Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения
статья (7 класс)

В данной  статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения  и приводит упражнения, помогающие восстановить социальную значимость подростков в классном коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения

Цель: -ознакомление с  причинами возникновения девиантного поведения у подростков 12-15 лет     ( на основании опыта классного руководителя)

           - ознакомление с упражнениями, которые помогут решить вопросы в работе с классным коллективом

Будучи классным руководителем 7 класса в нашем коллективе выделились 5 подростков  девиантного поведения: 3 человека из благополучных семей. Здесь родители занимают противоположную друг другу позицию в воспитании своих детей. Разница в их взглядах, в свою очередь, сказалось на поведении мальчиков и 2 человека из неблагополучных семей, которые воспитывались дальними родственниками в отсутствии родителей по уважительным причинам ( в результате смерти в ДТП).  Отсутствие близких способствует их негативному отношению к окружающим их сверстникам. Они чувствуют себя ущербными и обиженными.

Вышеупомянутые причины являются, на наш взгляд, причинами девиантного поведения подростков. Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а ребенок стремится к утверждению себя, своей позиции, необходимо обеспечить включение подростков в такую деятельность, которая создает возможность реализовать и утвердить себя. В качестве такой деятельности можно выделить социально-признаваемую и социально-одобряемую деятельность. Психологический смысл ее состоит в том, что , участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников. Социально-одобряемая деятельность, выступающая для него как самостоятельная, способна обеспечить формирование адекватного поведения.

Целесообразно организовать данный вид деятельности подразделяя подростков на небольшие группы. Например: во время дежурства по школе. Мы дежурим сравнительно часто и ответственный за дежурство помогает классному руководителю в поддержании порядка на перемене и в столовой. Каждый из этих мальчиков учится быть ответственным за себя и за других.

Другой пример-  поход в лес. В октябре мы ходили в лес и увидели наших подростков в новом качестве. Ребята помогали девочкам и разжигать костер, печь картофель, и участвовать в соревнованиях и розыгрышах. Они были нужны всем!

В добавлении ко всему, данные обучающиеся участвовали в школьном фестивале «Народы России», где сами придумали и танец, и костюмы. Их номер был одобрен и одноклассниками, и сверстниками. А во время «часа общения» мы обсуждали нормы поведения в общественных местах. Обозначили позитивные и негативные нормы поведения некоторых подростков из нашего класса и школы. Кроме того, были разыграны мини-сценки, где была показана неадекватная реакция учеников на замечания учителей и взрослых.

Коллектив, который сплоченно действует, помогает преодолевать эгоизм и неадекватность подростков и приводить детей к пониманию самоограничения, возможности поступиться своими желаниями. И здесь большую роль играет «Игра». Игра приносит моральное удовлетворение подросткам, вырабатывая у них потребность в деятельности, полезной себе и другим. Например:

1-«выражение благодарности без слов». – человек выражает без  слов благодарность своему другу или однокласснику. А затем делится впечатлением о том, что он испытывал при этом и искренне ли это он показал.

2- «чем мы обязаны другим» - учащиеся по очереди вспоминают эпизод из жизни и выражают благодарность друзьям или учителям, которые его этому научили.

3-«Волшебный магазин» - необходимо написать на листе бумаги список качеств личности, как позитивных, так и негативных. Каждый ученик является продавцов этих качеств в данном магазине и затем необходимо обсудить « что мы можем продать и по какой цене». Делимся мнением -какие качества характера у нас в избытке , а от каких надо избавиться.

4- конверт «откровения» - помогает лучше узнать друг друга и помочь понять самих себя. Обучающиеся задают на листе бумаги вопрос и получают от сверстников ответ-откровение.

5- «Кто я?» - каждый из учеников пишет на листе бумаги 10 черт своего характера и прикрепляет на груди. Затем вчитывается в такой же лист соседа и подбирает себе пару, обосновывая данный выбор

Вывод: данные упражнении , проводимые в течении учебного года ,помогли нам наладить отношения в классном коллективе, где находятся подростки разных социальных групп и имеют разные взгляды на жизнь, взаимоотношения и общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Некоторые заметки о работе классного руководителя

Из моего опыта работы классным руководителем...

Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Рассмотреть на  реальной ситуации  ребенка или подростка причины, факторы формирования  раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...