ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Программа организации воспитательной работы в классном коллективе «Ступени совершенства» |
Составитель программы | Гинькина Елена Александровна, учитель английского языка, классный руководитель |
Нормативно-правовые документы |
9.Закон Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми" (ред. от 26.10.2020).
|
Тип программы | Модифицированная |
Приоритетные направления деятельности | Духовно-нравственное Общекультурное Социальное Спортивно – оздоровительное Общеинтеллектуальное |
Возрастная категория | 11-15 лет (5-9 класс) |
Разработчик программы | Гинькина Елена Александровна, учитель английского языка, классный руководитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16», адрес: Республика Коми, г. Ухта, набережная Нефтяников, д.19, телефон (8216) 727174 |
Сроки реализации программы | 2019-2024гг. (II ступень, 5-9 классы) |
Основные разделы программы | 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Сроки и этапы реализации Программы. 4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся. 5. Совместная деятельность с родителями и социальными партнерами. 6. Комплекс мероприятий по реализации Программы. 7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы. |
Исполнители программы | Классный руководитель, педагоги, родители (законные представители) |
Цель | Создание условий для формирования разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными компетентностями, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, позитивной межличностной коммуникации. |
Задачи | 1. Способствовать нравственному и духовному развитию детей на основе изучения личности, интересов учащихся 2. Способствовать повышению способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства учащихся 3.Способствовать формированию гражданской ответственности учащихся 4. Способствовать сплочению классного коллектива 5. Организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития учащихся |
Ожидаемый результат | - Динамика личностного развития каждого учащегося в классе - Создано единое благоприятное образовательное пространство, способствующее развитию классного коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена. - Сформированы у учащихся навыки соблюдения правил для учащихся, усвоение социальных норм, правил здорового образа жизни; - Повышение уровня культуры учащихся (культуры общения); - Активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности; - Увеличение уровня личностных достижений учащихся - Активное участие родителей в делах класса |
Показатели результативности реализации Программы | - Доля учащихся, обучающихся на «4» и «5». - Доля учащихся, активно участвующих в общественной жизни класса, школы - Доля учащихся, активно участвующих в конкурсах, смотрах и т. д. - Уровень развития коллектива - Уровень развития самоуправления - Уровень воспитанности - Уровень удовлетворенности учащихся, родителей школьной жизнью - Состояние здоровья учащихся |
- Пояснительная записка
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Трудно ли быть классным руководителем? А может, интересно? И трудно ,и интересно. Но ещё я добавлю: ответственно. Только представьте: вот они, пятиклассники, а через семь лет-семнадцатилетние и восемнадцатилетние юноши и девушки. И в том, какими они станут, будет и моя доля участия. Для меня это ответственно.
И я вновь обращаюсь к принципам моей педагогической концепции. Хочу видеть своих учеников совестливыми, добрыми: для меня это значит — внимательное отношение к человеку. Учить чувствовать тончайшие переживания другого человека.
Для меня важно создать в классе благоприятную обстановку для общения: развить такие качества ,как товарищество, способность к дружбе; чтобы каждый чувствовал себя в моём классе комфортно .И школьные годы для моих учеников не только годами радости познания, но и годами радости общения.
Это всё принципы моей педагогической концепции. А как она претворяется в действии?
Прежде всего, это создание традиций класса, потому что они укрепляют взаимоотношения, развивают эмоциональную память. Поздравление с днём рождения ( и всегда по-разному интересно и внимательно), фотографироваться для архива класса, вечера отдыха с любимыми играми, поздравление мальчишек с 23 февраля, девчонок с 8 марта; рассказать о себе; даже генеральная уборка-тоже традиция.
А девиз моей педагогической концепции: «Всегда всё вместе»- три «В».
Вы спросите: «А где же здесь индивидуальность, личность?» Только в общении, только в нём становишься индивидуальностью-моё убеждение.
Вырабатываем примерные правила жизни класса, ведь семь лет нужно вместе пройти.
Знать интересы детей-тоже мой принцип работы. Поэтому их рассказы об увлечениях меня всегда удивляют, я восхищаюсь. сколько много умеют дети делать руками: и выпиливают, и конструируют, и пекут, и вяжут. И плетут всевозможные банты, цветы к картинам. А ещё ухаживают за домашними питомцами... В результате одноклассники больше узнают друг друга.
Важным условием моей концепции или даже качеством меня как человека является честность. Если я говорю детям о непреходящих нравственных ценностях, то сама глубоко в них убеждена.
Воспитать патриота. Кажется звучит громко, может, и высокопарно. Но именно патриота, которому дорог родной край, человека, который понимает ,что можно о любви к Родине и не говорить, но любовь к ней чувствуется во всём. И в хорошей учёбе тоже, в знании исторических свершений. Разве ты только для себя учишься?
Не вспомним ли слова Михаила Васильевича Ломоносова, смыслом жизни которого было» утверждение наук в Отечестве»? Вспомним и прочитаем наизусть(учили)
...О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать
Это обращение великого Человека через века к нам, сегодняшним. Знания- залог процветания Родины. Жизнь Ломоносова, отданная развитию наук меня глубоко волнует, и я хочу, чтобы мои ученики знали выдающихся людей России, и в частности Республики Коми. Улицы имени Оплеснина, Алексеева, Куратова, Савина... «Я здесь живу, я хожу по этой земле, поэтому хочу знать,»- это тоже принцип моей педагогической концепции.
Умение гордиться, восхищаться людьми, как Доктор Лиза. Почему эта женщина посвятила себя служению людям: больным, оставшимся без крова? Что ею руководило? Находиться там, где особенно нужна. «А могу ли я походить на неё?» Зададим себе эти вопросы.
Учить чувствовать чужую боль, заботиться о жизни другого человека- тоже принцип моей педагогической концепции. Донести до детей мысль, что подвиг Зои Космодемьянской её стойкость, её мужество. Одна и десятки фашистов, озверевших. И никакие другие доводы: а зачем пошла? уже было выполнено одно задание?- меня и моих учеников с толку не собьют.
Это история нашей страны, а история начинается с семьи: с любви ко всем домочадцам; с заботливого отношения к каждому.
И принцип моей педагогической концепции-глубокое уважение родителей.
Может, поэтому мне совсем нетяжело проводить родительские собрания. Мы говорим не только об учёбе, мы говорим о том, что нас (родителей и меня) радует в детях, что огорчает, какие есть проблемы и как их решить.
Родители любят вспоминать свои школьные годы. Что было замечательного? Почему одноклассники до сих пор близкие люди? И родители с улыбкой и волнением пишут письмо детям- послание с родительского собрания.
Я думаю: если чувствуешь себя классным руководителем,- то это на всю жизнь.
Рано-ранёшенько иду я в школу, встречаю редких прохожих, и мне их даже жалко, что не знают они такой страны, где мир удивительный и разнообразный, страны, которая называется школа.
Захожу в кабинет, включаю свет, поправляю парты, стулья, просмотрю всё приготовленное ещё вчера. И вот уже бегут неугомонные. Меня вновь ожидает встреча с детством и юностью. И я буду предельно аккуратна в своих словах и поступках, чтобы случайно не задеть, не обидеть.
Это тоже принцип моей педагогической концепции.
Школа -надёжный и верный причал.
Жизнь бьёт всегда здесь ключом;
И хочется очень, чтоб кто-то сказал:
« Я буду, как вы, классным!»(руководителем)
Поэтому воспитательная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана с учётом культурно-исторических особенностей Республики Коми и особенностей организации образовательного процесса МОУ «СОШ №16», потребностей учащихся, родителей, возможностей социальных партнёров.
Результаты наблюдений, мониторинга классного коллектива, проведенного по завершении уровня начального образования, обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы:
- адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе на следующий уровень образования;
- повышение мотивации к учебе (вследствие увеличения учебной нагрузки);
- повышение интереса детей к общешкольным делам;
- укрепление межличностных связей в коллективе;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Реализация Программы осуществляется:
∙ через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
∙ через систему КТД и традиционных дел ОУ;
∙ в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
∙ в ходе взаимодействия со школьными службами (педагог- психолог, социальный педагог, школьный музей);
∙ через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города.
Формы работы
1. Классные часы и собрания.
2. Диспуты, конференции, круглые столы.
3. Ролевые и деловые игры.
4. Тренинги.
5. Презентации.
6. Викторины, КВНы, вечера отдыха, концерты
7. Социологические исследования.
8. Экскурсии, походы.
9. Спортивные соревнования.
10. Трудовые десанты, субботники.
11. Родительские собрания, семинары.
12. Вечера для родителей.
13. Часы общения.
14. Акции.
15. Выставки.
II. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными компетентностями, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, позитивной межличностной коммуникации.
Задачи:
1. Способствовать нравственному и духовному развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов,
2. Способствовать повышению способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства
3.Способствовать формированию гражданской ответственности учащихся
4. Способствовать сплочению классного коллектива
5. Организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития учащихся
III Этапы реализации программы «Ступени совершенства»
Таблица 1
Цель | Основные задачи развития | Формы деятельности | |
5 класс (2019-2020 учебный год) | |||
Ступенька первая «Я есть» | |||
Возрастные особенности (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». | |||
Формирование мотивов учения, детского коллектива. | - формирование умения учиться в среднем звене школы; - развитие учебной мотивации, формирование интересов; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; - формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; - формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития. - формирование навыков здорового образа жизни как основы своей жизнедеятельности. | начало работы с портфолио каждого учащихся и класса, участие в школьных, городских, республиканских конкурсах, школьных викторинах, играх, концертах, школьных, спортивных соревнованиях, участие в спортивно-патриотических играх, эстафетах, участие в конференциях школьников, участие в акциях, просмотры кинофильмов, экскурсии, общешкольные мероприятия, изучение учебных дисциплин, и др. | |
6 класс (2020-2021учебный год) | |||
Ступенька вторая «Я взрослею» | |||
(11-12 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Психолого-педагогические задачи, решаются не только через работу социально-психологической службы, но и через работу педагогов, родителей и самих детей. | |||
формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала. Укрепление эмоционального и социального здоровья детей, профессиональное самоопределение личности. | Формирование гражданско-патриотических чувств, гуманистического мировоззрения учащихся, способных осознанно выстраивать свою жизнь и нравственно развиваться; - создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности; - работа по нравственному воспитанию учащихся, уделять больше внимания укреплению дружеских отношений между учащимися, предотвращению конфликтов, воспитанию толерантности; - развитие коммуникативной деятельности с помощью самоуправления; - формирование у учащихся культуры внимания к собственному здоровью; основы безопасности и здорового образа жизни; гигиеническая культура; соблюдение правил человеческого общения; - укрепления классных традиций, способствующих созданию школьного коллектива; - работа по вовлечению родителей в творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение авторитета семьи и школы. | продолжение работы над портфолио, участие в разнообразных мероприятиях, конкурсах, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, спортивные соревнования, эстафеты, участие в конференциях школьников, общешкольные мероприятия, участие в акциях, изучение школьных дисциплин, и др. | |
7 класс (2021- 2022 учебный год) | |||
Ступенька третья «Кто я?» | |||
(12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. Развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося. | |||
Формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; гражданско-патриотическое воспитание. Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. | - воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России,; - включение воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность; - воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни; - усиление роли и значения ученического самоуправления в жизнедеятельности классного коллектива. - развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; - развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки: - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; - развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям: - формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием. | активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях, конкурсах, школьных викторинах, интеллектуальных играх, концертах, спортивных соревнованиях, эстафетах, участие в конференциях школьников, участие в акциях, общешкольные мероприятия, изучение школьных дисциплин и др. | |
8 класс (2022-2023 учебный год) | |||
Ступенька четвёртая «Я – среди других» | |||
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста. Нововведение во взрослении: продолжение активного самопознания, начало работы по самопринятию. | |||
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности. Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе; воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни. | - формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии; - развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их; - развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; - развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; - формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека; - развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося. - продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни; -активизировать участие каждого учащегося в КТД | активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, исследовательская деятельность, участие в разнообразных мероприятиях: конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, конференции школьников, общешкольные мероприятия, участие в акциях помощи, изучение школьных дисциплин и др. | |
5 этап – 9 класс (2023-2024 учебный год) | |||
Ступенька пятая «Я в будущем» | |||
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. | |||
формирование образованную, физически и духовно здоровую личность, способную к самореализации и самоопределению. | - обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); - профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; - формирование «Образ успешного человека» как элемента школьной культуры; - продолжить работу по формированию патриотического, гражданского, правового сознания; - продолжать развивать ключевые компетенции личности (учебную, социально-культурную, коммуникативную, толерантную и адаптивную). - продолжить работу по формированию классного коллектива; проводить диагностики и анализировать развитие каждого учащегося и классного коллектива. | участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность, общешкольные мероприятия, изучение школьных дисциплин и др. |
IV. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. В содержании программы актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе, в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у учащихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру— ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития учащегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со Значимыми Другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации учащихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
V. Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися
Программа реализуется в соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков, с перспективными направлениями в области воспитания учащихся на основе социального заказа:
Таблица 2
Направления | Содержание, виды деятельности | Формы занятий с учащимися |
ценность Человека и человечности | Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека Приобретение опыта учебного сотрудничества: Сотрудничество со сверстниками и с учителями. Участие в школьном самоуправлении Разработка и участие в Социальных проектах | Тренинги: «Развитие уверенного поведения», «Тренинг управления конфликтом», социально- ролевые игры. Праздники (День Знаний; День пожилого человека; День Учителя; День матери; урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов; КТД («Новогодний праздник»; мероприятия ко Дню Защитника Отечества; праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; последний звонок, выпускной бал) Классные часы с обучающимися («Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;) Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции; Уроки обществознания, литературы, экспериментально- исследовательская деятельность |
отношение к России как Отечеству | Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими Страницами истории России, Жизнью замечательных людей, Обязанностями гражданина; Знакомство с историей культурой родного края, фольклором Участие в социальных проектах мероприятиях, Организация проведение национально-культурных праздников. | Уроки обществознания, истории, литературы, географии, музыки, ИЗО классные часы, встречи с выдающимися людьми, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, музейные занятия, конкурс патриотической песни, конкурс стихов , проведение Уроков мужества, акция «Подарок ветерану»; интеллектуальные игры; Встреча двух поколений (встречи с ветеранами ВОВ, Тружениками тыла,), школьный проект «Безымянный полк» |
включение учащихся в процессы общественной самоорганизации | -приобщение учащихся к школьным традициям, участие в ученическом самоуправлении, в деятельности детско-юношеских организаций и движений, в школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, Сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в военно-патриотических объединениях, Участие учащихся деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; | -День Знаний, -День рождения школы, -Посвящение в 5 класс, Новый год, -День защитника Отечества, -Международный женский день, -День Победы ВОВ, последний звонок. -Работа в совете старшеклассников -Акция «Подари улыбку» |
формирование партнерских отношений с родителями | Совместная деятельность учащихся С родителями (законными представителями); Различные Интернет-активности учащихся. Восприятия школьниками предстоящей Социальной деятельности –обеспечение социальных ожиданий учащихся, связанных с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, самостоятельностью в реализации собственных замыслов. | Урочная деятельность Тематические классные часы «Семья и семейные ценности». Выставка «Хобби моей семьи» Фестиваль детского и семейного творчества «Мы ищем таланты» Цикл спортивных игр «Мама, папа и я –спортивная семья» Викторина «Профессии родителей». Ежегодная практическая конференция. Телепередачи к 8 марта, ко «Дню матери», к «Дню защитника отечества» (организация семейных выставок) Проект «История моей семьи – история России» (совместно с родителями) Организация выпускных вечеров. 5-9кл. Организация экскурсионных поездок совместно с родителями. Участие в семейных конкурсах города. Участие в городских родительских собраниях. |
формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии
| Формирование уважения к труду и творчеству старших и сверстников; Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию воспитание сознательного отношения к учебе, труду; атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях; формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам | День профориентации День Знаний День рождения школы Субботники по благоустройству территории школы Выставки декоративно-прикладного творчества; Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; Конкурс «Новогодняя игрушка» на лучшую новогоднюю игрушку, изготовленную своими руками Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам Посещение «Ярмарок профессий» Встречи с интересными людьми Встречи с представителями вузов города. Организация дежурства по школе. Классные часы « Что такое труд?». Классные часы на тему: «Азбука добрых дел». Участие в Днях открытых дверей на базе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Экскурсии на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Олимпиады по предметам (предметным областям) |
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни | получение знаний о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей; овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья; понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья; влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»); получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы; осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы; регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене; опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды; соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учебы, труда и отдыха; отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких | Профилактическая программа «Здоровье»; Всероссийская акция «Лыжня России» День Здоровья; Тематические классные часы, посвященные здоровому образу жизни и проблемам экологии; Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; Участие в городских конференциях; Спортивные мероприятия «Самый спортивный класс», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», школьные турниры по волейболу, футболу, баскетболу и т.д. Уроки физкультуры на улице, лыжная подготовка Беседы врачей с учащимися по теме «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.д. Участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»; Акция «Внимание - дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом; Вовлечение учащихся в спортивные секции, соревнования, работу отделения дополнительного образования детей. Викторины «Если хочешь быть здоров» Участие в субботниках по уборке территории школы Участие в конкурсах проектно-исследовательских работ учащихся Участие учащихся в предметных олимпиадах (экология, география и т.д.) Организация и проведение походов выходного дня; Участие в экологических уроках и конкурсах; День Земли (экологические акции и флэшмобы) День птиц (конкурс «Домик для птиц», конкурс стенгазет) |
формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере отношений к природе | Культивированию в укладе жизни школы позитивного Образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов учащихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов. Экологическое просвещение сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, города, партнерства с общественными организациями и объединениями, в проведении акций и праздников | -Туристический слёт «В кругу друзей» (территория школы); -Выставка-презентация «Окно в мир (месячник охраны природы); -Занятия в кружке «Биолого- экологический» -Участие в Туристическом слёте (район, город) -Акция «Береги лес!» |
формирование мотивационно-ценностных отношений учащегося в сфере искусства | Получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России Развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса – желание и готовность к восприятию и оценке красоты в искусстве, природе, обыденной действительности. Развитие творческих способностей школьников в области художественной, духовной, физической(телесной)культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям. | Реализация задач развития эстетического сознания учащихся может быть возложена на уроки предметной областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» «Родной язык и родная литература», «Искусство», а также на различные формы внеурочной деятельности. Система тематических классных часов («Я талантлив» и т.д.) Работа школьных кружков (Отделение дополнительного образования детей) Система традиционных школьных праздников и мероприятий Совместная работа со школьной библиотекой Участие в конкурсах рисунков, плакатов, фотографий и т. д. Концерты и праздники, посвященные памятным для жителей города датам. Выполнение творческих заданий по разным предметам; Сотрудничество с учреждениями культуры; Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества школьного, муниципального, республиканского уровня вовлечение учащихся в реализацию социально-культурных проектов. |
Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся
Таблица 3
Этапы и реализуемые задачи профориентационной работы | Формы индивидуальной и групповой организации профориентации учащихся | Ожидаемые результаты |
5-7 класс: - развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; - психологическое информирование о собственных интересах и возможностях; | Анкета «Твои знания и увлечения». Выставка, конкурсы поделок, творческих работ «Мир моих увлечений». Экскурсии на предприятия города. Классные часы «Мое любимое занятие», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Кем мечтаю быть» Ярмарка профессий «Кто нас обслуживает» (профессии сферы быта), Предметная неделя «Профессии наших родителей» | Анализ профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, факультативы, секции. Развитие творческих способностей, приобщение к трудовой деятельности. Знакомство с приоритетными профессиями предприятий своего города. Проба своих способностей в различных профессиях. |
8-9 класс: - уточнение и формирование индивидуального профессионального маршрута в ходе занятий и курсов по выбору; - групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии | Классные часы «Ошибки в выборе профессии», «Престижные профессии», «Профессии наших родителей», «Формула успеха –труд по призванию» Тест-анкета «Мои способности» Экскурсии на предприятия и учебные заведения города Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию». Ярмарка учебных мест. Проектная деятельность «Выбор профессии» | Формирование способности соотносить свои индивидуально психологические особенности с требованиями выбираемой профессиии. Формирование представления о востребованных профессиях на территории города, республики Расширение знаний о мире профессий, приобщение к трудовой деятельности Умение работать с информацией, проводить исследование личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков самодиагностики и профессионального выбора, развитие социальной компетенции |
VI. Совместная деятельность с родителями и социальными партнерами
Совместная деятельность с родителями осуществляется по следующим направлениям:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний.
- Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.
- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе комитета класса, Совета школы.
Формы работы:
- Родительские собрания (классные и общешкольные);
- конференции;
- дни открытых дверей;
- родительский лекторий,
- встречи с учителями-предметниками;
- психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания
детей;
- совместные творческие мероприятия;
- организация совместной трудовой деятельности (оформление кабинетов,
субботники и т.д.);
- посещения на дому.
План работы с родителями
Таблица 4
Изучение семьи, социальная защита | |
Направления и содержание деятельности | Сроки |
1.Заполнение социального паспорта класса | Сентябрь (1 неделя) |
2. Посещение семей учащихся в целях изучения характера внутрисемейных взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье. | В течение года |
3.Анкетирование родителей и учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье. | В течение года |
4. Заседание Совета профилактики правонарушений и преступлений | 1 раз в месяц (последний вторник) по необходимости |
5. Дни открытых дверей для родителей. | 1 раз в триместр |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | |
1. Родительское собрание с целью ознакомления родителей с нормативно правовой базой школы (Законом РФ «Об образовании», Уставом школы; Положения о единых требованиях к школьной одежде и внешнему виду учащихся, др. Локальными актами). - Режим работы школы, организация дополнительного образования и питания, обеспечение учебниками, охрана здоровья и техника безопасности». | сентябрь |
2. Общешкольные родительские собрания: -«Профилактика безнадзорности и правонарушений»; -«Детский дорожно - транспортный травматизм» - Права, обязанности и ответственность родителей. -«Воспитание толерантности в семье. Профилактика суицидов, асоциального поведения несовершеннолетних, ответственность за жестокое обращение с детьми»; - семейное неблагополучие и нарушение психологического здоровья; - ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений. - профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних. | В течение года |
3. Консультации. «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Возник конфликт. Кто поможет?» | В течение года (совместно с педагогом психологом) |
4. Общешкольный лекторий «Как успешно сдать экзамены». «Советы родителям во время государственной итоговой аттестации». | апрель |
5.«Безопасное лето» - родительское собрание | май |
Совместная деятельность родителей и учащихся | |
1. Формирование родительского комитета. | Сентябрь |
2. Проведение праздника «Первый звонок». | 1 сентября |
3. Привлечение родителей к участию в акции «Синичкин дом» (изготовление кормушек для птиц), День птиц | Сентябрь, апрель |
4. Профилактическая акция «Внимание – дети! | сентябрь |
5. Осенняя неделя добра, посвященная Дню пожилого человека. | октябрь |
6. Общешкольный поздравительный проект «Учитель, перед именем твоим». | октябрь |
7. Праздничный концерт для мам, посвященный Дню матери. - Выставка поделок «Золотые руки мамы»; - Классные праздники. | Ноябрь |
8. Помощь в оформлении класса. | В течение года |
9. Привлечение родителей к организации новогодних утренников, походов на природу. | декабрь |
10. Праздник День защитника Отечества. | февраль |
11. Мероприятия, посвященные 8 марта. | март |
12. Празднование Дня семьи ( по отдельному плану) | май |
13.Мероприятия, посвященные Дню Победы. | май |
14. Награждение активных родителей, родителей хорошистов, отличников. | май |
15. Организация коллективного посещения музеев, вставок, театров; экскурсии во внеурочное и каникулярное время. | В течение года |
16. Профессии, которые мы выбираем. | В течение года |
17. Родительское собрание: «Семья года» | май |
Работа с неблагополучными семьями | |
1. Составление списка неблагополучных семей. | сентябрь |
2.Индивидуальная работа с семьями | В течение года |
3.Посещаемость учащихся пропускающих занятия без уважительной причины. | В течение года, ежедневно |
4.Организация летнего труда и отдыха учащихся. | Апрель, май |
Тематика родительских собраний:
5-й класс
Трудности адаптации пятиклассников к школе.
О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.
Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
Здоровый образ жизни на примере родителей.
6-й класс
Первые проблемы подросткового возраста.
Компьютер в жизни школьника.
Положительные эмоции в жизни школьника.
Меры наказания и поощрения в современных семьях.
7-й класс
Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников.
Агрессия, её причины и последствия.
Учение с увлечением.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
8-й класс
О родительском авторитете.
Нравственные уроки моей семьи.
Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе.
Психологические и возрастные особенности подростка.
9-й классы
Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм наркомания). Как обезопасить своего ребенка.
Организация работы родительского комитета
- В состав Комитета входят представители родителей (законных представителей) учащихся, в количестве трех человек.
- Из своего состава Комитет избирает председателя.
- О своей работе Комитет отчитывается перед родительским собранием класса не реже одного раза в год.
- Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
Социальное партнерство
Таблица 5
Социальный партнер | Предмет сотрудничества |
ГИБДД г.Ухты | Просветительская работа среди учащихся, родителей, участие в творческих конкурсах |
ЦДЮТ им. Г.Карчевского | Участие в творческих конкурсах, посещение библиотеки, спектаклей, выставок |
ДЮСШ №1,№2,плавательный бассейн "Юность", Ледовый дворец. | Участие в городских соревнованиях, акциях по пропаганде ЗОЖ |
Станция юного техника | Приобретение опыта конструирования, моделирования, участие в выставках |
Музеи: -историко-краеведческий истории пожарной охраны "Ухтанефтегазгеология" -нефти и газа | Содействие в знакомстве с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов, проживающих на территории РК, знакомство с полезными ископаемыми РК, с историей пожарной охраны |
Библиотеки: -семейного чтения -центральная -им.А.Гайдара | Опыт работы с библиотечным фондом, читательский опыт, опыт поиска необходимой информации, опыт связи с общественными организациями |
Учреждения культуры: -ГДК -музыкальные школы -художественная школа | Приобщение к богатству классического и современного искусства, развитие эстетического кругозора |
формы взаимодействия с социальными партнёрами:
- Совместные мероприятия по различным направлениям: дни открытых дверей, экскурсии, лекции, беседы, тестирование, презентации, библиотечные уроки, КТД, дискуссии, социальные и творческие акции, практики, проекты, фестивали, конкурсы, выставки, концерты, спартакиады, соревнования и др;
- Проведение совместных лекториев для родителей с целью повышения их педагогической и психологической культуры.
VII. Воспитательные результаты и эффекты
деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений Программы предусматривается достижение учащимися следующих воспитательных результатов
- «Ценность Человека и человечности»
Прогнозируемые результаты:
- формирование гуманистических, демократических и традиционных ценностей,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, формирование готовности и способности вести переговоры, противостоять негативным воздействиям социальной среды);
2.Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере отношений к России как Отечеству
Прогнозируемые результаты:
- знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
-знает свои права и обязанности;
-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
3.Включение учащихся в процессы общественной саморегуляции
Прогнозируемые результаты:
- приобщение учащихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении, участие учащихся в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
- социальная самоидентификация учащихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
- приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека
- формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством);
4. Формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации учащихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, культурных и социальных потребностей их семей;
Прогнозируемые результаты:
- изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
5.Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии
Прогнозируемы результаты:
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности;
-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
-имеет знания о производстве, трудовых умениях; информирован об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
-готов к выбору профессии.
6. Формирование мотивационно-ценностных отношений учащегося в сфере здорового образа жизни
Прогнозируемые результаты:
-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;
-соблюдает нормы личной гигиены;
-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
7.Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере отношений к природе
Прогнозируемые результаты:
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания.
8. Формирование мотивационно-ценностных отношений учащегося в сфере искусства
Прогнозируемые результаты:
-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
- уважает историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Критерии и показатели оценки качества воспитания
Таблица 6.
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки |
Уровень воспитанности | 1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям; 2. Демонстрация знаний этикета и делового общения; 3. Овладение социальными навыками | Методика Н.П. Капустина | ежегодно сентябрь, май |
Сформированность познавательного потенциала | 1.Освоение учащимися образовательной программы 2.Развитость мышления 3.Познавательная активность учащихся 4. Сформированность учебной деятельности | Анализ классного руководителя совместно с педагогом-психологом школы 1. Школьный тест умственного развития 2. Статистический анализ успеваемости | ежегодно ноябрь, февраль май |
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | 1.Коммуникабельность 2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3.Знание этикета поведения | Анализ классного руководителя совместно с педагогом-психологом школы 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение. | май |
Сформированность физического потенциала | 1.Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств личности | Индекс здоровья по не болеющим детям по классу
| |
Оценка микроклимата в школе | 1. Характер отношений между участниками образовательного процесса 2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку. 3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях. 4. Нравственные ценности. 5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. | Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности учащегося» Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении». (Анкета для родителей) | Май |
Портрет выпускника 9 класса
- Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
- Работа с опаздывающими, отсутствующими учащимися и выяснение причин, принятые меры.
- Организация питания.
- Организация дежурства в классе и школе.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение мероприятий в классе . (по плану)
- Работа с родителями. (по ситуации)
- Работа с учителями-предметниками. (по ситуациям)
- Встреча со школьной медсестрой по справкам учащихся.
Еженедельно
- Посещение уроков в своем классе.
- Консультации у школьного психолога.
- Встреча с родительским активом.
- Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в триместр
- Оформление классного журнала по итогам триместра.
- Участие в семинаре (ШМО) классных руководителей.
- Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция на след. триместр.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана воспитательной работы с классом.
- Сбор статистических данных о классе.
Список литературы
1. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Золотухина И.В. Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. - 2006.
4. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации /Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Никитина Н.Н. Игровой тренинг в школьном классе // Классный руководитель. - 2006.
6. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Шустова Л.Б. Воспитание толерантности: Приемы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель. - 2006.
9. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
10. Бадирова З. А., Козлова А. В. Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов; Сфера - Москва, 2008
11. Ачкасова Н. А., Сорокина И. С., Сорокина О. С. Наше здоровье в наших руках (+ CD-ROM); Антология - Москва, 2012.
12. Боброва Л. В. Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники; Феникс - Москва, 2007.
13. Голерова О. А., Гурова Е. В. Выбор профессии - дело семейное? Пособие для учителя; Просвещение - Москва, 2008.
14. Дик Н. Ф. 100 добрых дел - для нас не предел; Феникс - Москва, 2007.
15. Дик Н. Ф. Тематические классные часы "Подросток и закон" в 5-8 классах; Феникс - Москва, 2008
16. Калинина Н. А., Безух К. Е., Калаус Е. Д. Культура здоровья школьников. 5-11 классы. Комплексно-тематические занятия. ФГОС. – В помощь классному руководителю. – Волгоград: «Учитель», 2016.
17. Калинкина М. В. Программа мероприятий антинаркотической направленности "Антинаркотическая неделя". Классный руководитель. 2012.
18. Копилка идей классного руководителя. сост. О. Е. Ероховец. – Минск: Красико-Принт, 2013.
19. Москвина М. В. Психологическое взаимодействие с семьей. – Волгоград: «Учитель», 2015.
20. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Москва, 2000.ПРО-ПРЕСС.
21. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Волгоград: Учитель, 2010.
22. Максименко Н.А. Дарите детям любовь: материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.
23. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2008.
24. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. Брянск: Курсив, 2003.
25. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе, 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2006.
26. Панченко Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. Волгоград: Учитель, 2007.
27. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы. Волгоград: Учитель, 2008.
28. Родительский лекторий. 5-11 классы. Составитель Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2007.
29. Классные часы. 5-11 классы. Диалоги о здоровье. Составители - С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. Волгоград: Учитель, 2009
30. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Составители – Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Волгоград: Учитель, 2007.
31. Булгакова И.В. Оригинальные сценарии любимых праздников. М.: Центрполиграф, 2009.
32. Метенова Н.М. Уроки вежливости. Практическое пособие. Ярославль.2000.
33. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. Составитель Е.А. Смолина. Волгоград: Учитель, 2001.
34. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки, составитель Н.А. Алексеева, М.: ТЦ Сфера, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Внеучебная деятельность и воспитание в школе (авторский сайт П.В. Степанова); «Электронный помощник классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе». // [Электронный ресурс]: http://vneuchebnaya.ucoz.ru
2. Выбери профессию (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования). // [Электронный ресурс]: http://mosteens.ru/ruyou_future
3. Планета образования. // [Электронный ресурс]: http://planetaedu.ru
4. Родительский комитет. // [Электронный ресурс]: http://r-komitet.ru/
5. Сайт для старшеклассников и специалистов по профориентационной работе «Время выбрать профессию» // [Электронный ресурс]: http://proforientator.ru
6. Толерантность. // [Электронный ресурс]: http://tolerance.ru/
7. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». // [Электронный ресурс]: http://cipv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Примерная программа воспитательной работы с классным коллективом, в которой:Задачи, цели школыАнализ работы с классным коллективом за прошедший годСоциальный паспорт классного коллективаПсихолого-педа...
Программа воспитательной работы с классным коллективом с 5 по 9 классы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
Программа воспитательной работы с классным коллективом
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...
«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».
Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...
«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...