Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы
презентация к уроку (5 класс) по теме
Выступление на школьном педагогическом совете. Материал содержит анализ анкетирования пятиклассников, проведенного классным руководителем и советы педагогам по работе с детьми в этот период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyatyy_klass.docx | 35.36 КБ |
adaptaciya_pyatiklassnikov.pptx | 885.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", поэтому ребенку необходимо приспособиться к индивидуальному стилю преподавания каждого педагога;
появляется кабинетная система, а, значит, необходимо уметь концентрироваться, воспитывать в себе собранность и внимательность;
прекращается посещение группы продленного дня, где можно было получить дополнительную помощь педагога в подготовке домашнего задания, а значит, возникает необходимость много работать самостоятельно;
возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов),поэтому приходится справляться с возросшим объемом работ как на уроке, так и дома;
возрастает темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем;
все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся. Некоторые причины подобного явления можно выявить при сравнении работы в начальной школе и в среднем звене: (слайд 2)
Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно | Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем-предметником (деиндивидуализация) |
2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика | 2. Ученик зачастую видится учителю несовершенным, в сравнении со старшими школьниками, поэтому зачастую к нему предъявляются завышенные требования |
Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику) | 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов |
Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей | 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность. |
Я, как классный руководитель , 5 «Б» класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от первых двух месяцев учебы в среднем звене.
Класс большой (32 человека), дружный, очень активный. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.
В анкетировании участвовало 25 человек.
(слайд3)
На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?» подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о хорошей мотивации к обучению, но для 2 из 25 знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.
На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни, как мы видим, не может быть и речи. По секрету мне было сказано, что «Иногда» - это только для того, чтобы увидеть Марину Петровну (скучают).
(слайд 4) Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки – это серьезный труд и , к счастью ,в большинстве они с ним справляются успешно.
(слайд 5) Ответы на вопрос о трудности предметов, я думаю, для нас очевиден: на первое место поставлены русский и математика.
вызывает сомнение объективность ответа о «нетрудных» предметах – скорее это легкий подхалимаж классному руководителю. Тем не менее, определенные выводы можно сделать.
(слайд 6) Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с которым столкнулись пятиклашки, дал, для меня неожиданный результат:
Подавляющее большинство рады увеличению нашего количества в их жизни ;
Интересной кажется для большинства и кабинетная система;
Но больше всего удивило отношение к субботам, и это значит, что пятиклассники достаточно оптимистично отнеслись к переходу из начальной школы в среднее звено. Как к переходу к новому этапу их школьной жизни .
(слайд 7) основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.
(слайд 8) хотелось бы обратится к учителям, в этом году принимающим участие в судьбе пятиклассников, прислушаться к следующим правилам:
Применять на уроках как индивидуальные, так и групповые формы работы
Практиковать нестандартные ситуации на уроке
Знать, что пик умственной активности – вторая половина урока
Выработать оптимальный темп и ритм урока
Постараться меньше использовать шумовые раздражители
Использовать динамические паузы
Создавать атмосферу доброжелательности, искренности на уроке
Следить за своевременным окончанием урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные изменения: переход от одного основного учителя к системе “ классный руководитель – учителя-предметники ” ; кабинетная система; прекращение посещения группы продленного дня; возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями; возрастает темп работы.
Некоторые причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы основную Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем-предметником ( деиндивидуализация ) 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования Преобладание устных форм работы только по одному источнику ( учебнику) Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность , проблемную направленность.
Анализ анкет 5 «Б»
Школьные предметы
Новое в школьной жизни
Взаимоотношения с родителями
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока
Учитель - не первичный источник информации . Ученики с первого этапа урока сами решают, размышляют , осваивают. На первый план познавательные категории О тсутствие излишнего контроля над детской аудиторией. Работа с первоисточниками, интересными, редкими первичными данными. Постепенное увеличение сложности предметных задач (в зоне ближайшего развития) Оценка не для фиксации ошибок, а для определения положительных изменений в ученике. Принципы педагогического взаимодействия с учениками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...
Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю.
Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю....
отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев...
Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"
Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...
Как происходит адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это соб...
Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...
Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.
Перевод из младшей школы в основную-переломный момент в жизни обучающихся. Какие эмоции принесёт этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей, и в первую очередь от классного руко...