Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»
классный час (9 класс) по теме
Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_urok_tolerantnosti.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»
Методическая разработка классного часа для 9 класса
на тему «Урок толерантности»
Подготовила:
Григорьева Люция Нурисламовна,
воспитатель
Йошкар-Ола,
2013 г.
«УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Цели:
- способствовать развитию толерантного сознания
- способствовать созданию в классе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки
- формировать потребность в социально одобряемой деятельности
Задачи:
- объяснить воспитанникам, что нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, национальность, социальное положение, разные точки зрения;
- обосновать необходимость толерантного поведения для жизни общества и каждого человека в отдельности;
- объяснить, что быть толерантным – значит быть современным;
- убедить в том, что надо учиться принимать людей такими, какие они есть.
Материалы и оборудование: фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио», бумага для записей, ручки, кружки из цветной бумаги, памятки по составлению синквейна.
Фома проведения мероприятия – классный час.
Место проведения – ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат».
План проведения:
I. Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. В последнее время, как вы знаете, эта тема затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Наверное не всем из вас понятно слово толерантность, поэтому я попрошу Иванова Ивана рассказать об истории появления и значении термина толерантность.
Ученик Иванов Иван зачитывает заранее подготовленный материал.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм режиссера Гарри Бардина «Адажио».
Смотрим фильм (10 минут).
II. Воспитатель задает несколько вопросов после просмотра фильма:
1 вопрос: Как, по-вашему, в чём заключается основная идея фильма? Какую основную мысль режиссёр данного фильма хотел донести до нас?
Ребята работают в трех группах, после непродолжительного обсуждения, представитель каждой группы дает ответ.
Воспитатель : Вы говорите в правильном направлении, это философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире.
2 вопрос: Найдите параллели в мировой истории человечества, примеры из фильмов, мультфильмов.
Ответ от каждой подгруппы.
В случае, если у ребят возникают затруднения с примерами, воспитатель помогает им:
1) Джордано Бруно умер, со словами:"А она -вертится!" Умер за свою идею!
2) Жа́нна д’Арк. Она подняла народ на защиту Отечества против английских захватчиков и стала идейным лидером Франции. Тем самым она стала опасной для серой и несостоятельной массы у власти ,а попросту имела больший авторитет чем король.Эта толпа объявила ее ведьмой. Ее сожгли на костре инквизиции. Позже потомки признали ее выдающейся личностью ,а церковь признала ее святой.
3 вопрос: Найдите связь с сегодняшней жизнью класса,школы.
Ответ от каждой подгруппы.
Если возникли затруднения, воспитатель приводит свои примеры:
1) все решили прогулять урок ,а один выделился и пошел на урок. А после ему устроят заговор." почему?"- потому что он не поддался стадному чувству, а имеет свое мнение и решительность что бы пойти против класса.
2) ребята избегают новенького ученика в классе только потому, что он чем-то отличается от них.
4 вопрос: Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать толерантный человек?
Ответ от каждой подгруппы.
Воспитатель: Уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий, общение с ними, принятие их культуры и ценностей – все ваши ответы совершенно правильные, и я с ними полностью согласна. В сегодняшнем обществе мы наблюдаем активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. И эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, а многие люди, которым выгодно разжигание межнациональной розни, ещё более подогревают их агрессивные стремления и желания.
5 вопрос: Какие еще слои общества нуждаются в дополнительном внимании и понимании со стороны окружающих? Каким образом мы можем проявить к ним свое внимание?
Воспитатель: Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей, которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому трудно дойти до магазина, или просто уступив место в общественном транспорте, - всё это уже характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг себя таких же людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя полноценными гражданами России, которая, как я уже говорила, весь мир буквально своей кровью, своими сынами вытащила из страшной пропасти.
III. Воспитатель проводит игру «Белая в ворона». Суть игры: ребята встают в круг, спиной друг к другу. Воспитатель раздает всем разноцветные кружки так, что у половины ребят в руках оказываются кружки одного цвета, у второй половины – другого, и лишь у одного из ребят кружок белого цвета. После того, как у каждого в руках появился кружок, ребята получают задание собраться в группы по цвету кружков. Таким образом, получаются две группы и один отдельно стоящий ученик, не нашедший никого с таким же кружком.
Воспитатель задает вопросы, ребята отвечают:
- Что ты почувствовал, оказавшись в роли белой вороны?
- Какие чувства у вас возникли по отношению к тому, кто остался одинок?
- Какие чувства у вас возникли, когда вы нашли похожего на себя?
- А быть «белой вороной» хорошо или плохо?
- Что было бы, если бы мы все вдруг стали совершенно одинаковыми?
IV. Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили и составьте, пожалуйста, синквейн на слово толерантность. (Памятки по составлению синквейна лежат на столах).
Каждая подгруппа составляет и зачитывает свой синквейн.
Пример синквейна:
- Толерантность.
- Доброжелательный, внимательный, разумный.
- Верить, любить, понимать.
- Мы непохожи друг на друга.
- Необходимость.
V. Воспитатель: Ну, что ж, ребята, сегодня вы все были очень активными, мне было очень приятно с вами работать. Я рада, что многие из вас смогли показать себя как цельного и гармоничного человека.
Закончить наш классный час я хочу словами немецкого врача-психотерапевта, Фредерика Перлза:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям
И ты пришел в этот мир,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
Практическая реализация: классный час был проведен в естественнонаучном 9В классе ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» г. Йошкар-Ола, 20.11.2013 года в форме открытого урока.
Список использованной литературы:
Список литературы
1. Байбаков A.M. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002.
2. Безлюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум, 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.
4. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. - 2003., 12 сентября.
5. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1992. 6. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2000.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие. - Ярославль, 2003.
7. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003.
8. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на патриотическую тему «День воинской славы России. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра»
Классный час на патриотическую тему в игровой форме...
Методическая разработка классного часа (7 класс)
Данный классный час целесообразно проводить в начале учебного года...
Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»
Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...
Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс
Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"
Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"Разработчик: Егорова Екатерина Петровна, учитель иностранного языка...
Методическая разработка классного часа. ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Данное мероприятие направлено на развитие умения понимать чувства, настроения, м...