Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья
Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Статья классного руководителя щербаковой И.В и методе активизации познавательной деятельности учащихся в образовательном и воспитательных процессах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukkrossing_shcherbakova_ivpolevova_l.yu_.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Щербакова И.В., Полевова Л.Ю.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1г. Петровска Саратовской области»
Активизация познавательной деятельности школьников - актуальная проблема современной педагогической науки. Современного учителя волнует вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Изучением дидактических основ активизации познавательной деятельности занимались в 20 веке также В.А. Аверин , Ш.А.Амонашвили. Трудно не согласиться с тем, что процесс развития познавательной активности школьников напрямую связан с систематическим чтением книг, журналов, а значит, без чтения данный процесс невозможен. Но именно здесь педагоги столкнулись с другой проблемой: проблемой снижения читательского интереса среди молодежи. И это скорее, общая проблема современного общества. Увы! Россия перестала быть самой читающей страной. К сожалению, по статистике, приведенной еще в 2005г. пальму первенства россияне уступили индейцам и китайцам, тайланцам и египтянам.[1] Это факт не мог нас оставить равнодушными. Не имея возможности провести исследования в разных социальных группах в целом по стране, мы решили, остановится на проблеме снижения читательского интереса среди молодежи на примере учащихся школы №1г.Петровска и предложить пути решения данной проблемы в рамках одного учебного заведения через привлечение подростков к модному молодежному общественному движению и проекту - буккроссинг.
Цель: развитие познавательной активности учащихся посредством буккроссинга .
Задачи: 1) исследовать причину снижения интереса к чтению среди подростков и молодежи;
2) предложить пути решения данной проблемы
Методы : анализ исследований, литературы; социологический опрос, интервьюирование.
Сроки реализации проекта: май 2019- май 2020гг
Гипотеза: Через приобщение к модному молодежному движению и проекту «Буккроссинг» увеличится число школьников МОУ »СОШ №1г.Петровска », приобщившихся к чтению, что поможет активизировать внутреннюю мотивацию к познанию нового через чтение литературы.
Особенности проекта: отличительной особенностью данного проекта является отсутствие необходимости в поиске финансовых средств для его реализации.
Предполагаемый результат: формирование у детей потребности ежедневного общения с художественной литературой, что приведет к активизации познавательной деятельности учащихся в целом; активное вовлечение в движение буккроссинг не только в классном коллективе, но и в школе в целом; обогащение словаря, связной речи детей; положительное отношение родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами; возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки;
повышение уровня своей профессиональной компетенции при разработке материалов проекта в условиях ФГОС.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
На I этапе подготовительном / май 2019г/ : 1.Была выявлена и сформулирована проблема. 2.Проведен анализ литературы, материалов СМИ. Результатом работы на первом этапе стало выдвижение гипотезы и понимание актуальности данного проекта. На II этапе, аналитическом / июнь- сентябрь 2019 г./ перед авторами проекта стояла сложная задача: выявить и проанализировать причины снижения читательской активности в молодежной среде, в том числе среди подростков МОУ СОШ №1г.Петровска .
Для решения данной задачи были использованы следующие методы исследования:1) Проведение социологического опроса среди разных групп молодежи: учащихся и студентов с последующим анализом и сравнительной характеристикой. 2) Интервьюирование
Социологический опрос, проведенный среди учащихся 10-11 классов нашей школы показал, что большинство мальчиков и девочек не читают в свободное время и в качестве причины снижения читательского интереса назвали влияние Интернета и отсутствие моды на чтение . Их поддержали и студентки 1 курса Пензенского педагогического института имени В. Г. Белинского .Студенты 5 курса Института юстиции ФГУБОУ ВПО «СГЮА» считают главной причиной увлечение общением в социальных сетях. В ходе работы над проектом мы посетили ряд городских библиотек и выяснили, что главным способом решения проблемы по мнению библиотекарей является необходимость размещения в СМИ социальной рекламы, проведения библиотеками различных мероприятий и пополнение библиотечного фонда новинками литературы. Наше личное убеждение складывается из того, что чтение – слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому что большинство подростков живущих в «обществе потребителей» считает нормальным не чтение, а потребление – «фастфуда» на телевидении, в интернете. К тому же нельзя сбрасывать со счетов такие причины , как высокие цены на качественную художественную литературу, отсутствие систематического пополнения библиотечного фонда литературными новинками.
III этап, деятельностный /октябрь 2019 –апрель2020 г /.
Авторы проекта на данном этапе предлагают свой путь решения проблемы на уровне одной школы. Речь идет о привлечении подростков к идеи современного молодежного движения и проекта «Буккроссинг», девизом которого является «Читать модно!». Как показало социологическое исследование, большинство респондентов не знают о таком движении.
Нам удалось для начала выяснить, что Буккроссинг возник в 2001 году по инициативе специалиста по Интернет - технологиям, американца Рона Хорнбэкера. Движение из США переместилось в Европу. Буккроссинг появился в России в 2004 году одновременно с созданием сайта www.bookcrossing.ru.[2]
Буккросcинг по своей сути является глобальным мировым проектом обмена книгами. Он не требует финансовых вложений, не отнимает много времени и ни к чему не обязывает. Это своеобразный книжный клуб, ломающий привычный взгляд на книгу. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал - отдай другому». Буккроссеры оставляют свои книги на лавочках в скверах и парках, на автобусных остановках, на столиках кафе. Они отдают личные книги незнакомым людям, ничего не требуя взамен.
Итак, с целью популяризации этого движения и попытки решить проблему активизации познавательной деятельности учащихся в рамках одного учебного учреждения авторами проекта было уже реализовано :
Проведены тематические классные часы в 6 и 10 классах. Разработаны программа «Программы поддержки и развития чтения в школе. Чтение в радость» и логотип участника движения. Организована акция по определению в здании школы места расположения «безопасных полок» для книг. Для привлечения внимания сверстников эти книжные точки должны быть соответственно оформлены. С этой целью был проведен конкурс на лучший дизайн «безопасных полок» и конкурс рисунков «Моя любимая книга» В рамках недели гуманитарных предметов был проведен конкурс ученических эссе «Читать - это модно?» в 10-11 классах Планируется создать в социальной сети «В контакте» группу «BookCrossing», где будет размещена информация о буккроссинге, будет вестись обсуждение прочитанных книг, предлагаться список интересной литературы. В феврале 2020г планируется организовать внутришкольный проект «Буккроссинг: читающий класс», в котором каждый класс, принимая участие совместно с педагогами -предметниками и родителями , выполняет творческую работу на тему «Что я советую прочитать моим сверстникам по предмету …». Каждый класс выбирает предмет и предлагает список и интересных книг, расширяющий рамки данного предмета. Форма творческой работы – свободная, по выбору участников (компьютерная, визуальная, театрализованная и т.д.) Книги – победительницы помещаются на специальные «Открытые полки» в кабинетах школы. Список книг помещается «В Контакте» группе «BookCrossing» , где можно после прочтения оставить своё мнение о прочитанной книге. Планируется как итог проекта проведение читательской конференции «Библиоовация». Классы-участники проекта делятся своими открытиями от прочитанных книг, представляя продукты проекта. Книга, прочитанная наибольшее количество раз, объявляется победительницей. Участник, рекомендовавший её – награждается
IYэтап. Заключительный /май 2020 года / На заключительном этапе предусматривается проверка гипотезы, проведение анализа реализации проекта, постановка задач на следующий учебный год, внедрение проекта в образовательную практику школы
Итак, работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что:
Во-первых, проблема снижения читательской активности среди молодежи связана в первую очередь, с появлением социальных сетей и активного участия в них молодежи разных возрастных групп; высоких цен на качественную художественную литературу; а также недостатка в СМИ программ, социальных реклам, культивирующих моду на чтение. Также школьные библиотеки не могут предложить детям литературные новинки или произведения лауреатов Всероссийских и международных премий.
Во-вторых, отрицая принудительный способ привлечения к чтению подростков, был предложено в качестве эксперимента их участие в движении и проекте «Буккроссинг», существующие под логотипом «Читать - это модно»
В-третьих, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, частично уже нашла подтверждение. Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся оправдал надежды авторов проекта.
В-четвертых, практическим выходом проекта является:
1.Разработка логотипа участника движения
2.Выпуск тематической школьной электронной газеты «Читать МОДНО!»
3.Создание группы «BookCrossing» в социальной сети « В Контакте»
4.Создание «безопасных полок» в школе
5.Разработка «Программы поддержки и развития чтения в школе. Чтение в радость»
6.Разработка памятки для участников движения
7. Организация внутришкольного проекта «Буккроссинг: читающий класс».
8.Проведение итоговой конференции «Библиоовация»
Авторы проекта нацелены на продолжение проекта, ни смотря на любые варианты его итогов.
[1] Самые читающие страны мира. Справка. Риановости http://62.149.25.178/humanitarian/9.html 24.09.2012. 20:15
[2] Что такое BookCrossing и с чем его едят. Книговорот. http://www.bookcrossing.ru// 24.09.2019. 20:45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"
Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы цели, написать библиографический список, каковы требования к созданию презентаций?...
Выступление на семинаре по теме "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся, способствующие успешному выполнению проектной деятельности"
Презентация к выступлению на практическом семинаре....
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Буккроссинг как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Активизация познавательной деятельности школьников - актуальная проблема современной педагогической науки. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интере...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...
Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности
Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...