Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации программы «Личность
опыты и эксперименты

Сорокина  Елена Валерьевна

Предварительный просмотр:

МБОУ Ульяновская СШ

Учитель истории и обществознания, классный руководитель

Сорокина Елена Валерьевна

Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации воспитательной программы «Личность» и воспитательной системы «Лестница успеха».

        Добрый день уважаемые коллеги, представители духовенства и все те, кому не безразлично будущее нашей области, страны, т.е. наши воспитанники. Тема моего выступления «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации воспитательной программы «Личность» и воспитательной системы «Лестница успеха».

В течение семи лет я реализовывала два авторских поэтапных проекта работы с одним и тем же классным коллективом. Первый проект – воспитательная программа «Я – Личность» и второй, служащий продолжением первого – воспитательная система  «Лестница  успеха». В рамках реализации этих проектов было обращено особое внимание на одно из приоритетных направлений развития личности – духовно-нравственное  воспитание подрастающего поколения.

Воспитание, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

На современном этапе развития нашего государства приоритетным направлением его политики в образовании является сфера воспитания. Закон РФ об образовании говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст.14, п.2). Там же сказано, что содержание образования должно "...учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений" (ст.14, п.4). 

Духовно – нравственное, культурное, патриотическое воспитание молодежи – одно из приоритетных направлений современного образования. В концепции модернизации образования, в программах развития образования федерального и регионального уровней формирование гражданственности учащихся рассматривается как один из факторов социального самоопределения школьников.

В начале своей речи, хотелось бы заметить, что термин «духовно-нравственное воспитание» многие трактуют однозначно, приравнивая к воспитанию религиозному. Замечу, что воспитание религиозное является лишь всего-навсего одной стороной духовно-нравственного воспитания.

Как сказал Эйнштейн  «Нравственность - основа всех человеческих ценностей»

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель.

Поэтому в моем понимании духовно-нравственное воспитание  это и культура, и интеллект, эстетическое воспитание, и патриотизм, и дружба и многое другое.

4785.ris2.gif

Ученый И.Ф.Харламов считал, что содержание нравственности заключается в следующем:

         1. В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

         2. В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

         3. В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить.

         4. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

         5. В человеколюбии и гуманности.

         Нравственное воспитание осуществляется всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому  выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание.  «Сердцевина нравственного воспитания – 1. Развитие нравственных чувств личности - 2». Кроме того, роль играет формирование нравственного сознания, выработка умений и привычек нравственного поведения.

Поэтому  для первичного, промежуточного и итогового диагностирования я выбрала диагностику «Личностный рост» группы авторов, которая позволяет на различных этапах становления личности проследить  отношения воспитанников  к различным жизненно-важным позициям: «отношение к Отечеству», «отношение к Семье»,  «отношение к Труду, к Земле» и другие.

Это позволило мне делать промежуточные выводы и корректировать программу и систему для развития различных качеств. Но диагностика, диагностикой, главное дела и поступки. На первом этапе реализации в коллективе было 27 школьников пятого класса.  Все разные, подростки – «колючие» как ёжики.  Вот тут то и встал передо мной вопросы «как воспитывать?»,  «какие дела выбрать?». После проведенных диагностик, делаю вывод, что западает, то есть является более низким показатель – отношение к самому себе. Вывод: Развиваем 27 маленьких личностей . Со всеми теми элементами про которые писали и Сухомлинский и Харламов.

Сделан выбор, выбраны методы и способы реализации. Следующей важной задачей является – найти союзников. Главными союзниками в воспитании являются, конечно  же,  родители. Поэтому привлечение активных родителей для работы с классом – это уже часть решенной задачи.

Нельзя не сказать, что я еще являюсь и учителем истории и обществознания этой группы воспитанников, поэтому еще и имею идеологическое влияние на их воспитание в рамках уроков истории и обществознания, рамках проведения внеклассных мероприятий, олимпиад, конкурсов.

Уже после восьмого класса (это четыре года реализации воспитательной программы) можно сделать выводы эффективности выбранных методов и способов. Мы активно участвуем в школьных, классных, районных и областных мероприятиях. Двое обучающихся становятся победительницами районного конкурса «Ученик года», одна ученица вошла в число пятнадцати лидеров в конкурсе «Губернаторский дневник»,  более половины класса обучающихся посещают внешкольные образовательные учреждения: школу искусств, ФОК, районную студию танца. И не просто посещают, а являются постоянными участниками мероприятий проводимых в районе и вне его. Все ученики класса посещают школьные внеклассные мероприятия и дополнительное образование в рамках кружков и секций.

В рамках реализации задач по духовно нравственному развитию мы сначала с классом, а сегодня уже и со всей школой участвуем в школьном и муниципальном этапах Всероссийских олимпиад «Наше наследие» и «Основы православной культуры» предоставляемых в сети Интернет Свято-Тихоновским православным университетом. Ученик класса является неоднократным победителем областного конкурса-фестиваля «Пасха Красная».
Вывод: на первом этапе реализации проекта  основные задачи выполнены!

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01г. №1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Поэтому выстраивается ряд задач для создания условий становления Успешности каждой личности. Это реализация проекта в 9-11 классах.
В 2013 году часть воспитанников покинула стены школы, но все все они продолжили обучение в средних специальных учреждениях. Еще одним промежуточным итогом является, то что свои лидерские качества полученные в школе, пронесли далее. Прослеживая их судьбу, замечаю, что они так же активно участвуют в творческой жизни района, участвуют в научно-практических областных и международных конференциях.  Это говорит о том, что зерна моих стараний не пропали даром, а пали в благодатную почву.
        В 2015 году оставшиеся 18 моих воспитанников окончили школу, демонстрируя завидное стремление к успешности поступили в ВУЗЫ и СУЗЫ нашей области и за её пределами.  И так же, продолжают активно расти по всем тем направлениям, которые в них с пятого класса я пыталась развить. Я думаю, что основные задачи выполнены. Результатом, является успешно выполненный государственный заказ – сформированы личности готовые к успешной социализации. Но для меня, как для классного руководителя главным является то, что мои выпускники состоялись как личности  способные любить, творить, делать добро, любить Родину, школу, уважать людей, быть толерантными, то есть я вместе со своими союзниками научила из быть Людьми. Это ли не главная задача духовно-нравственного воспитания.

В конце своего выступления я бы хотела произнести слова, ставшие девизом нашего класса на долгие 7 лет. К сожалению стихи без автора, но смысл просто уникальный.

Мой друг! Вступая в этот мир,                            

               Такой огромный и мятежный,

               Ты должен очень стойким быть

               И в то же время – добрым, нежным.

               Ты дружбу научись ценить.

               Будь сам надёжным, верным другом,

               Способным слабых защитить.

               Добро к тебе вернётся кругом.

               Умей сдержать себя, когда

               Кричать так хочется от гнева.

               И мимо бедных не пройди

               Сумей им дать кусочек хлеба.

               Цени людей не по одёжке,

               Не по тугому кошельку.

               Трудом преодолей дорожку,

               Что к славы приведет венку.

               Стремись познать как можно больше  

               И знанья в пользу обернуть,

               Чтоб на закате своей жизни

               Было бы на что взглянуть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Ульяновская СШ Лукояновский район Учитель истории и обществознания, классный руководитель 5-б класса Сорокина Елена Валерьевна 1

Слайд 2

Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации воспитательной программы «Личность» и воспитательной системы «Лестница успеха» 2

Слайд 3

« Нравственность – это основа всех человеческих ценностей» А.Эйнштейн 3

Слайд 4

4

Слайд 5

Содержание нравственности по И.Ф. Харламову: 1. Патриотизм; 2. Трудолюбие. 3. Коллективизм;. 4. Честность и правдивость, нравственная чистота, скромность; 5. Гуманность. 5

Слайд 6

Диагностика «Личностный рост» (Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова) http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-8.shtml 6

Слайд 7

Моменты жизни класса 7

Слайд 8

Правильный выбор союзников РОДИТЕЛИ!!! 8

Слайд 9

Моменты жизни класса 9

Слайд 10

Моменты жизни класса 10

Слайд 11

11 Показатели диагностики «Личностного роста» в 2008 – 2009 учебном году:

Слайд 12

12 Показатели диагностики «Личностного роста» в 2010 – 2011 учебном году:

Слайд 13

Моменты жизни класса 13

Слайд 14

Олимпиады «Наше наследие» и «Основы православной культуры» Православный Свято-Тихоновский Университет http://www.pstgu.ru http://www.pravolimp.ru/ 14

Слайд 15

Моменты жизни класса 15

Слайд 16

Моменты жизни класса 16

Слайд 17

Моменты жизни класса 17

Слайд 18

Моменты жизни класса 18

Слайд 19

Моменты жизни класса 19

Слайд 20

Моменты жизни класса 20

Слайд 21

Мой друг! Вступая в этот мир, Такой огромный и мятежный, Ты должен очень стойким быть И в то же время – добрым, нежным. Ты дружбу научись ценить. Будь сам надёжным, верным другом, Способным слабых защитить. Добро к тебе вернётся кругом. Умей сдержать себя, когда Кричать так хочется от гнева. И мимо бедных не пройди Сумей им дать кусочек хлеба. Цени людей не по одёжке, Не по тугому кошельку. Трудом преодолей дорожку, Что к славы приведет венку. Стремись познать как можно больше И знанья в пользу обернуть, Чтоб на закате своей жизни Вам было бы на что взглянуть. 21

Слайд 22

Спасибо за внимание 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"

ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»

Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...