Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
методическая разработка на тему
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semi_3_-28.10.2016.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Ржева Тверской области
Методическая разработка
классного часа на тему «Семья и семейные ценности»
(5-11 класс)
Подготовила: Ефимова Галина Николаевна,
учитель физики
МОУ«СОШ №12» г.Ржева Тверской области
г.Ржев, 2016 г.
Цель занятия: формирование у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать уважение, любовь и заботу к членам своей семьи, уважительное отношение к семейным ценностям; выработать чувство ответственности за свою семью.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, листы ватмана, фломастеры.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: слушать других, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Получат возможность научиться: уважительно относиться к семейным ценностям, осознавать важность подготовки к созданию крепкой семьи, выработать чувство ответственности за свою семью, доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в коллективе, вести беседу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: развитие мышления учащихся, работа с информацией разного вида, умение слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; выделять существенную информацию.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, уметь представлять работу группы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, позитивно относиться к процессу общения.
Личностные УУД: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним,
развитие монологической речи, коммуникативных навыков, расширение своих знаний.
.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
- Сегодня мы поговорим на важную и интересную тему - тему семьи.
- Когда в нашей стране отмечают День семьи? Может, у нас нет такой традиции?...
- 8 июля. Летом. Но мы, как правило, в это время на каникулах, а потом во время учебы забываем об этом празднике. Но как хорошо, когда в твоей семье живут любовь, доброе участие и просто мирная тишина.
Про любовь
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресение,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло! (О. Бундур)
День семьи празднуют летом не случайно. Уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. Этот праздник у нас в России празднуется с 2008 года.
В День Семьи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Е. Морозова)
II. Определение темы занятия. Постановка цели.
- Итак, этот классный час посвящается семье. Нам с вами предстоит самим придумать «золотые» правила семейного счастья.
III. Основная часть .
Этап 1. Актуализация знаний. Форма организации – беседа.
Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».
- Хочется задать вопрос: «Как вы думаете, почему благоверных князей Петра и Февронию считают святыми?
- Почему очень часто именно к ним обращаются за молитвенной помощью, и даже совершают паломничества в древний город Муром?»
(Как правило дети уже слышали сказание о святых Петре и Февронии, а если забыли, то можно посмотреть отрывок православного фильма или мультфильм «Сказание о Петре и Февронии».
(Мультипликационный фильм, сюжет которого основан на житии русских Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю. И в жизни вечной их души соединились для небесного пути. С тех давних пор они стали покровителями брака на Святой Руси. Продолжительность мультфильма 13 мин.)
- Феврония и её муж Пётр – образец семейных отношений: понимания, поддержки, благочестия.
И нам с вами необязательно ехать в далекий город Муром, где покоятся мощи этих святых, ведь частицы мощей есть в Успенском мужском монастыре города Старицы. И даже можно никуда не ехать, а помолиться простыми словами «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, молите Бога о нас», «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, молите Бога о моей семье», а есть особая молитва, ее можно найти в интернете.
(О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние*, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Эту молитву можно прочитать на кружке ОПК, как пример красоты звучания церковнославянского языка. Церковнославянский язык — язык духовного откровения и речевого величия. Язык особенный: он специально создан для высшей цели — церковного, молитвенного Богопрославления, совершения Таинств в храме.
С самых истоков церковного языка его создатели стремились сделать его совершенно особым, резко отличным от языка разговорного.)
- Очень много молитв возносится к Богу о правильном устроении семьи, ведь семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и здоровья. Но помимо молитв, мы тоже должны готовиться к созданию крепкой семьи, знакомиться с «золотыми» правилами, которые вам помогут в жизни.
Этап 2. Практическая часть. Работа в группах.
Детям предлагается придумать, написать и представить несколько «золотых» правил выражения любви, внимания друг к другу. (5-7 минут).
Этап 3. Актуализация новых знаний.
- Андерсен написал удивительную сказку. Она называется «Талисман». Герои этой сказки, как и вы, искали рецепт счастья.
(Учитель зачитывает или рассказывает эту сказку.)
Талисман.
Г.-Х. Андерсен
«Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:
— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.
Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.
— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!
Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.
И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.
— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!
Стало быть, и у немо искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.
Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:
— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:
— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?
— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.
— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!
При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:
— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.
Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.
Улыбнулся на это мудрец и сказал:
— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?
— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольство своей судьбой — редкий дар на этом свете!
— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!
Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:
— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.»
- Зачем герои этой сказки искали мудрого совета?
- Нашли ли они волшебный талисман счастья?
- Как вы думаете, какой талисман отыскали принц и принцесса в собственных сердцах?
- Я вам тоже желаю счастья, чистой и светлой любви, найти свою половинку, юношам свою невесту, девочкам – жениха. Я желаю, чтобы вы, как герои этой сказки, хотели быть счастливыми и прикладывали к этому обоюдные усилия, и у вас были бы собственные рецепты счастья для создания крепкой семьи.
Если идет урок ОПК, то можно продолжить без коррекции:
- В одном учебном пособии для старшего школьного возраста можно найти 22 способа выражения любви, внимания и заботы. В семейной жизни важно оказывать друг другу знаки внимания и любви. И вы удивитесь, что в этом списке есть и ваши «золотые» правила:
- Называйте друг друга так, как это нравится вашей половинке.
- Помните об именинах, днях рождениях, днях венчания и бракосочетания. Поздравляйте друг друга с этими памятными датами.
- Говорите друг другу «да» как можно чаще – это открывает контакт. «Нет» воздвигает невидимую стену, не злоупотребляйте этим словом.
- Оставляйте иногда свои хлопоты и заботы. Просто побудьте друг с другом наедине в тишине.
- Замечайте разницу в поведении своей половинки. Деликатно выясняйте причину. Посочувствуйте и, если можете, помогите.
- Проводите вместе время на природе. Природа восстанавливает душевное равновесие, эмоционально подкрепляет.
- Делайте сюрпризы. Исполняйте, по возможности, сокровенные желания друг друга.
- Интересуйтесь делами друг друга. Замечайте успехи друг друга. Старайтесь находить побольше общих дел.
- Пишите друг другу открытки и письма, SMS и интернет сообщения. Радуйте друг друга.
- Создавайте и сохраняйте семейные обычаи. Находите общие темы для общения. Спрашивайте мнение друг друга.
- Научитесь слушать и слышать друг друга. Поменьше говорите сами.
- Просите прощения, если совершите ошибку. Признавайтесь в совершенных ошибках.
- Подчеркивайте то, что вам нравится в вашей половинке. Говорите комплименты.
- Оставляйте друг другу интересные вырезки из газет, интернет-материалы, книги на темы, которые интересны и могут оказаться нужными.
- Познакомьте друг друга со своими друзьями.
- Будьте терпеливыми и чуткими, когда у вашей половинки трудный день. Сообщайте друг другу, как вы себя чувствуете.
- Признавайте индивидуальность друг друга. Принимайте друг друга такими, какие вы есть.
- Защищайте друг друга.
- Разговаривайте друг с другом искренне.
- Доверяйте друг другу.
- Совершайте совместные утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие и Псалтырь вслух. Обсуждайте прочитанное.
- Старайтесь вместе ходить в одну церковь и к одному духовнику.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель подводит итоги урока. Благодарит за работу. Читает стихи.
К Дню семьи
Жизнь и теплей, и много интересней,
И в ней надёжней можно устоять,
Когда идёшь по этой жизни вместе.
А потому – и дальше так держать!
Друг другу быть надёжною опорой,
Добрее и терпимее – втройне…
Храни вас Бог от зла и от раздора…
Пусть вечным будет мир у вас в семье!
(Е. Груданов)
Используемая литература:
- © http://otmetim.info/stixi-pro-semyu/
- Священник Алексей Мороз. Педагог Т.А. Берсенева.Путь жизни – православный.- С.-Петербург:САТИСЪ,2011.
- http://www.miloliza.com/skazki-andersena-chitat.html?id=907:talisman
- Сказание о Петре и Февронии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"
В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....
Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Методическая разработка мероприятия по теме: «Семья и семейные ценности»
Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненном идеале с...
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...
Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"
Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...
Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"
классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...