Формирование безопасной информационной среды в работе классного руководителя как профилактика девиантного поведения обучающихся: актуальная практика классного руководителя Нестерова Е.В.
материал

Нестерова Екатерина Викторовна

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bezopasnoy_informatsionnoy_sredy.docx11.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование безопасной информационной среды

в работе классного руководителя как профилактика

девиантного поведения обучающихся:

актуальная практика классного руководителя

Нестерова Е.В.

учитель, МБОУ «СШ № 32»,

г. Смоленск

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Однако с общением в социальных сетях связаны и определенные риски — это могут быть разные формы кибербуллинга, общение с опасными незнакомцами, мошенничество и др.

Как помочь школьникам защититься от негативной информации, поступающей по каналам СМИ, интернета, социальных сетей и с экрана телевизора?

Есть два пути: первый — закрыть доступ ко всему вредному и непонятному. Второй — научить подростков правильно воспринимать, понимать и представлять информацию.

В 2020-2021 учебном году проводилось внеурочное мероприятие “Компитенции будущего” в рамках всероссийского образовательного проекта в сфере экономики УРОК ЦИФРЫ. Обучающиеся смогли в игровой форме освоить новые технологии применяемые в работе директора пекарни, помочь навести порядок в офисе компании и даже побывать в цеху автоматезированного производста хлеба. (слайд 20) На сайте УРОК ЦИФРЫ ежемесячно обновляются интерактивные мероприятия, дающие ребятам  возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом, VK, Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и др. (слайд 21)

В 2021-2022 году проблемным полем классного часа “IT- профессии” было изучение рынка новых профессий в сфери информационных технологий. Узнать о таких профессии, как Бэкэнт - разработчик, Веб-дизанер, специалист по фронтенду, ученики смогли подготовив проект-презентацию. Колликтивный поиск информации, сортировка и достоверость полученных данных помогли ребятам не только узнать о современных тенденциях в работе IT-специалистов, но разобраться с применением безопасных сайтов в работе над данным проектом.  (слайд 22-23)

“Интернет тебе не враг, если знаешь что и как!” С этих слов начинается внеклассное мероприятие Потребительская безопасность. Онлайн-покупки. Интернет — магазины”. Навыки преобретенные на данном мероприятии помогут обучающимся принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность, делая покупки в интернет-магазинах.(слайд 24)

В 2022 году впервые в России проходил конкурс «Кибиргигиена и работа с большими данными». (слайд 25). Я предложила ученикам 9-10 классов принять участие в этом конкурсе. Участников на первом этапе было около десятка, но во второй этап прошло всего трое и лишь двое из них стали финалистами. Команда «Братство Смоленска» в составе Даниила Матвийчука, Марии Костенковой посетила финал конкурса в Санкт-Петербурге. Ребята не имели опыта участия в конкурсах такого уровня, оба скромные и стеснительные. Соперники - ученики «IT-кубов» (центр образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий). (слайд 26) По мнению компетентного жюри, команда «Смоленское братство» завоевала почётное 3 место, стала призером фестиваля благодаря нестандартными ответам, креативному подходу к решению сложных задач.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети.

С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения.

С целью изучения цифровой безопасности родителями учащихся организую родительские собрания, встречи, консультации. Наиболее актуальные вопросы, которые мы обсуждаем на наших встречах это: (слайд 27)

  • достоинства и недостатки наличия интернета в жизни ребенка;
  • влияние интернета на формирование характера и познавательной сферы ребенка;
  • как сделать работу в сети безопасной?;
  • расположение компьютера, временные нормы работы ребенка на ПК,
  • отслеживание друзей из «интернета», использование антивирусных программ и спам-фильтров;
  • объяснение важности родительского контроля и критического отношения к информации.

На родительских собраниях предлагаю родителям специальные методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет. Они содержат классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома. (слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии

Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению...

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения

В данной  статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения  и приводит упражнения, помогающие восстановить ...