическая разработка (6 класс) по теме

Сквалецкая Татьяна Юрьевна

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Достижение этой цели осуществляется  через распространенную форму воспитания классного руководителя со школьниками - классный час. Тема представленного классного часа планировалась на основе общешкольного плана по направлению: «Толерантность». «Толерантная личность» - это второй классный час из этого проекта (1 классный час – «Толерантность»). При разработке классного часа «Толерантная личность» использовались игровые элементы тренинга, игровые ситуации,  разрешение проблемных ситуаций с возможностью высказаться всем учащимся, театрализованная постановка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р а з р а б о т к а   к л а с с н о г о  ч а с а

«Толерантная личность»

Проект «Толерантность»

Цель проведения классного часа: 

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантная личность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Фома проведения: «Круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Место проведения классного часа:

компьютерный кабинет № 305.

Оформление классного часа: 

На доске – «солнце толерантности», слова-эпиграф.

На стене кабинета – дерево толерантности.

Столы и стулья в классе расставлены так, чтобы легко можно было объединяться для работы в группах, инсценировать сказку и провести игру «Хорошо ли мы знаем друг друга».

Раздаточный материал:

  • карточки, представленные в виде  «лучиков солнца», на которых написаны черты, присущие  и не присущие толерантности;
  • карточка – таблица «Толерантная и интолерантная личность»;
  • листы бумаги, оформленные в форме листа дерева;
  • листы и маркеры для работы в группах.

Средства проведения классного часа: презентация «Толерантная личность».

Используемая литература:

1) А. Б. Бессонов «Толерантная личность»

научно-методический журнал «Классный руководитель» № 4, М.,2006.

2) И. В. Баталова «Программа тренинга конфликтной компетентности подростка» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 3, М.,2006.

3) И.В. Гревцева «Что такое толерантность?»

научно-методический журнал «Классный руководитель» № 4, М.,2006.

Ход классного часа:

Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

Как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам

Не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

    15 ноября мы с вами проводили классный час «Что такое толерантность?», так как 16 Ноября Международный день толерантности. Толерантность считается признаком высокого духового и интеллектуального развития индивидуума, группы общества в целом.

СЛАЙД 1

Мы пытались понять, что означает термин «толерантность», как он звучит на разных языках земного шара. 

? Вспомним, что же такое толерантность (ответы учащихся)

Давайте вместе обобщим все сказанное.

СЛАЙД 2

                     

Работа по группам

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Необходимо выбрать учащимся из предложенных «лучиков солнца» те, которые описывают слово «толерантность» и собрать солнце на доске. Получается следующая схема:

                                                        Прощение      

С именем этого человека Талейран Перигор связано понятие «Толерантность».

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

СЛАЙД 3

 Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

СЛАЙД 4

     

 Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитания, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятия противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

 

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

Обобщите и создайте групповой лист, хороших качеств и недостатков.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

        Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивать свое  мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Работа по группам

Учащимся предлагаются описать основные черты, присущие толерантной личности и  интолерантной личности и заполнить таблицу:

Толерантная личность

Интолерантная личность

Проверяем правильность выполнения с помощью презентации «Толерантная личность». СЛАЙД 5

Учащимися инсценируются  «Сказочка о счастье».

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкал и тужил

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покати за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоять горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

сказал король и укатил,

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой-

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми.

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

              До дома довезешь дрова

Распилишь и уложишь…»-

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

? Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

? Как вы думаете, почему изменился король?

? Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

? Чему нас учит эта сказка?

 

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

ИГРА «ХОРОШО ЛИ МЫ ЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА»

Группы выстраиваются в две шеренги напротив друг друга и по команде – как можно быстрее построиться:

  • В алфавитном порядке;
  • По росту;
  • По цвету волос: от самых мягких до самых жестких (возможность прикоснуться друг к другу сближает детей);
  • По длине волос;
  • По цвету глаз: от самых светлых до самых темных и наоборот.

Возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало бить, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

                Дошел слух об этой семье до самого владыке страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

                - И все?

                - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

                 И, подумав, добавил:

                - И мира тоже.  

 

Творческая работа «Дерево толерантности»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа  и наш класс стал «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.

Вывод. Зная, какие черты присущи толерантной личности попытаемся воплотить их в жизнь и будем смотреть на правила толерантного общения, которые мы с Вами разработали и оформили в виде дерева толерантности.

Сквалецкая Татьяна Юрьевна, МОУ «Гимназия №7» (полного дня), город Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон

Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...

Методическая разработка классного часа "О психологическом здоровье личности"

Классный час, посвященный психологическому здоровью, сопровождается не только беседой, но и тренинговыми упражнениями, играми....

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...