Классный час "Требование к себе - трудная вещь?"
классный час (9, 10, 11 класс)
классный час по теме "Требование к себе - трудная вещь?". Цель - формирование сознательной дисциплинированности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kch_trebovanie_k_sebe_-_trudnaya_veshch.docx | 135.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Требование к себе- трудная вещь?»
(для учащихся среднего звена)
Цель:
-формирование сознательной дисциплинированности учащихся
Задачи:
- содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- помочь учащимся осмыслить и значительно расширить понятие об ответственности и соблюдения дисциплины
- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения;
- популяризация здорового образа жизни;
- развитие командообразования.
Формы работы:
-построение индивидуальных траекторий через челленджи;
-использование гаджетов;
-работа в команде.
(Заходя в кабинет дети берут со стола жетоны, на оборотной стороне которых цвета – зеленый, желтый, красный, синий)
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи.
Ученик спросил у Мастера:
— Вы утверждаете, что человек не может побороть свои недостатки?
— Да, Марио, это так.
— Но почему? Разве нельзя победить страх, лень, ревность и тому подобное?
— Страхи, комплексы и пороки, о которых ты, Марио, так печёшься, бесспорно, сильно отравляют жизнь. Но сражаться против них бессмысленно!
— Как же так?
— Марио, дорогой, скажи мне, пожалуйста, можно ли победить бедность?
— Я давно пытаюсь это сделать, Мастер.
— И как же ты пытаешься?
— Я стараюсь больше и лучше работать.
— Молодец, Марио, ты на верном пути! Ведь бедности как таковой не существует: бедность — это недостаток богатства. Нужно не с бедностью бороться, а учиться обеспечивать себя.
— Так я же стараюсь!
— Повторяю, ты молодец. Но ведь то же самое касается и других недостатков. Ведь любой недостаток так называется именно потому, что он показывает недостачу чего-либо у человека. Ненависть — это недостаток любви; жадность — недостаток щедрости; глупость — недостаток ума, лень-недостаток воли. Так что запомни, Марио, золотое правило: не с недостатками нужно бороться, а с самим собой!
О чем эта притча? (Учащиеся отвечают, что притча о том, что недостатки - это не хватка у человека каких либо качеств, чтобы у человека всего было в достатке, надо работать над собой)
Да, вы правы ребята. А как понять, что тебе надо, что стать совершеннее? Наверное, посмотреть на себя со стороны, почаще предъявлять требования к себе, а не к другим. А требования к себе- трудная вещь? (Учащиеся отвечают, что да, так как себя сложно контролировать, есть соблазн что то не выполнить).
Ребята вы правы. Требования к себе - трудная вещь. А что такое дисциплина и как она связана с требованиями человека к самому себе с требованиями, которые общество предъявляет человеку? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итоги.
ДИСЦИПЛИНА - это обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
-А как вы думаете, роль дисциплины в жизни человека велика? Важна?
(возможные ответы детей: конечно, важна, она создает порядок, регламентирует нашу жизнь, делает ее во многом более предсказуемой, это хорошо. Она – основа порядка. Без нее – анархия и хоас)
-Да, дисциплина помогает нам распределить свои дела и все успеть вовремя.
-А вы дисциплинированные люди? Давайте проверим. Я прошу вас всех достать ваши мобильные телефоны и на сайте дневник.ру пройти опрос. (приложение 1)
Посмотрите каких цифр у вас больше – 3, 2 или 1.
(на экран выводится статистика по всему классу. Кл.рук. анализирует результаты – Например, большинство класса имеют преобладающую оценку «2», чуть больше трети класса – «1» и всего несколько человек – «3»)
Если в у вас преобладающий балл «3», это говорит о том, что вы достаточно бережно относитесь к своему времени и дорожите им. Вы стараетесь рационально распределить время между своими учебными занятиями, увлечениями и друзьями. При этом стараетесь сделать так, чтобы ваше общение с близкими и друзьями было неформально и приносило удовлетворение не только вам, но и окружающим людям. Вы считаете, что встреча с друзьями — это не повод для того, чтобы жаловаться на плохое отношение к вам других людей и обсуждать свои проблемы, а возможность с удовольствием провести время, рассказать о своих успехах, научиться чему-либо, порадоваться достижениям других. Вы на верном пути не только в умении распоряжаться своим временем, но и в достижении поставленных целей. Ваш опыт может помочь другим рационально распорядиться временем и улучшить свои жизненные достижения.
Преобладающий балл «2», это говорит о том, что вам свойственно безучастное отношение к вашей собственной жизни. Создается впечатление, что вы никак не решаетесь начать относиться к себе и своим временным затратам уважительно и разумно. В ваших поступках много безответственности, но иногда вы понимаете, что делаете неверно, спохватываетесь, хотя вашей энергии хватает ненадолго. Поэтому у вас в жизни много поражений, которые связаны не только с определенными обстоятельствами, но в большей степени с вашей неорганизованностью и безволием.
Преобладающий балл «1» - не вы контролируете время, а время контролирует вас.
Вас мало интересуют временные категории. Вы живете так, как вам хочется. Вас совершенно не интересует, какими потерями это может обернуться в будущем. Однако вам несвойственно винить в своих проблемах себя, вы любите, чтобы ваши друзья и приятели вам сочувствовали и жалели вас. Это дает вам пищу для того, чтобы продолжать ничего не делать.
Вы стараетесь не думать о будущем, потому что оно страшит вас! В своих неудачах и проблемах вы предпочитаете обвинять других, хотя в глубинных лабиринтах своей души осознаете, что виноваты сами.
Судя по результатам, нам с вами есть над чем поработать. Многие из вас хорошо понимают, что такое дисциплина и насколько она важна в нашей жизни. Вы знаете, что существует два вида дисциплины – внешняя и внутренняя. Давайте разберемся. Внешняя дисциплина - что это такое? (ответы детей)
Внешняя дисциплина-соблюдение установленных правил благодаря контролю со стороны.
-А внутренняя? (ответы детей)
Внутренняя дисциплина (или самодисциплина) - соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер.
Самодисциплина – это способность заставить себя предпринимать действия независимо от вашего эмоционального состояния.
Самодисциплина – это приобретенное качество личности, выражающееся в самоорганизации, самоконтроле, проявлении ответственности и способности выстраивать собственную деятельность соответственно принятому плану (режиму, регламенту, программе), а не эмоционально-настроенческому состоянию, которое преобладает у человека.
В 50-х годах прошлого века в Америке жил и пластический хирург и писатель Максвел Мальц, который пришел к мнению, что пациентам требуется ровно 3 недели на осознание и принятие себя в измененном виде – после ампутации, пластической операции или удаления некоторых органов.
Спустя время уже другими специалистами работы над новой концепцией были продолжены, и теория доктора, что привычка формируется 21 день, получила множество подтверждений.
Много позже другой ученый, священник У. Боуэн, вооружившись выводами медиков, создал свою методику избавления от дурных привычек или технику самосовершенствования за 21 день. Сегодня это называется словом ЧЕЛЛЕНДЖ.
-Что такое ЧЕЛЛЕНДЖ? (ответы детей)
Челлендж – это вызов. Вызов, который человек делает, прежде всего, самому себе.
Я предлагаю вам сегодня разработать, а затем испытать на себе эту технику самосовершенствования.
- Ребята, над чем мы можем поработать? Какие элементы личной дисциплины мы могли бы скорректировать? (ответы детей)
Хорошо, сегодня я предлагаю вам обсудить 4 из них:
- Режим дня
- Здоровье
- Учеба
- Спорт
- Разберем каждую. Что мы можем улучшить в опции «Режим дня»? (ответы детей и выводы кл.рук.)
- Поздно ложимся спать, с трудом встаем утром
- Сидячий образ жизни
- Постоянный беспорядок в комнате
- «Здоровье» Над чем нам можно поработать здесь? (ответы детей)
- Мало пьем воды – обезвоживание организма
- Едим много сладкого
- Едим мало фруктов, овощей
- Следующая очень важная часть нашей жизни - это учеба. Над чем здесь нам нужно поработать? (ответы детей)
- Постоянные сложности с заучиванием слов по-английскому
- Мало читаем
- Сложно запоминать даты по истории
- Ну и еще одна часть нашей жизни – это спорт (ответы детей)
- Низкая выносливость. Например, сложно держать планку
- Не хватает сил. Например, мало отжимаемся
- Сложности с бегом, прыжками.
(Доп. информация для учителя для построения беседы - приложение 2)
А сейчас я предлагаю вам всем активно поработать. Сначала определим в какой группе вы будете работать. Я прошу вас пересесть в группы по цветам. За 1 стол я приглашаю всех, у кого зеленые жетоны, за 2 – желтые, за 3 – красные и за 4 – синие.
В каждой группе вас по 6 человек. Ваша задача – обсудить челлендж 21 дня и сделать чек-лист.
Для обсуждения у вас 5 минут. При составлении придерживайтесь плана:
- Название челленджа
- Какое задание вы предлагаете выполнять
- Почему это задание полезно
- Какие плюсы получит человек, выполнивший ваш челлендж
Например, я хочу отказаться в своей жизни от фаст-фуда, поэтому на 21 день я себе нарисовала вот такой чек-лист и каждый день я буду закрашивать на этом чек-листе 1 изображение в случае, если я смогла отказаться от этой вредной привычки.
(пример чек-листа на 30 дней демонстрируется детям)
(Дети работают в группах, обсуждают)
Итак, все челленджи готовы, а сейчас всех участников группы «Режим дня» я попрошу парами разойтись по остальным группам и рассказать о сути ваших челленжей. (Приложение 3) Если у кого-то возникнуть дополнения или вопросы – задавайте. У вас есть 3 минут для рассказа и ответов на вопросы.
(Дети группы «Режим дня» рассказывают о своих челленджах в остальных 3-х группах)
Группу «Режим дня» я попрошу вернуться на свои места и сейчас я прошу группу «Здоровье» - также разойтись по группам и рассказать о своих челленджах.
(Аналогично происходит со всеми остальными группами)
Итак, все возвращаются на свои места. А сейчас я попрошу вас всех еще раз в группах обсудить ваши предложения, внести изменения и представить их нам всем по плану, данному ранее.
У вас на выступление 1-2 минуты.
Все группы по очереди рассказывают о сути своих челленджей, каждая группа представляет по 3 челленджа, сдает свои чек-листы.
Всем спасибо. А теперь давайте перемешаем чек-листы (примеры чек-листов - в приложении 4) всех ваших челленджей. Выходите парами как разрабатывали свои челленджи и посмотрим какое задание будет у вас в следующий 21 день.
(Дети вытягивают челленжди)
Наш классный час подошел к концу. И закончить я его хотела бы тоже старинной притчей:
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — лень, зависть, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, трудолюбие, волю...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Через три недели мы с вами на классном часе обсудим результаты ваших челленджей и узнаем, какого волка кормите вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Воспитай себя!
классный час...
Классный час "Познай себя"
Классный час используется в старших классах как помощь в познании себя, самооценке, саморегулировании....
Классный час "Воспитай себя"
Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя....
Классный час « Воспитай себя»
Классный час « Воспитай себя»...
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
Классный руководитель - работа с "трудными"
Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с эти...