Статья "Теоретико-методологические основания развития профессиональной ориентации обучающихся" (журнал "Учитель Кузбасса, 2018 год)
статья
Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по работе над развитием профессиональной ориентации учащихся.
Annotation: this article reveals the experience of the teachers of "gymnasium № 12" on the development of students' professional orientation.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, «Марафон предприимчивости».
Key words: professional orientation, "Marathon of enterprise".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vahrusheva_a.g._zhadeeva_m.a._slotyuk_m.v._statya_po_proforientatsii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Г. Вахрушева, М.А. Жадеева, М.В. Слотюк
МБОУ «Гимназия № 12»,
г. Ленинск-Кузнецкий
A.G. Vakhrusheva, M.A. Zhadeeva, M.V. Slotyuk
Municipal Budgetary Educational Institution "Gymnasium №12"
Leninsk-Kuznetsky
E-mail: vahrusheva.alina2015@yandex.ru
marina-zhadeeva@mail.ru
mariya_paklina@mail.ru
Теоретико-методологические основания развития
профессиональной ориентации обучающихся
Theoretical and methodological bases of development students'
professional orientation
Aннотация: в данной статье раскрывается опыт учителей МБОУ «Гимназии № 12» по работе над развитием профессиональной ориентации учащихся.
Annotation: this article reveals the experience of the teachers of "gymnasium № 12" on the development of students' professional orientation.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, «Марафон предприимчивости».
Key words: professional orientation, "Marathon of enterprise".
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. Profession – род занятий и фр. Orientation – установка) – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. [1]
Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы». [3]
Современный образовательный стандарт ставит в приоритет влияние семьи, как основополагающего института в формировании личности ребенка. Однако направляющая роль школы в выборе профессионального направления для ребенка, наряду с семьей, является ведущей.
При этом реализуя требования ФГОС в работе по профориентации, нельзя не согласиться с тем, что возникает ряд проблем:
- во-первых, школьник в подростковом возрасте, не может самостоятельно осуществить свой профессиональный выбор. Поскольку еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни;
- во-вторых, он нуждается в поддержке со стороны взрослых, профессионально такую поддержку может главным образом оказать школа.
В нашей стране наиболее известна периодизация Е.А. Климова, в которой он выделил следующие стадии:
1. Стадия пред игры (от 0 до 3 лет).
2. Стадия игры (6-8 лет).
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет).
4. Стадия оптации – от лат. Optatio – желание, выбор (от 11-12 до 14-18 лет).
5. Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 лет до 16-23 лет).
6. Стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии). [2]
Таким образом, мы видим, что наиболее трудным является этап, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути, этот этап приходится на время учебы в школе. Поэтому создание системы профориентационной работы в школе является одним из главных направлений ее деятельности.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом современная школа, должны сформировать у подростков качества, необходимые ему в дальнейшем построении жизни. Важнейшим звеном в формировании личности ребенка является классный руководитель. Привить интерес ребенка к самому себе, развить самооценку, уверенность в своих силах, собственную успешность – вот основные задачи современного педагога. Такая работа невозможна без поддержки, как образовательного учреждения, так и семьи. Поэтому профессиональная ориентация должна стать научно-обоснованной системой подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
Профессиональная ориентация как сложная система включает в себя многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические. Существуют два взаимодополняющих подхода к процессу формирования профессиональной ориентации [2].
Первый предполагает следующие этапы: профессиональное просвещение, активизация, консультация, отбор, адаптация. Второй направлен на личностно –ориентированный подход к ребенку: получение ребенком знания о самом себе (образ «Я»), информация о мире профессий, осуществление профессиональных проб.
Итак, для успешного формирования профессиональной ориентации классным руководителям необходимо осуществлять ряд мероприятий:
- формировать самопознание подростков путем психологических тренингов;
- изучать личность обучающегося, его возможности, намерения, способности, профессиональные интересы;
- устанавливать и поддерживать связь с учебными заведениями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку;
- проводить работу с родителями, разъяснять им специфику учебного заведения, осуществлять помощь в выборе места учебы;
- организовывать коллективные творческие дела («защита профессии»);
- организовывать исследовательские проекты («что я знаю о профессии военного моряка» и т.д.).
Классный руководитель на уровне основного и среднего общего образования, организуя различные экскурсии и встречи с интересными людьми, заинтересовывает учащегося и развивает таким образом его стремление получить интересующие его знания и жизненный опыт.
Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профессиональной ориентации — связь его с жизнью.
Большая роль в профориентации учащихся принадлежит внеурочной деятельности школьников, которая является инновацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого в рамках внеурочной деятельности по направлению социальное для учащихся 5-9 классов успешно реализуются программы «Профориентир», «Марафон предприимчивости», а для учащихся 10-11 классов - «Старт в профессию», Эти программы направлены на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания обучающихся. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Мероприятия, которые реализуются с обучающимися, способствуют формированию готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.
Программа «Профориентир» предусматривает разные виды и формы деятельности. Беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, экскурсии на предприятия нашего города. С помощью анкетирования, тестирования, психологических тренингов осуществляется выявление склонностей обучающихся и их способностей. Профессиональные пробы с обучающимися 5-6 классов проводятся в форме игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр. Обучающиеся активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за 2015-2016 учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».
С профессиями, с которыми познакомить обучающихся сложно или невозможно (поскольку в нашей области их нет), классные руководители знакомят в рамках программы «Марафон предприимчивости, как средство формирования предприимчивого мышления учащихся», который так же имеет профориентационную направленность: проводят интернет-экскурсии, занимаются созданием проектов (альманахи, видеофильмы и пр.), учащиеся для своих проектов осуществляют поиск информации об этих профессиях; а также совершают и попытки побыть человеком этой профессии.
Цель проведения Марафона: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления учащихся. Развитие качеств предприимчивого мышления является необходимой составляющей для успешной адаптации в современном мире, в мире профессий.
В 2014-2015 году тема марафона была тесно связана с угольной промышленностью Кузбасса. На протяжении марафона проводились разные мероприятия, учащиеся выполняли задания на разных дистанциях. Результаты прохождения отдельных учащихся отмечались в виде условных единиц - бумажных «шахтериков». Успехи команд выражались в виде бумажных вагонеток, которые потом клеились на большую карту - маршрут следования от условной точки до пункта назначения.
Ребята создавали ленту изобретений, например, как развивался, усовершенствовался спуск в шахту или форменная одежда работников горной промышленности. Находили высказывания о предприимчивости или о профессии шахтер. Так как наш город является городом горняков и МБОУ «Гимназия № 12» сотрудничает с ОАО «СУЭК Кузбасс», то проблема развития предприимчивого мышления тесно переплеталась с темой горняцкого дела.
2016 год был объявлен годом кино в России, в связи с этим было выбрано направление программы «Марафон предприимчивости» - киноликбез. Все конкурсы и этапы соревнований, проходящие между учащимися 5-8 классов, были связаны с киноиндустрией. Ребята попробовали себя в роли сценаристов, актеров, режиссёров, операторов, художников по костюмам и гриму и т.д.
Еще одним немаловажным фактом профориентационной работы, который имеет место быть в МБОУ «Гимназия №12», является организация экскурсий будущих выпускников в учебные заведения города и области и встречи с людьми некоторых профессии, чтобы у учащихся сложилось полное понимание сути той или иной профессии. На сайте гимназии www.gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности.
Проводя эту работу, каждый учитель стремится добиться того, чтобы каждый учащийся не совершил ошибку в выборе профессии.
Таким образом, основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.
Литература
- Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд.2-е, доп. и дораб.[Текст]/ М.А. Бендюков, И.Л.Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию.[Текст] / Е.А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.- 159с.
- Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Моя презентация выступления на конференции.Тема "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....
Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков
Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...
Понятие моральных оснований и ценностных ориентаций молодежи
Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм ...
Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...
Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития
Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.Рассмотрена важнос...