Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
методическая разработка на тему

Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semi_3_-28.10.2016.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                     «Средняя общеобразовательная школа №12»                                                                 г.Ржева Тверской области

Методическая разработка

классного часа на тему «Семья и семейные ценности»

 

(5-11 класс)

                                                                                       Подготовила:                                                                                               Ефимова  Галина Николаевна,

                                                                                                                                       учитель физики

МОУ«СОШ №12»                                                                                                                                                                      г.Ржева    Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                        

г.Ржев, 2016 г.

Цель занятия: формирование у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать уважение, любовь и заботу к членам своей семьи, уважительное отношение к семейным ценностям; выработать чувство ответственности за свою семью.

    Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, листы ватмана, фломастеры.

     Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: слушать других, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

 Получат возможность научиться: уважительно относиться к семейным ценностям, осознавать важность подготовки к  созданию крепкой  семьи, выработать чувство ответственности за свою семью, доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в коллективе, вести беседу.

Метапредметные УУД:

Познавательные: развитие мышления учащихся, работа с информацией разного вида, умение слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; выделять существенную информацию.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, уметь представлять работу группы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, позитивно относиться к процессу общения.

Личностные УУД: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним,

развитие монологической речи, коммуникативных навыков, расширение своих знаний.

.

Ход занятия:

I.Организационный момент.                

- Сегодня мы поговорим на важную и интересную тему - тему семьи.

- Когда в нашей стране отмечают  День семьи? Может,  у нас нет такой традиции?...

- 8 июля. Летом. Но мы, как правило, в это время  на каникулах, а потом во время учебы забываем об этом празднике. Но как хорошо, когда в твоей семье живут любовь, доброе участие и просто мирная тишина.

Про любовь

Мама на папу глядит,
                                     Улыбается,
Папа на маму глядит,
                                     Улыбается,
А день самый будний,
                              Не воскресение,
И за окошком – не солнце,
                                           А вьюга,
Просто такое у них
                              Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло! (О. Бундур)

             День семьи празднуют летом не случайно. Уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. Этот праздник у нас в России празднуется с 2008 года.

В День Семьи!

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!

(Е. Морозова)

II. Определение темы занятия. Постановка цели.

- Итак, этот классный час посвящается семье. Нам с вами предстоит самим придумать «золотые» правила семейного счастья.

III. Основная часть .

Этап 1. Актуализация знаний. Форма организации – беседа. 

Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».

      - Хочется задать вопрос: «Как вы думаете, почему благоверных князей Петра и Февронию считают святыми?

-  Почему очень часто именно к ним обращаются за молитвенной помощью,  и даже совершают паломничества в древний город Муром?»

      (Как правило дети уже слышали сказание о святых Петре и Февронии, а если забыли, то можно посмотреть отрывок православного  фильма или мультфильм «Сказание о Петре и Февронии».

(Мультипликационный фильм, сюжет которого основан на житии русских Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю. И в жизни вечной их души соединились для небесного пути. С тех давних пор они стали покровителями брака на Святой Руси. Продолжительность мультфильма 13 мин.)

       - Феврония и её муж Пётр – образец семейных отношений: понимания, поддержки, благочестия.

         И нам с вами необязательно ехать в далекий город Муром, где покоятся мощи этих святых, ведь частицы мощей есть в Успенском мужском монастыре города Старицы. И даже можно никуда не ехать, а помолиться простыми словами «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, молите Бога о нас», «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, молите Бога о моей семье», а есть особая молитва, ее можно найти в интернете.

(О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!

Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.

Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние*, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Эту молитву можно прочитать на кружке ОПК, как пример красоты звучания  церковнославянского языка. Церковнославянский язык — язык духовного откровения и речевого величия. Язык особенный: он специально создан для высшей цели — церковного, молитвенного Богопрославления, совершения Таинств в храме.
С самых истоков церковного языка его создатели стремились сделать его совершенно особым, резко отличным от языка разговорного.
)  

- Очень много молитв возносится к Богу о правильном устроении семьи, ведь семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и здоровья.  Но помимо молитв, мы тоже должны готовиться к созданию крепкой семьи, знакомиться с «золотыми» правилами, которые вам помогут в жизни.

Этап 2. Практическая часть. Работа в группах.

 Детям предлагается придумать, написать и представить  несколько «золотых» правил выражения любви, внимания друг к другу.  (5-7 минут).

Этап 3. Актуализация новых знаний.

- Андерсен написал удивительную сказку. Она называется «Талисман». Герои этой сказки, как и вы,  искали рецепт счастья. 

(Учитель зачитывает или рассказывает эту сказку.)

Талисман.

                                                                                         Г.-Х.  Андерсен

          «Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

       Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!

        Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

        И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!

       Стало быть, и у немо искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

       Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.

— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:

— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

Улыбнулся на это мудрец и сказал:

— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольство своей судьбой — редкий дар на этом свете!

— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.»

- Зачем герои этой сказки искали мудрого совета?

- Нашли ли они волшебный талисман счастья?

- Как вы думаете, какой талисман отыскали принц и принцесса в собственных сердцах?

-  Я вам тоже желаю счастья, чистой и светлой любви, найти свою половинку, юношам свою невесту, девочкам – жениха. Я желаю, чтобы вы, как герои этой сказки, хотели быть счастливыми и прикладывали к этому обоюдные усилия, и у вас были бы собственные рецепты счастья для создания крепкой семьи.

Если  идет урок ОПК, то можно продолжить без коррекции:

- В одном учебном пособии для старшего школьного возраста можно найти  22 способа выражения любви, внимания и заботы.                                            В семейной жизни важно оказывать друг другу знаки внимания и любви.               И вы удивитесь, что в этом списке есть и ваши «золотые» правила:

  1. Называйте друг друга так, как это нравится вашей половинке.
  2. Помните об именинах, днях рождениях, днях венчания и бракосочетания. Поздравляйте друг друга с этими памятными датами.
  3. Говорите друг другу «да» как можно чаще – это открывает контакт. «Нет» воздвигает невидимую стену, не злоупотребляйте этим словом.
  4. Оставляйте иногда свои хлопоты и заботы. Просто побудьте друг с другом наедине в тишине.
  5. Замечайте разницу в поведении своей половинки. Деликатно выясняйте причину. Посочувствуйте и, если можете, помогите.
  6. Проводите вместе время на природе. Природа восстанавливает душевное равновесие, эмоционально подкрепляет.
  7. Делайте сюрпризы. Исполняйте, по возможности, сокровенные желания друг друга.
  8. Интересуйтесь делами друг друга. Замечайте успехи друг друга. Старайтесь находить побольше общих дел.
  9. Пишите друг другу открытки и письма, SMS и интернет сообщения. Радуйте друг друга.
  10. Создавайте и сохраняйте семейные обычаи. Находите общие темы для общения. Спрашивайте мнение друг друга.
  11. Научитесь слушать и слышать друг друга. Поменьше говорите сами.
  12. Просите прощения, если совершите ошибку. Признавайтесь в совершенных ошибках.
  13. Подчеркивайте то, что вам нравится в вашей половинке. Говорите комплименты.
  14. Оставляйте друг другу интересные вырезки из газет, интернет-материалы, книги на темы, которые интересны и могут оказаться нужными.
  15. Познакомьте друг друга со своими друзьями.
  16. Будьте терпеливыми и чуткими, когда у вашей половинки трудный день. Сообщайте друг другу, как вы себя чувствуете.
  17. Признавайте индивидуальность друг друга. Принимайте друг друга такими, какие вы есть.
  18. Защищайте друг друга.
  19. Разговаривайте друг с другом искренне.
  20. Доверяйте друг другу.
  21. Совершайте совместные утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие и Псалтырь вслух. Обсуждайте прочитанное.
  22. Старайтесь вместе ходить в одну церковь и к одному духовнику.

IV. Подведение итогов.  Рефлексия. 

Учитель подводит итоги  урока. Благодарит за работу. Читает стихи.

К Дню семьи

Жизнь и теплей, и много интересней,
И в ней надёжней можно устоять,
Когда идёшь по этой жизни вместе.
А потому – и дальше так держать!

Друг другу быть надёжною опорой,
Добрее и терпимее – втройне…
Храни вас Бог от зла и от раздора…
Пусть вечным будет мир у вас в семье!                                                                                                  

                                                                             (Е. Груданов)

Используемая литература:

  1. © http://otmetim.info/stixi-pro-semyu/
  2. Священник Алексей Мороз. Педагог Т.А. Берсенева.Путь жизни – православный.- С.-Петербург:САТИСЪ,2011.
  3. http://www.miloliza.com/skazki-andersena-chitat.html?id=907:talisman
  4. Сказание о Петре и Февронии

https://yandex.ru/video/search?filmId=rcOtCv4_UXI&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&noreask=1&path=wizard).

  1. http://www.patriarchia.ru/db/print/3005167.html 
  2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/02/03/urok-semi-i-semeynykh-tsennostey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"

В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....

Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...

Методическая разработка мероприятия по теме: «Семья и семейные ценности»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненном идеале с...

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»

Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...

Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"

Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...