Воспитательная работа в условиях дистанционного обучения
статья
Трудности при организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучени и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_vospitatelnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_distanta.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация воспитательной деятельности
в условиях дистанционного обучения
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.
Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки.
«В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем»— утверждал Подласый И. П. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.
В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:
– технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);
– низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);
– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);
– отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы, потому что она способна обеспечить решение следующих задач:
– индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);
– обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);
– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).
Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.
Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?
В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения этого принципа педагогу необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, в этом году при подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет, принимать участие в конкурсах, проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвященной этой знаменательной дате.
А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки?
Соответственно, в таких группах следует проводить выставку творческих работ. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в изготовлении поделок активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.
Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн.
Так, например, наша школа работала на платформах Zoom, WhatsApp. Мы с ребятами сняли небольшой фильмы «Я дома». Каждый ребенок снимал видео о том, как он проводит свое свободное время. Это вызвало у обучающихся интерес, правильные, положительные эмоции.
Еще одно направление работы классного руководителя, которое мы проводили дистанционно — это проведение виртуальных экскурсий и прогулок по знаменитым местам России и, возможно, других стран. Это организация виртуального посещения музеев, театров, выставок и других мероприятий, формирующих у учеников правильное эстетическое восприятие мировой культуры. Думаю, что и такие направления воспитательной работы как экологическое и патриотическое воспитание, тоже можно удачно вписать в дистанционный формат. Важно, что такие мероприятия надо стараться делать открытыми: в них должны участвовать не только дети, но и родители.
Ещё одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для учащихся. Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».
Можно выделить такие виды современных акций, в которых мы с вами участвовали, как:
Акция «Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Пионеры-герои», «Окна Победы», «Окна России», во время которой участники акции готовили видеоролики и фотографии, стихотворения о пионерах-героях.
• Проект «Пионеры-герои», во время которой ученики собирали информацию о пионерах-героях - участниках Великой Отечественной войны. Фото
Участие в Интернет-акциях, проектах и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и учителя, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.
При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
Итак, можно сделать следующие выводы:
– режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающими;
– старые, общепринятые формы ведения воспитательной работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;
– дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;
– для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;
– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательной работе.
Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной работы с группой обучающихся в условиях дистанционного обучения.
В наше время доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы ...
Опыт работы учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.
Проведение дистанционных занятий – это творческий процесс, и позволяет создать свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ....
Реализация воспитательной функции литературы как искусства слова для формирования субъектной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения.
В статье представлен опыт работы изучения художественного текста на дистационном уроке литературы....
Работа в условиях дистанционного обучения школьников английскому языку
Моя работа в удаленном формате началась еще в прошлом году с сентября месяца, поэтому перевод школы, в которой я работаю, на "удаленку" не застал меня врасплох, кое-что я уже умела, был нара...
Анализ работы в условиях дистанционного обучения
Анализ работы в условиях дистанционного обучения -выводы...
Воспитательная работа в условиях дистанционного обучения
ull;Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г., многие образовательные организации были вынуждены осущес...