Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную»
материал (5 класс) на тему

Лимарчук Людмила Владимировна

Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную»

 

Становление и развитие человека происходит на протяжении всей жизни . Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, а социальное окружение играет при этом весьма значительную роль.

     Большое влияние  на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья.

Можно сказать, что она программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня мы будем говорить не о роли семьи, а о влиянии классного коллектива на развитие личности.

     Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех

участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях.

     Трудности этого периода обусловлены:

- сменой социальной обстановки;

- изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- различием требований со стороны учителей предметников;

- изменением стиля общения учителей с детьми.

     Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

     Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д., значительное влияние на развитие школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками.

     Коллектив- группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью и т.д.

     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создает условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

     Чтобы ребенку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1.     Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся. Для выполнения этой задачи условия созданы. Проводимые в классе и в школе мероприятия, различные поездки классом, тематические классные часы  и т.д. способствуют формированию этих качеств.

2.     Обеспечить педагогическую поддержку учащихся для развития их творческого потенциала.  Здесь я вижу тесную взаимосвязь классного руководителя с преподавателями, которые ведут предметы в моем классе.  Работа с родителями учащихся, оказание помощи.

3.     Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни. Спортивные соревнования «Веселые старты» и др., внеурочная деятельность «Академия здорового образа жизни», поездка на каток в декабре месяце, присутствие класса в качестве болельщиков на районных соревнованиях в г.Дедовске и г.Истре. Проведение физкультминуток.

4.     Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу. Воспитание, гармоническое развитие личностных качеств ребенка:

- развитие познавательной сферы ( мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Задача – избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные ( на уроках  ИЗО, музыки и т.д.)

5.     Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, но не является изолированным институтом. Она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детсад, школа), однако, остается главной, поскольку все воздействие других педагогических систем преломляется под углом зрения семьи.

     Классный руководитель играет главную роль в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Конечно, больше всего мне хочется, чтобы в классе дети относились друг к другу с пониманием, уважением , оказывали посильную помощь, проявляли заботу друг о друге. И девиз, под которым мы живем и трудимся «Один за всех и все за одного» был не на бумаге, а воплощался в жизнь. Не все получается, к сожалению. Учащиеся во взаимоотношениях допускают  грубость, неуважение, насмешки, а иногда и применение физической силы. Безусловно, с ребятами проводится разъяснительная  работа, а если это необходимо, то приглашаются родители.

     В классе создан «Актив», который все-таки влияет на поведение и учебу отдельных учащихся. За некоторыми просто  осуществляем контроль ( ведение  записи домашнего задания, работа в классных  тетрадях). Сдвиги есть, пусть даже небольшие.

     Некоторые проступки ребят мы обсуждаем на классном собрании. Классное собрание – это массовая форма воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказать свое мнение и выразить свое отношение к обсуждаемым событиям, к поступкам товарищей. Но для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно их тщательно подготовить, продумать все вопросы, подлежащие обсуждению.

     Темы классных собраний (часов) должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Этим значительно повышается эффективность собрания.

     Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.

     По итогам трех четвертей хотела бы отметить, что в основном с программой пятого класса учащиеся справляются неплохо. Более 50% хорошистов и одна отличница, трое ребят с одной тройкой. Потенциал есть.

    

24.03.2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную»

Становление и развитие человека происходит на протяжении всей жизни . Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, а социальное окружение играет при этом весьма значительную роль.

     Большое влияние  на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья.

Можно сказать, что она программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня мы будем говорить не о роли семьи, а о влиянии классного коллектива на развитие личности.

     Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех

участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях.

     Трудности этого периода обусловлены:

- сменой социальной обстановки;

- изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- различием требований со стороны учителей предметников;

- изменением стиля общения учителей с детьми.

     Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

     Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д., значительное влияние на развитие школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками.

     Коллектив- группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью и т.д.

     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создает условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

     Чтобы ребенку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

  1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся. Для выполнения этой задачи условия созданы. Проводимые в классе и в школе мероприятия, различные поездки классом, тематические классные часы  и т.д. способствуют формированию этих качеств.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку учащихся для развития их творческого потенциала.  Здесь я вижу тесную взаимосвязь классного руководителя с преподавателями, которые ведут предметы в моем классе.  Работа с родителями учащихся, оказание помощи.
  3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни. Спортивные соревнования «Веселые старты» и др., внеурочная деятельность «Академия здорового образа жизни», поездка на каток в декабре месяце, присутствие класса в качестве болельщиков на районных соревнованиях в г.Дедовске и г.Истре. Проведение физкультминуток.
  4. Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу. Воспитание, гармоническое развитие личностных качеств ребенка:

- развитие познавательной сферы ( мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Задача – избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные ( на уроках  ИЗО, музыки и т.д.)

  1. Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей. 

Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, но не является изолированным институтом. Она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детсад, школа), однако, остается главной, поскольку все воздействие других педагогических систем преломляется под углом зрения семьи.

     Классный руководитель играет главную роль в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Конечно, больше всего мне хочется, чтобы в классе дети относились друг к другу с пониманием, уважением , оказывали посильную помощь, проявляли заботу друг о друге. И девиз, под которым мы живем и трудимся «Один за всех и все за одного» был не на бумаге, а воплощался в жизнь. Не все получается, к сожалению. Учащиеся во взаимоотношениях допускают  грубость, неуважение, насмешки, а иногда и применение физической силы. Безусловно, с ребятами проводится разъяснительная  работа, а если это необходимо, то приглашаются родители.

     В классе создан «Актив», который все-таки влияет на поведение и учебу отдельных учащихся. За некоторыми просто  осуществляем контроль ( ведение  записи домашнего задания, работа в классных  тетрадях). Сдвиги есть, пусть даже небольшие.

     Некоторые проступки ребят мы обсуждаем на классном собрании. Классное собрание – это массовая форма воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказать свое мнение и выразить свое отношение к обсуждаемым событиям, к поступкам товарищей. Но для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно их тщательно подготовить, продумать все вопросы, подлежащие обсуждению.

     Темы классных собраний (часов) должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Этим значительно повышается эффективность собрания.

     Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.

     По итогам трех четвертей хотела бы отметить, что в основном с программой пятого класса учащиеся справляются неплохо. Более 50% хорошистов и одна отличница, трое ребят с одной тройкой. Потенциал есть.

     

24.03.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...

Осуществление преемственности при переходе из начальной школы в основную

Преемсственность в обучении- одно из приоритетных направлений в работе школы с 1по 11 класс....

Статья "Проблемы детей при переходе из начальной школы в основную"

Статья "Проблемы детей при переходе из начальной школы в основную"...

«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»

Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....

Доклад «Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в основную»

Задачи развитияМладший подростковый возраст -- 10--11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей,...

Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.

Перевод из младшей школы в основную-переломный момент в жизни обучающихся. Какие эмоции принесёт этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей, и в первую очередь от классного руко...