Авторская воспитательная программа "История"
рабочая программа (5 класс)

Яхонтова Юлия Александровна

Разработка авторской воспитательной работы "История" для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_klassa.doc952.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское                                           

                                                                                                         

                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                       Директор ГБОУ СОШ с. Красноармейское

_______________________   В.Н.Хрестин

                         ПРОТОКОЛ    № 1 заседания

                                    педагогического совета от 31 августа 2017 года

 

           

Авторская воспитательная программа

«История»

для учащихся 5-9 классов

Автор – разработчик:

учитель английского языка Яхонтова Ю. А.

с. Красноармейское, 2017 год

Нормативно-правовое обеспечение Программы

- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании»

- Конвенция о правах ребенка

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , 2009г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая  

  2012 г. № 413).                                                        

Актуальность

Детство, это огромный край,

Откуда приходит каждый!

Откуда я родом?

Я родом из моего детства,

Словно из какой-то страны…

Антуан де-Сент Экзюпери

        Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. В настоящее время профессия психолога является одной из самых популярных, поскольку все больше людей обращаются за помощью к профессионалам с целью отбросить прошлое и справиться с травмой детства. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество: развод родителей, гиперопека со стороны старших, холодность внутрисемейных отношений, конфликт с учителем и многие др.

Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.  И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Я уверена, что родители неосознанно наносят психологическую травму своему ребенку. Чаще всего они не хотят брать ответственность за свои действия и поступки по отношению к собственным детям и во всем винят экологию, школу, государство. Но дети практически никогда не рождаются с такими проблемами и не зарабатывают психические проблемы в школе. Они приходят в наш мир совершенными - попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как со взрослыми. Честность, доверие воспитываются простыми шагами по изменению поведения - не только если мы хотим начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка не может оказаться для многих непривычным, но, изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

 Для меня эта тема не менее актуальна, поскольку я сама - мама и хочу воспитать счастливого ребенка.

        Данная проблематика послужила для меня определяющим основанием для создания авторской воспитательной программы.

Цель и задачи программы

 Цель:  создание условий для формирования разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации

Задачи: 

  • создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков;
  • создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повысить активность родительского сообщества; привлечь родительскую общественность к участию в соуправлении класса и школы;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, село, страну;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути;
  • совершенствовать методическое мастерство классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
  • обеспечить психолого–педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств;
  • развивать общую культуру личности, в особенности коммуникативную.

Концептуальные основы программы

Воспитательная работа реализуется:

  • в создании условии целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • в расширении диапазона педагогического влияния на детей в процессе их развития;
  • в выявлении индивидуально - психологических и творческих способностей;
  • в организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • в вовлечении учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • в совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Принципы внеклассной деятельности

        Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

        Данный принцип требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите. Для того чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдания от невозможности легкого достижения собственных целей. Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому “социальному закаливанию”, то есть включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.

        Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа - определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Зачастую авторитарность педагога и усиленная опека порождают такое явление, как социальная инфантильность, которая характеризуется иллюзорным восприятием социальных проблем, неготовностью к их решению. Должна быть организована не просто совместная деятельность, а взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие).

        Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

        Любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Если школьник будет видеть, что его вклад в общее дело значимый, оценен окружающими, то в последующей своей деятельности он будет все активнее и успешнее. Инструментом оценки деятельности школьника может служить слово педагога, родителя, одноклассника. Самое главное, чтобы оценка была искренней.

        Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Характеристика содержания программы

Ребенок — зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца.

В. Сухомлинский

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности.

Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу, считая, что здесь их ребенок должен получить все необходимое для взрослой жизни – знания о том, как устроен мир, и о том, как быть хорошим человеком. Таким образом, дети предоставляются сами себе и моделируют поведение, руководствуясь отношением взрослых к ним.

В результате большинство современных детей страдают от:

  • отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных родителей;
  •  родителей, которые балуют своего ребенка и все ему позволяют;
  • вседозволенности и ощущения, что все вокруг им что-то должны;
  •  бессонницы и несбалансированного питания;
  • малоподвижного образа жизни;
  •  мгновенного удовлетворения любой потребности;
  • бесконечной и непродуктивной стимуляции;
  • гаджетов и технологических забав.

Являясь представителем той и другой стороны, могу точно сказать, что воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам постоянно употребляет алкоголь, — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Наши дети — это зеркальное отражение наших поступков и моральных принципов. Это отражение нашего образа жизни. Никакие наставления и наказания не окажут такого сильного влияния, как родительский пример.

Еще одна проблема, с которой я столкнулась как классный руководитель пятиклассников - родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга. Они считают, что их дети выросли, и уже нет необходимости сильно опекать их. Родители следят за успеваемостью, пытаются помочь на первых порах с адаптацией к новой школе, а потом выдыхают с облегчением, что ребенок уже в состоянии самостоятельно учить уроки и посещать учебное заведение. Я уже не говорю об активном участии во внеклассной и школьной деятельности.

Поэтому основное направление данной программы – сформировать у родителей понимание важности принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, принимая активное участие в нем, а также повысить уровень педагогической культуры родителей.

В своей деятельности я активно использую следующие формы работы с родителями:

                                   

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

  • Дни открытых дверей. Цель мероприятия: знакомство родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы. В этот день родителям предоставляется возможность встать на одну ступеньку вместе с детьми. Кто - то вспомнит свое школьное детство, кто - то лучше начнет понимать своего ребенка. В течение дня они являются непосредственными участниками всего происходящего: наблюдают за детьми во время уроков, внеклассных занятий, в одной команде с детьми соревнуются в спортивных и интеллектуальных конкурсах. На заключительном этапе все желающие родители получают профессиональные консультации у логопеда, психолога и медицинского работника школы. Может проводиться до 2 раз в год.
  • КонференцияЦель мероприятия: просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников. Организация конференции предусматривает собрание родительских активов нескольких параллелей, специалистов в области выбранной темы, учителя-предметники и администрация школы.  Родительский актив обсуждает в микрогруппах предложенные ситуации, задает вопросы. Затем аналогичную работу проводим на классных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступает уже члены родительского актива. Проводится раз в год.
  •  Родительское собрание.  Цель мероприятия: согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе»; «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, лектория, совместно с детьми  и др. Проводится каждую четверть.
  • Семинары-практикумы. Цель мероприятия: создание между педагогами и родителями еще более доверительных отношений. Такие семинары планируются и организуются на основе анкетного изучения интересов и запросов родителей и посвящены актуальным вопросам воспитания: «Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать ребенка» и пр. Особенностью таких семинаров и их отличием от родительских собраний является то, что они проводятся для небольшого круга представителей семей, посвящены одной узкой тематике и включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей. Рассказ о своем опыте взаимодействия с ребенком, свободный обмен мнениями дает возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам — диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет. Проводится раз в год.
  •  Творческие мастерские. Цель мероприятия: создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. К такой работе привлекается педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Проводится раз в год.
  • Совместная досуговая деятельность. Цель мероприятия: сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится следующие мероприятия: проведение совместных праздников, посещение театров, выставок, туристические походы, спортивные соревнования, экскурсии, игры по сюжетам известных телевизионных передач. Проводится раз в пол года.

Любое совместное мероприятие позволяет родителям: 1) увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; 2) апробировать разные подходы; 3) посмотреть, как это сделают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия, не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

  •  Родительский тренинг. Цель мероприятия: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.  Задача психолога дать импульс к развитию, дать навык самостоятельной работы, обновить мышление, взглянуть на ситуацию по-новому. В данном мероприятии может  участвовать как один, так и  оба родителя.   Работа по тренинговой программе помогает участникам: 1) почувствовать собственную ответственность за свои проблемы в воспитании детей; 2) осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при воспитании детей; 3) научиться поддерживать детей и подростков с разными проблемами и разными стилями поведения; 4) развивать у себя умение эффективно слушать, создавать у детей ощущение, что их понимают и принимают; 5) овладеть способами выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных; 6) видеть и понимать психологические особенности детей и подростков, учитывать эти особенности в общении с ними. Проводится 3 раза в год.
  • Совместная проектная деятельность. Цель мероприятия: создание социального партнерства между родителями и детьми, при котором дети ищут решение проблемы, опираясь на помощь взрослых. К данным мероприятиям можно отнести: 1) оформление кабинета; 2) озеленение пришкольного участка; 3) выставка семейных поделок; 4) портфолио семьи; 5) рассказ о традициях своей семьи, села, страны; 6) создание классной библиотеки; 7) уборка территории.

Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика. Цель мероприятия: выяснение запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.  Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.
  • Посещение семьи на дому. Цель мероприятия: знакомство с условиями жизни ребенка. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
  • Индивидуальная консультация (беседа)Цель мероприятия: создание доверительных отношений между педагогом и родителями. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
  • Выполнение индивидуальных поручений. Цель мероприятия: оказание организационной помощи учителю, содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом), в организации встреч с интересными людьми или поручения, предполагающие участие в решении хозяйственных задач,  участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. 

Наглядно-информационные формы:

  • Выставки работ. Цель мероприятия: привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве. Это мероприятие не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку.
  • Фотоколлаж, видеосъемка. Цель мероприятия: освещение педагогического процесса, не предусматривающее непосредственного контакта педагога и родителей.  Особенно любимая наглядно-информационная форма работы, поскольку не все родители могут посещать школьные мероприятия. Помимо фотоколлажа данная форма включает в себя фильмы-поздравления, записи детских праздников, конкурсов, открытых занятий.
  • Памятки для родителей. Цель мероприятия: ознакомление пап и мам учеников с основными принципами воспитания, взаимоотношения в семье между взрослыми и детьми, вопросами здоровья, безопасности и развития ребёнка. Памятки для родителей подскажут, как им действовать правильно при возникновении каких либо проблем у ребёнка – дома, в школе или на улице. Это может быть нежелание учиться или плохое поведение. Не все родители знают как лучше и правильнее реагировать на получение ребёнком «двойки» или, например, какой дать совет на вопрос о том, как решить спор с одноклассником. 
  • Группа в социальных сетях. Цель мероприятия:  письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Если раньше переписка велась в дневниках, то сейчас в связи с появлением телефонов и компьютеров переписка ведется в вайбере, ватсапе и в контакте. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
  • Благодарственные письма. Цель мероприятия: письменная благодарность и признание работы родителей в жизни школы и детей. Данное мероприятие поднимает авторитет родителя в глазах ребенка.

Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

Содержание  и этапы реализации программы

Пояснительная записка

      Предлагаю вашему вниманию интерпретацию перспективного плана воспитательной работы. В сетке плана чётко прослеживаются основные направления воспитательной работы,  задачи классного руководителя по реализации каждого направления, можно проследить поэтапную реализацию программы воспитательной работы через динамику методов, приёмов и форм работы с учётом возрастных особенностей детей.

 Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы)

Сроки и этапы реализации программы

История

Каждая жизнь - история, захватывающая и абсолютно непредсказуемая. Мы привыкли восхищаться биографиями замечательных людей, ориентируемся на них, ищем подсказки в историях выдающихся личностей. Но совсем забываем, что истории людей вокруг нас, также могут научить многому. Как уникально жизненное полотно любого человека. Сколько там всего: эмоций, событий, мудрости. Нет неинтересных судеб, лишних людей, случайных смертей. Есть великая тайна бытия каждого. И это очень ценно, что мы можем делиться своими историями, узнавать истории других.

Да, все мы идём своими путями. Мне кажется важным не терять осознание того, что мой путь - это уникальное сочетание следов, образующее прекрасный узор. И помнить, что кто-то пишет свое полотно рядом.

1 этап   2017 – 2018 учебный год   –  5 класс

«История класса»
Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся.
Форма деятельности: коллективные творческие дела, игры, конкурсы, праздники,  мини-проекты, совместные с родителями мероприятия.

2 этап    2018 – 2019  учебный год  –  6   класс

«История семьи»
Цель: привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Форма деятельности: проектная деятельность, изучение семейных традиций, соревнования, экскурсии, туристические походы, портфолио семьи, праздники.

3 этап   2019 – 2020 учебный год   –  7 класс

«История моей Родины»
Цель: формирование у школьника активной гражданской позиции, воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мировоззрение.

Форма деятельности: познавательные беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги, выставки, проекты,  совместные с родителями мероприятия, тренинги нравственного воспитания.

4 этап   2019 – 2020 учебный  год  –  8 класс
«История моей личности»
Цель: создание условия для развития УУД, необходимых для успешной деятельности, помощь ученику в  реализации интеллектуального потенциала в окружающей жизни, воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

Форма деятельности: интеллектуальные марафоны, тематические недели, исследовательские проекты, беседы о ЗОЖ, спортивные соревнования, марафоны, дни здоровья.
5 этап   2020 – 2021 учебный  год  –  9 класс

«История моей профессии»
Цель: создание условий для самореализации учащихся.
Форма деятельности: диагностика, тестирование, экскурсия, предметные факультативы, организация спецкурсов.

         Программа осуществляется:

  • Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • Через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, тренинги, мастер-классы);
  • Через систему дополнительного образования (конкурсы, выставки, соревнования, мастер-классы);
  • В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время (викторины, праздники, экскурсии);
  • В ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
  • Через сотрудничество с родителями учащихся;

Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную,  досуговую,  общественно-организаторскую, допрофессиональную.

Основные направления

Задачи

Формы, методы, приёмы и темы воспитательной работы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Нравственное и духовное воспитание

Формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях.

Классный час «Кодекс чести ученика», Фото-спринт «Один день из школьной жизни»,

Цикл классных часов по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо», Ролевая игра «Давай играть, давай дружить»,  День комплиментов, Классный час «Чем сердиться, лучше помириться», Акция «Открытка».

Беседа «Доброта и милосердие», Диспут «Счастье семьи», Игра «День отца», Праздник бабушек и мам, Классный час «Спешите делать добро», видеопоздравление для мам,

 Акция «Завтрак для мамы» Классный час «Что значит быть хорошим сыном и дочерью», Театральная постановка на английском «Масленица».

Классный час «Долг»,

День вежливости, день хороших манер, Акция «Руки сердечное тепло», Конкурс чтецов «Моя Родина», Беседа «Этикет. Поведение в общественных местах», Классный час «О Родине с любовью», Беседа «Чужой беды не бывает», беседа «Мой любимый праздник».

Классный час «Ценности трех поколений», Мероприятие в библиотеке «Детская библия», Конкурс эссе «Будьте милосердны», Тренинг по формированию толерантности, Театральная постановка на английском «За окошком Рождество»  Беседа «Порядочность и честность», Проект «Мы составляем наш автопортрет», тренинг «Мои качества», марафон вежливости.

Диспут "Человек - это возможность", вечер встреча «Подарим лучики тепла», классный час-презентация «Пять ступенек счастья», сочинение «Нравственные уроки моей семьи», Игровая программа «Этикету все верны, и крестьяне и цари», сочинение «Мои плохие и хорошие поступки».

Гражданско-патриотическое

Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Интерактивное тестирование.

Классный час «Я – ребёнок, я – человек», Конкурс рисунков «Я – патриот своей страны», Экскурсии в виртуальные музеи «Юбилей Великой Отечественной войны», Сюжетно-ролевая игра «Солдатушки- ребятушки», Участие в Вахте Памяти.

«Встреча с ветераном», Акция «Письмо солдату» (в электронном виде).

Конкурс сочинений, «Что я знаю о войне», Соревнования «А ну-ка мальчики», выставка «Национальные костюмы моей Родины», Участие в Вахте Памяти.

Сочинение «День Победы»,

Презентация «История района и его достопримечательности», Встречи со знаменитыми земляками, Посещение музея, Классный час «Государственные праздники России», Участие в Вахте Памяти.

Видеопроект «Мой край», Игра-викторина «Знатоки истории», Классный час «Я причастен к России», Конкурс «Песни военных лет», Дискуссия «Я смотрел фильмы о войне», Посещение Музея Боевой и Трудовой Славы, Посещение виртуальных музеев, Участие в Вахте Памяти.

Классный час «Волга-матушка», Круглый стол «Армия – за и против», Игра «Зарница», Исследовательская работа «Значимые люди нашего района. Наши земляки»

(выпуск газеты), Участие в Вахте Памяти, Оформление стенда и беседа «Брестская крепость».

Здоровье-сберегающее

Способствовать формированию  потребности в здоровом образе жизни; профилактика вредных привычек, применение здоровьесберегающих технологий.

Вред от современных гаджетов и компьютера.

Акция «Жизнь в позитиве» (10 сентября - Всемирный день предотвращения суицида), Кросс «Золотая осень», Классный час «Культура поведения за столом», встреча с инспектором ГИБДД, проект «Безопасный путь домой», Экскурсия по дорогам села.

Диспут «Формула здоровья», Кросс «Золотая осень», Акция «Помоги перейти дорогу», Поход в бассейн, Презентация «Здоровый образ жизни», совместный поход с родителями на каток, Просмотр фильма «Безопасность в сети интернет».

Беседа «Роль спорта в жизни человека», Кросс «Золотая осень» Выставка проекта «Как одеваться стильно, модно и удобно», Поход в лес, Круглый стол «Значение физкультуры и спорта», Лекция мед. работника «Как нужно правильно питаться?», Беседа «Права и обязанностей детей».

Цикл классных часов «Здоровые привычки - ЗОЖ», Мероприятие с родителями кросс «Золотая осень», Презентация Роль спорта в жизни человека, марафон «Жизнь в движении», Социальная игра «Если ты попала в беду. Телефон доверия», Анкетирование учащихся об отношении к вредным привычкам.

Кросс «Золотая осень», Классный час «Стресс», Урок здоровья «Мой иммунитет», Классные часы по профилактике курения, употребления  алкоголя и наркотиков. Венерические заболевания. СПИД; Презентация «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек».

Иител-лектуальное

Способствовать повышению интеллектуаль-ного уровня, расширению кругозора детей.

Интеллект - игры «Умницы и умники», «Кто хочет стать миллионером»

(компьютерные игры).

КТД «Город весёлых волшебников».

Интел-лектуальная игра «Что? Где? Когда?», интеллект-конкурс «Поле чудес», Экскурсия в библиотеку.

Интел-лектуальный марафон «Мозговой штурм»,

Игровая программа «Знатоки».

Интел-лектуальная игра «Где логика?», Интеллект - конкурсы,

Семинар-практикум «Мнемотехники», Марафон «новое слово»

Научно-практические конференции, Интернет – конкурсы, Подготовка презентаций, исследовательских работ, Семинар - практикум «Скорочтение».

Культуро-творческое и эстетическое

Способствовать развитию творческих способностей детей.

Создание классного уголка, Свод законов класса, Открытки учителям, Озеленение класса,  Поделки, Украшение класса к новому году, Театральная постановка «Сказка на новый лад».

Участие в школьных, районных, краевых конкурсах детского творчества, Праздник «Хэллоуин», Подарки для мам своими руками», Постановка танца для мам и бабушек, Оформление книжной выставки «От дня знаний, ко дню чтения и грамотности».

Участие в школьных, районных конкурсах детского творчества, Создание проектов по профилактике вредных привычек, Создание творческих презентаций, Праздник «Осенний бал».

Участие в школьных, районных, краевых конкурсах детского творчества. Конкурсы рисунков, плакатов, проектов по профилактике вредных привычек, Создание творческих презентаций, видеороликов, Музыкальное мероприятие «Я – талантлив».

Участие в школьных, районных конкурсах детского творчества. Конкурсы рисунков, плакатов, проектов по профилактике вредных привычек, Создание творческих презентаций, видеороликов, видеофильмов.

Размещение на сайте школы лучших работ.

Экологическое воспитание

Формировать  эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.

Фотовыставка «Как чудесен этот мир, посмотри», Сбор макулатуры, Участие в экологическом субботнике «Зелёная Россия»,

Фотоконкурс: «Мой родной край».

Акция «Покормите птиц зимой», «Ради жизни на Земле». Конкурсы рисунков, плакатов, творческих работ на тему экологии, Урок-дискуссия

«Приведи в порядок свою планету».

Классный час «Мы в ответе за тебя, Земля»,

Экологический марафон «Сохраним лес», Викторина «На пороге экологической катастрофы», Беседа «Мы выбираем жизнь»

Конкурсы рисунков, плакатов, творческих работ на тему экологии.

Участие во Всероссийском конкурсе «Зелёная планета», Экологический проект – сдай батарейку, спаси планету, Экскурсия в лес «как красиво осенью», Классный час  «Самые «зеленые» профессии», Дискуссия  «Экология и здоровье человека»

Конкурсы рисунков, Мероприятие «Живи, земля».

Экологический форум «Сохраним биосферу»,

Конкурсы рисунков, плакатов, творческих работ на тему экологии, Поход на лыжах в зимний лес, Акция «Очистим парки».

Воспитание положитель-ного отношения к труду и творчеству

Развитие потребности в творческом и физическом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

Дежурство по классу, работа на пришкольном участке, Классный час «Без труда ничего не даётся»,

Акция «Чистый двор», Генеральная уборка кабинета, Беседа «Кем я хочу быть».

Оказание помощи ветеранам,  Субботники, Акция «Школа улыбнётся, чистотой», Классный час «Роль знаний в выборе профессии», Беседа «Что влияет на выбор профессии?», Деловая игра «Город мастеров», Беседа «Можно ли заработать на хобби?»,

Генеральная уборка кабинета, Дежурство в столовой.

Трудовой десант на заданные  объекты, Генеральная уборка кабинета, Классный час  «Трудовые права молодежи»,

Дежурство по школе,

Экскурсии на предприятия района, Защита творческих проектов «Моя будущая профессия», Дежурство в столовой, Дежурство в школе.

Профориентационные мероприятия:

Анкета «Дело твоей жизни», Анкета «Карта интересов»,

Акция «Чистый берег реки»,

Классный час «Мир профессий и твое место в нем», Квест на профориентационном событии «Познай самого себя»,

Встреча с профессионалами (родители рассказывают о профессии) «К нам гости», Дежурство по школе.

Профориентационные мероприятия: экскурсии на предприятия района, участие в районных и областных Ярмарках профессий, защита творческих проектов «Профессия моей мечты»,

Акция «Чистое село».

Дежурство по школе.

Встреча с профессионалами (родители рассказывают о профессии) «К нам гости»

Социо-культурное и медиа-культурное воспитание

Развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

Классный час «Отзывчивости тоже надо учиться»,

Классные часы «Погружение в своё я», «Расскажи мне обо мне», «Мои способности и недостатки», «Мой режим дня», Выставка рисунков «Мир, в котором я живу».

Классный час «Культура приветствия», Беседа «Жизнь в сети: могут ли виртуальные друзья заменить реальных?», Акция памяти «Дерево моего мира», Выставка рисунков «Мир, в котором я живу», Беседа «Сострадание. Право на лучшую жизнь».

Фестиваль национальных культур «Под небом России», Упражнение «Мой чёрно-белый портрет», Тренинг «Самооценка», Тест

«Моя самостоятельность», Классный час «Жизнь в сети: могут ли виртуальные друзья заменить реальных?».

Урок-практикум «Пять первых шагов самосовершенствования», Классный час «Поведение – основа общения»,

Беседа «Я» и защитные механизмы, Классные часы «Мир без конфронтации. Учимся решать конфликты»,  Единый классный час «День воссоединения Крыма с Россией».

Час памяти «Беслан.. Боль и скорбь всей планеты», Воспитательное мероприятие «Маска моего я»,

Викторина «Героями ты славишься, Россия!»

Семинар: «Психология  

 самообразования  

 и самовоспитания», Единый классный час «Холокост – трагедия, которая не должна повториться».

Правовое воспитание и культура безопасности

Способствовать формированию правовой культуры детей, профилактика правонарушений.

Подготовка памяток безопасности и их распространение, Встреча с инспектором по делам несовершенно-летних, Классный час

«Безопасность в сети Интернет», Тематический урок по ОБЖ «Спаси себя сам!».

Квест-игра «Твоя безопасность», Знакомство с системой защиты прав ребёнка,

Безопасность в сети Интернет, Единый классный час «Правила дорожные знать каждому положено».

Урок-практикум «Конституция - гарант наших прав», Классный час «Знакомство с Уголовным Кодексом РФ», Видеолекция

«Безопасность в сети Интернет», Участие во Всероссийской акции "Детки в сетке"

Единый классный час «Ты – гражданин правового государства. Права и обязанности», Классный час «Для чего нужен закон?»,

Участие во Всероссийской акции

«Час кода».

Методика «У края пропасти» - профилактика правонарушений среди подростков, встреча с инспектором по делам несовершенно-летних.

Классный час «Правила этикета при работе в сети Интернет».

Детское само-управление, работа с активом

Формирование системы самоуправления в классе.

Организация самоуправления, выборы ответственных, деление на комиссии, утверждение структуры и плана.

Работа по плану, утверждённому на собрании актива, организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах. Обучение актива.

Работа по плану, утверждённому на собрании актива, организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах

Работа по плану, утверждённому на собрании актива, организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах.

Работа по плану, утверждённому на собрании актива, организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах

Воспитание семейных ценностей

Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей для решения единой цели: воспитание и образование в единстве требований, поддерживать авторитет родителей в глазах детей.

Проект: «Мои близкие», Классный час «Что значит родные люди?»,

Тематические родительские собрания «Наши бабушки и дедушки», Выставка детских рисунков для старшего поколения «Все краски осени».

Классный час «Держим равнение на старшее поколение!», Единый классный час «Мир озарен твоей любовью….,

Игра- путешествие «По семейным архивам».

Тематические родительские собрания.

Беседы «Диалог поколений», «Родители и семья», «Жизнь дома», «Почему возникают проблемы с родителями?»,

Тематические родительские собрания.

Беседы

«Твоя дружная семья»,  «Друзья семьи»,  «Что значит близкие люди?»,

Тематические родительские собрания.

Круглый стол: дети и родители «Встреча поколений»,

Родительская конференция «Наши дети сдают экзамены»,

Тематические родительские собрания.

 Психолого-педагогическая поддержка

Создание оптимальных психолого-педагогических условий  для воспитательного процесса, диагностика личности.

Анкетирование, диагностические методики  «Цветик-семицветик», ранжирование, психологический тренинг, комната психолога, методика шкалирования

Методики диагностики «Фантастический выбор», «Недописанный тезис»,

Ассоциативный тест, сферограмма.

Интервью с психологом, акция «Телефон доверия».

Методика «Стресс», упражнение «Волшебное озеро».

Приёмы «Интерпрета-ция», «Резюмирова-ние», «Зеркало».

Упражнение «Поговорки - зеркало настроения», арт-терапия.

Приёмы «Само-раскрытие»,

«Эмоциональный отклик», «Пейзаж – зеркало настроения». Музыко-терапия, библиотерапия

Работа с учителями-предметниками

Профилактика плохих оценок, конфликтов с учителями, формирование авторитета учителя.

Круглый стол «Адаптации 5-х классов», посещение уроков. Индивидуаль-ные беседы. Интегрирован-ный классный час «Все школьные предметы важны».

Круглый стол «Единство требований в учебно-воспитатель-ном процессе». Посещение уроков.

Круглый стол «Способы организации дисциплины на уроке».

 Посещение уроков.

Интегрирован-ное занятие «Общие требования оценивания». Посещение уроков. Индивидуальные беседы.

Круглый стол «Государствен-ная итоговая аттестация». Посещение уроков, индивидуаль-ные беседы.

 Работа с классом

Изучение коллектива детей, проектирова-ние перспектив и образа жизнедеятельности класса, деятельность по сплочению и развитию коллектива.

Создание ученического портфолио, подготовка электронного портфолио класса, праздник именинников,

Организация органов само-управления  КТД.

КТД «Разговор при свечах», «Волшебный  

 стул», «Мой класс - моя семья».

 Творческое дело «Устав класса»,  

 конкурс «Герб и  

 эмблема класса»

(подготовка презентации).

Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах органами само-управления.

Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных делах  органами само-управления

Организация, подготовка и участие в классных и общешкольных  делах органами само-управления

Работа с родителями

Привлечение родителей, школьной жизни, повышение педагогической культуры семей.

День открытых дверей: линейка, классный час «Первый раз в пятый класс», Конференция «Социальная и психолого-педагогическая защита ребенка», тренинг «Прежде всего мы родители», семинар- практикум «О трудностях учения», тематические родительские собрания

День открытых дверей: праздник «День матери», Конференция «Семья и школа – пути взаимодействия», тренинг «Путь понимания и доверия», семинар- практикум «Роль общения в жизни школьника», тематические родительские собрания

День открытых дверей: открытый классный час «О Родине с любовью», Конференция «Здоровая семья – здоровый ребенок», тренинг «Родительская компетентность», семинар- практикум «Проблемы компьютерной зависимости», тематические родительские собрания

День открытых дверей: «За окошком Рождество», Конференция «Союз семьи и школы», тренинг «Воспитание в семье и школе», семинар- практикум «Возрастные особенности 8-миклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение  учёбе. Способы их преодоления.», тематические родительские собрания

День открытых дверей: Классный час «Пять ступенек счастья», Конференция «Готовимся к экзаменам», тренинг «Учимся понимать друг друга», семинар- практикум «
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе», тематические родительские собрания

Работа с социумом

        Сотрудничество с организациями с. Красноармейское  в реализации основных направлений воспитательной программы:

  • взаимодействие с ОВД, ИПДН и ГИБДД Красноармейского района;
  • сотрудничество с центром «Семья»;
  • взаимодействие с ЦРБ (организация мониторинга здоровья учащихся школы, работа по профилактике различных заболеваний, проведение медосмотра, просветительская работа по вопросам здоровья);
  • взаимодействие с райвоенкоматом (работа с допризывной молодежью, организация внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию учащихся);
  • проведение профориентационной работы (ЦРБ, ЦЗН).

Ожидаемый результат

        Формирование конкурентно, социально и профессионально мобильной личности, способной  обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом, обладающей модельными характеристиками, которые должны позволить ей достигнуть предполагаемого социального статуса:

  • умение действовать самостоятельно, а значит, осуществлять выбор;
  • быть толерантным, воспринимать и уважать другие культуры;
  • создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной  

        ответственности;

  • активная гражданская  позиция;
  • позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • коммуникабельность, умение общаться;
  • патриотическое отношение к России, к малой родине;
  • ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.

     

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для меня, как для классного руководителя, очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на ряд следующих критериев:

  • удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  • повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;
  • сформированность ценностных отношений учащихся;
  • осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения;
  •  формирование мотивации к обучению;
  •  умение общаться, осознавать свои поступки;
  • активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
  • вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;
  • беседы с учащимися;
  • наблюдения;
  • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Мониторинг эффективности программы

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. Освоение учащимися образовательной программы.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность учащихся.

4. Сформированность учебной деятельности.

  1. Тест интеллектуального развития.
  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
  3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

1. Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Методика «Диагностика нравственной самооценки».
  2. Методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям».
  3. Методика «Диагностика нравственной мотивации».
  4. Социализированность личности обучающихся (методика М.И. Рожкова).

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

3. Знание этикета поведения.

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
  2. Педагогическое наблюдение.

Сформированность эстетического потенциала ученика:

1. Развитость чувства прекрасного.

2. Сформированность других эстетических чувств.

  1. Методика Торренса.
  2. Педагогическое наблюдение.

Сформированность физического потенциала ученика:

1. Состояние здоровья.

2. Развитость физических качеств личности.

  1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.
  2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе:

1. Комфортность ребенка в школе .

2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе.

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью».          

2. Методики «Наши отношения», «Психологическая  

    атмосфера в коллективе».                    

Сформированность классного коллектива:

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Развитость самоуправления.

3. Сформированность совместной деятельности.

  1. Методика «Наши отношения».
  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н.  

   Лутошкин).

  1. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.


Литература

  1. Агафонова А. В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  2. Андреев А. А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
  3. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  4. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система школы: от А до Я». – М. «Просвещение», 2006.
  5. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 - 11 классах», М., «Русское слово», 2011.
  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005.
  7. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 2011.
  8. Погодина С. «Как развить способности ребенка» - СПб, «Питер», 1997.  
  9. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
  10.  Степанов Е. Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  11.  Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004
  12.   Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепция воспитания» - М. «Творческий центр», 2003  
  13.  Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» - М., 2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа воспитательной работы в классе

Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...

Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Авторская воспитательная программа "Все флаги в гости к нам"

   Данная программа создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы с использованием эффективности педагогической работы....

Авторский воспитательный профориентационный проект: «Школа Вожатых» для обучающихся среднеобразовательной школы

Вопрос профессиональной ориентации становится значимой проблемы деятельности образовательных учреждений. Ребенку тяжело определиться с направлением, которое он хочет выбрать для своей профессиональной...

Авторская воспитательная система "МYНГЭН СЭРГЭ"

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в об...