Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.
материал
Перевод из младшей школы в основную-переломный момент в жизни обучающихся. Какие эмоции принесёт этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей, и в первую очередь от классного руководителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я являюсь классным руководителем 5а класса второй год.
Перевод из младшей школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей , и в первую очередь, от классного руководителя.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности четвероклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности четвероклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в основную связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в основной, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. Самым сложным период адаптации является сентябрь-ноябрь месяцы.
В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы классного руководителя по преемственности. При этом нужно чётко понимать, что переход из начальной школы в основную, предусматривает три этапа:
- Подготовительный
- Адаптационный
- Стабилизационный
Итак : диагностика обучающихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Прежде всего, благодаря классному руководителю начальной школы, я имела полное представление о классе. Каким образом прошло знакомство с классом. Характеристика класса осуществлялась по критериям:
1критерий: Эффективная учебная деятельность
- Учебная активность
- Усвоение знаний (успеваемость)
2критерий: Усвоение школьных норм поведения
- Поведение на уроке
- Поведение на перемене
- Критерий: Успешность социальных контактов
- Взаимоотношения с одноклассниками (общительный, малоинициативный, сфера общения ограничена и т.д)
- Отношение к учителю (проявляет дружелюбие, дорожит хорошим мнением и т.д).
- Отношение с родителями.
- Критерий: Эмоциональное благополучие
- Эмоционально благополучен
В результате совместной работы я имела представление об обучающихся по всем критериям. Наиболее заметен был поведенческий аспект. Эти дети не слышали, не видели и не понимали что от них хотят. Для меня это стало задачей номер один.
Итак, определив круг своих задач, началась моя деятельность как классного руководителя:
Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся во многом зависит от установления правильного контакта с каждым в классе. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство состоит в том, чтобы вовремя подсказать обучающимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности. Обучающиеся 4класса при переходе испытывают стресс, и классный руководитель, и учителя предметники должны помнить об этом, помочь каждому занять своё место, свою нишу в классном коллективе. Только совместная деятельность может дать положительный результат.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. На сегодня что мы имеем:
Результат деятельности обучающихся (4класс и начало 5класса). Портфолио. (деятельность представлена в фотографиях по компетенциям)
- Целостно-смысловая компетенция.
- Общекультурная
- Учебно-познавательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Социально-трудовая
- Компетенция личностного самосовершенствования
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В классе сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. Есть обучающиеся, которые охотно вовлекаются во все мероприятия и дела класса. Охотно посещают школьные кружки:
«Акварелька», «Ритмическая гимнастика» - Катя,Александра,Анастасия. Я постаралась вовлечь в кружки всех детей.
Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями обучающихся. Я тесно поддерживаю контакты, конечно, с родителями тех детей, которые вызывают беспокойство. Благодаря такому тесному общению с мамой Руслана, Артемия, Артёма наметилась положительная динамика в решении вопросов поведения. И что приятно, родители сами охотно идут на контакт с кл.руководителем.
Конечно этот контакт неполный. Хотелось, чтобы родители проявили свою инициативу, своё желание помочь своему ребёнку не только в общении с классным руководителем, но и вышли на контакт со школьным психологом. Те же родители утверждают, что их дети дома ведут себя хорошо, а мы знаем что это не так. Они нуждаются в психолого- педагогическом сопровождении «Разговор с психологим». И инициатива должна исходить от родителей. Этого я пока не вижу.
Готовясь к педсовету я провела маленький опрос в своём классе. Что из этого получилось?
В 5а классе – 12 обучающихся.
1 | Хочется и нравится ходить в школу. | 95,7% |
2 | Иногда не хочется идти в школу. | 3,2% |
3 | Не хочется идти в школу. | 1,1% |
«Везёт тому, кто сам везёт» — народная мудрость. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность. Коллектив не сформируется сам по себе, а только через постоянную, ежедневную работу классного руководителя, посредством вовлечения обучающихся в разные виды деятельности.
«Дети - это цветы жизни.
Нельзя……требовать, чтобы все цветы одинаково пахли» В.М.Дорошевич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...
Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы
Выступление на школьном педагогическом совете. Материал содержит анализ анкетирования пятиклассников, проведенного классным руководителем и советы педагогам по работе с детьми в этот период....
Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную»
Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную» Становление и развитие человека происходит на протяжении всей жизни . Каждый человек формируетс...
«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....
Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"
Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...
"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".
Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....
Доклад «Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в основную»
Задачи развитияМладший подростковый возраст -- 10--11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей,...