Программа воспитательной работы "Подросток"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы "Подросток" | 109.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Берендеевская средняя школа
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
с.Берендеевка
2020
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Срок реализации программы: 2020г. – 2025 г.
Автор программы: Сказнева Лидия Вячеславовна, учитель технологии, классный руководитель 5 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевская средняя школа.
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплоченного коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Обоснование выбора названия программы:
П - патриотичный,
О - одаренный, образованный, ответственный
Д - дружелюбный,
Р - развивающийся постоянно,
О - осведомленный по всем направлениям,
С - свободный от вредных привычек,
Т - трудолюбивый, творческий, терпимый
О - открытый, отзывчивый
К- культурно развитый
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.
Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.
СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
- учащимися;
- родителями;
- учителями-предметниками.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста каждого ребенка.
- Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
- Расширять возможности для участия школьников в российских, международных , творческих конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях.
- Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития личности.
- Способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности.
- Создать условия для воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
- Способствовать формированию культуры здоровья.
Основные задачи моей деятельности:
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;
- создание оптимальных условий для развития личности;
- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;
- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива.
ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет. Сроки и этапы реализации воспитательной системы:
1 этап - 5 класс (2020-2021 у.г.) – этап проектирования системы;
2 этап - 6 класс (2021-2022 у.г.) – этап становления системы;
3 этап - 7 класс (2022-2023 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
4 этап - 8 класс (2023-2024 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
5 этап - 9 класс (2024-2025 у.г.) – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
- обустройство жизни ребенка в школе;
- организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.
Дидактические принципы:
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
- принцип самоактуализации;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и социума как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМ
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:
- информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
- координация деятельности учителей-предметников и родителей;
- прогнозирование и мониторинг успеваемости;
- содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
- планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.
95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
ХАРАКТЕРИСТИКА 5 КЛАССА
2020-2021 учебный год
- Класс __5__; классный руководитель Сказнева Л.В. с 2020 года.
- В классе 8 учащихся. Класс сформирован в 2020 году, в классе 2 человек учатся на «4» и «5», 6 человек учатся с тройками.
- В классе 4 девочек, 4 мальчика
- У 2-х учащихся неполные семьи.
- Характеристика деятельности класса:
а) виды деятельности, предпочтительные в классе: общение, игра;
б) учащиеся могут ставить цели своей деятельности только под руководством старших;
в) мотивы участия школьников в деятельности класса: подражание другим, потребность в самоутверждении, получение поощрения.
- Структура класса, характеристика взаимоотношений:
а) количество микрогрупп: из 4 человек – 2 группы;
б) количество микрогрупп в классе, включающих только девочек – 1 группа, только мальчиков – 1 группа;
в) основания для объединения в микрогруппы: взаимная симпатия, объединение вокруг общего лидера, живут близко друг от друга;
г) в классе прослеживается сотрудничество между группами, взаимосвязь между всеми учащимися;
д)в классе нет ярко выраженной лидирующей группы, во всех группах дружеские взаимоотношения, которые переносятся и на остальных учащихся класса;
е) многие учащиеся класса стараются быть лидерами, в коллективе введена система, по которой на каждое мероприятие назначается новый командир или ответственный;
ж) в классе главная ценность – здоровая конкуренция во внеклассных мероприятиях с другими классами в результате кропотливой работы; ребята очень рады высоким результатам;
з) в классе есть традиция поздравлять учащихся с днем рождения; на каждый праздник проводятся «огоньки»;
и) в классе иногда возникают проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек. Конфликты разрешаются в результате бесед с детьми, включения их в совместные мероприятия, разговоров с родителями;
к) учащиеся хорошо относятся ко всем учителям, работающим в классе. Случаются некоторые конфликты из-за плохого поведения на уроке, из-за низких оценок;
л) в классе учащиеся больше настроены на общение, чем на учебу.
- Место класса в школе:
а) класс еще не в полной мере осознает себя единым целым, в случае неудачи учащиеся ищут виноватого, а не причину, по которой не удалось выполнить то, что запланировано;
б) учащиеся класса участвуют и в общешкольных и в классных мероприятиях
- общешкольные: соревнования, зимний бал,….
- классные мероприятия – каждую неделю проходят тематические классные часы, в подготовке и проведении которых дети принимают участие; очень активно учащиеся принимали участие в классных огоньках.
- Классный руководитель первый год работает с классом. Родители активно посещают родительские собрания, постоянно общаются с классным руководителем по телефону, отзываются на просьбу об участии в различных мероприятиях (на День матери … и т.д.).
Эмоциональный настрой класса в целом положительный. Бывают иногда небольшие ссоры. Отношения с учителями положительные. Уровень воспитанности класса средний. Уровень сплоченности средний.
Перспективы развития класса: объединение микрогрупп, сплочение коллектива, включение в коллектив учащихся, которым тяжело общаться с одноклассниками.
- МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
-развивающую, направленную на развитие творческой ответственной личности, на определение мотивации учебной деятельности,
-интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей,
-защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание,
-компенсирующую, предполагающую создание в классе условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей в плане эстетической направленности, развития коммуникабельности необходимой для успешной совместной деятельности учеников, педагогов и родителей,
-корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на развитие потребности в формировании и воспитании качеств в всесторонне развитой личности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Формы воспитывающей деятельности
Виды и формы воспитывающей деятельности | Диагностика | Направление воспитательной работы | Работа с родителями |
|
| «Школа успеха». (Интеллектуальное воспитание) «Я-гражданин». (гражданско-патриотическое воспитание) «СемьЯ» (род.собрания, индивидуальные беседы, род.комитет, мероприятия с детьми) «Здоровое поколение» (Пропаганда ЗОЖ, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних) «Мир творчества» (конкурсы, уровень) |
|
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (5-9 класс)
Основные направления воспитательной системы школы, как школы формирования гражданина-патриота, высоко интеллектуально и эстетически образованного на данном этапе воспитательной работы образовательных учреждений самая актуальная. Стало необходимым обратиться именно, к этой стороне воспитания подрастающего поколения, так как для развития и укрепления нашего государства необходимо воспитать личность, осознающую ответственность за судьбу своего государства, любящую свою Родину, стремящуюся быть ей преданным и горячо любящим сыном. Это стимулирует и познавательную активность, так как для процветания и возрождения былого величия стране нужны знающие, грамотные специалисты во всех областях жизнедеятельности государства. Этим и обусловлено создание воспитательной системы класса как подсистемы школы, где в основу воспитательной деятельности положены аналогичные направления .
ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ - Формирование и раскрытие личности гражданина - патриота, обладающего духовной культурой и его социализация.
Задачи:
- Формирование гражданского самосознания;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)
- Формирование интеллектуально - нравственного, физического потенциала ребёнка;
- Формирование креативных способностей;
- Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании
- Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Общечеловеческие, вечные нравственные ценности, лежащие в основе программы – это следующие фундаментальные понятия:
- Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
- Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
- Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
- Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
- Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
- Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
- Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
- Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект.
Принципы жизнедеятельности класса:
1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.
3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим
5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.
7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача классного руководителя создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
- Принцип согласования. Все действия классного руководителя и других субъектов воспитательной системы должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый должен помнить, что его долг состоит в том, чтобы создать условия для формирования толерантного отношения к другим людям.
Мероприятия по реализации программы гражданско-патриотического воспитания
Участие в акциях милосердия
Работа с ветеранами войны, пожилыми людьми, инвалидами (оказание помощи, поздравления)
Часы истории
Часы краеведения
Экскурсии
Участие в конкурсах рисунков, фестивалях
Классные часы, презентации
Создание книги памяти, поисковая работа «След войны в моей семье»
Военно-спортивная подготовка
Уроки мужества
ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ (5-9 класс)
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
II блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
III блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским работником для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Профилактические прививки.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Изучение уровня тревожности.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Обучение приемам оказания первой медицинской помощи.
Организация питания школьников.
Организация рабочего дня подростка.
Профилактические классные часы о вредных привычках, маниях.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (5-9 класс)
Цель работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
- Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство альтернативный вариант оценивания/ самооценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
- Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы
Участие во внутришкольных и районных спортивных соревнованиях
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
1) принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2) принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3) принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников. Участие в предметных конкурсах
- Участие в олимпиадах
- Участие во внутришкольных и районных конкурсах творческого характера
ПРОГРАММА КУРСА ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (8 - 9 КЛАСС)
Цели и задачи:
- Способствовать самоопределению учащихся в отношении выбора будущей профессии;
- Формировать у учащихся:
– умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
– осознание собственных индивидуальных особенностей.
3. Актуализация проблемы выбора профессии.
Формы работы по профориентации
Информационные классные часы
Ролевые игры
Экскурсии на предприятия
Диагностика интересов и склонностей
ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(5 - 9 класс)
Цели и задачи:
- Обозначить актуальные проблемы воспитания детей и подростков.
- Всесторонне раскрыть особенности подросткового возраста.
- Профилактика отрицательного воздействия среды на детей и подростков.
Формы реализации программы:
- Родительское собрание, всеобуч
- Индивидуальная консультация.
- Анкетирование.
- Лекции, беседы.
- Совместная деятельность родителей и их детей.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
№ п/п | Критерии эффективности | Показатели | Методика изучения |
1. | Воспитанность учащихся |
|
|
2 | Социализированность личности |
|
|
3. | Моя семья |
|
|
4. | Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе |
|
|
5. | Снижение тревожности и повышение психологической компетентности. |
|
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализа- ции | Этап | Содержание деятельности |
Май 2020- сентябрь 2020 | Подготовительный | - изучение личных дел, социального паспорта класса, составление плана деятельности; -выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы; -проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы; -изучение диагностических методик; -изучение и анализ нормативно - программных документов |
Сентябрь 2020- октябрь 2020 | Организационный | - знакомство с классным коллективом; -диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала; -привлечение родителей к сотрудничеству; -консультации со школьной психолого-педагогической службой; -планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям; разработка программ развития учащихся. |
Октябрь 2020-апрель 2025 | Деятельностный | - работа по основным направлениям воспитательной программы; -сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью; необходимая корректировка запланированных мероприятий; -промежуточный мониторинг успешности реализации программы; -отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом |
Апрель 2025-июнь 2025 | Рефлексия | -соотношение результатов с поставленными в начале реализации программы целями и задачами; -сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы; -подведение итогов; -оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД (5 КЛАСС)
Цель воспитательной работы: способствовать созданию благоприятного морально- психологического климата в классе для эффективного развития всесторонне развитой личности
Задачи:
- развивать личностные качества учащихся (внимание, память, трудолюбие, усидчивость),
- формировать нравственную позицию и гражданско-патриотическое сознание школьников, знающих и соблюдающих свои права и обязанности как гражданина
- применять проектную методику и ИКТ, технологию педагогической поддержки семьи для повышения эффективности воспитательного процесса,
- содействовать сплочению классного коллектива, созданию его традиций,
- создать условия для укрепления здоровья учащихся,
- выявление и поддержка талантливых детей
Работа с родителями
Сентябрь –
- анкетирование родителей (создание паспорта класса);
- родительское собрание «Давайте познакомимся»;
Октябрь –
- психолого-педагогическая поддержка семей
- родительское собрание «Воспитание в школе и семье»;
- подведение итогов 1 четверти
Ноябрь –
- Родительское собрание «Адаптация пятиклассников»;
- Праздник «День матери»
Декабрь –
Организация Новогоднего вечера
Родительское собрание «Режим дня пятиклассника»
Индивидуальная работа с учащимися
Сентябрь – помощь в адаптации в средней школе, помощь слабоуспевающим учащимся в преодолении трудностей в учебе;
Октябрь – мотивирование участия одаренных детей в школьных олимпиадах и предметных конкурсах
Ноябрь – Декабрь – беседа с социальным педагогом и психологом по коррекции поведения
Работа с психологом
диагностика уровня тревожности, индивидуально-групповые занятия по снижению тревожности, диагностики по адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение:
Цель психолого-педагогического сопровождения – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.
Направления работы с одаренными детьми
- Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения
- Привлечение обучающихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах
- Организация интеллектуальных игр
Психолого-педагогическая поддержка детей в период адаптации при переходе на основную ступень обучения
Направления работы:
- Диагностика прохождения социально-психологической адаптации пятиклассников.
- Выявление отношения пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;
- Диагностика уровня психологического благополучия в классе и эмоционального состояния в целом;
- Консультирование родителей о важности и необходимости проведения периода адаптации для пятиклассников; психологических новообразованиях, особенностях и возможностях данного возраста.
- Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации к новым условиям обучения.
Направления работы с детьми, имеющими трудности в учебе
- Профилактическая работа :
А) Работа с родителями:
-- выступления на родительских собраниях;
-- индивидуальные беседы и консультации.
Б) Работа с учителями:
-- индивидуальные консультации.
В) Работа с детьми:
-- проведение тематических классных часов;
-- развивающие и коррекционные занятия;
-- индивидуальные беседы. - Диагностическая работа:
А) создание и корректировка банка данных о детях имеющих трудности в обучении.
Б) психолого-педагогическая диагностика детей, имеющих трудности в обучении.
В) изучение социальной ситуации развития ( беседы с родителями, посещение семьи, составление актов обследования, изучение отношений со сверстниками и учителями;
Г) изучение психологической среды и условий для развития (посещение уроков с целью наблюдения за работой на уроке, за особенностями сотрудничества «учитель-ученик»)
- Коррекционная работа:
А) индивидуальные беседы и консультирование учащихся и родителей;
Б) посещение на дому;
В) совет профилактики;
Г) совещание при зам. дир. по ОВР по слабоуспевающим и детям «группы риска»;
Д) привлечение к общественной культурно-массовой жизни;
Е) помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность 5 класс | ||||
Направление | Программа | Кол-во часов | Руководитель | Время проведения |
Спортивно-оздоровительное | «Школа безопасности» | 1 | Карпов В.Ф. | Вторник 15.20-16.05 |
Духовно-нравственное | «Родная Россия» | 1 | Нечаева М.Л. | Среда 14.20-15.05 |
Социальное | «Юный исследователь» | 1 | Перевезенцева Е.С. | Пятница 14.20-15.05 |
Общеинтеллекту-альное | «Грамматика английского языка в играх» | 1 | Перевезенцева Е.С. | Четверг 14.20-15.05 |
Общекультурное | «Электронный вернисаж» | 1 | Катышев В.Г. | Понедельник 14.20-15.05 |
Занятость учащихся 5 класса
Кружки и секции | Кол-во учащихся | ||
ДОП | Физкультурно-спортивная направленность | баскетбол | 6 |
шахматы ОВЗ | 2 |
ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2020-2021 УЧЕБНОГО ГОДА
месяц | название дела | дата выполнения | ответственные |
сентябрь | Единый классный час «Урок мира» | 01.09.2020 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Дети против террора», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом | 3.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Безопасность дорожного движения» | 04.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час. Правила эвакуации из школы при пожаре и других бедствиях. Учебная эвакуация | 05.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Люби и знай край родной» | 07.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «День памяти жертв фашизма» | 11.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «День рекордов ГТО» | 14.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Во имя МИРА», посвященный Международному дню мира | 21.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Формула правильного питания» | 28.09.2020 | Сказнева Л.В. | |
октябрь | Единый классный час «Международный день пожилых людей» | 01.10.2020 | Сказнева Л.В. |
Классный час «Информационная безопасность детей (защита персональных данных) | 05.10.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Подведение итогов первой четверти». | 12.10.2020 | Сказнева Л.В. | |
II четверть | |||
ноябрь | Классный час «Мы на подвиги готовы» (кл. час для мальчиков) | 09.11.2020 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час, посвященный Международному дню отказа от курения | 14.11.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Что значит быть толерантным», посвященный Международному дню толерантности | 16.11.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «День толерантности» | 23.11.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Мама – лучшая на свете!», посвящен Дню матери. | 25.11.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «За здоровье и безопасность наших детей» | 30.11.2020 | Сказнева Л.В. | |
декабрь | Единый классный час «СПИД – угроза 21 века». | 01.12.2020 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Памяти павших…», посвященный Дню Неизвестного солдата в России | 03.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Я - волонтер», посвященный Всемирному дню волонтеров | 05.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Мастерская Деда Мороза» (подготовка к Новому году) | 07.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «День героев Отечества» | 09.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Знаешь ли ты права», посвященный Международному дню прав человека | 10.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Конституция РФ – основной закон страны» | 12.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Кл. час, посвященный «Дню Конституции РФ» | 14.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Кл.час «Формула правильного питания», подведение итогов 2 четверти. | 21.12.2020 | Сказнева Л.В. | |
Кл.час «Подведение итогов 2 четверти». | 28.12.2020 | Сказнева Л.В. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2020 -2021 УЧЕБНОГО ГОДА
месяц | название дела | дата выполнения | ответственные |
январь | Классный час «Новогодняя сказка» | 18.01.2021 | Сказнева Л.В. |
Классный час, посвященный 77-летней годовщине снятия блокады Ленинграда | 25.01.2021 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «Жертвы Холокоста» посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста | 27.01.2021 | Сказнева Л.В. | |
февраль | Классный час. Круглый стол «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам!» (Зеленая аптека, практикум по оказанию первой помощи) | 01.02.2021 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Пионеры-герои», посвященный Дню памяти юного героя-антифашиста | 08.02.2021 | Сказнева Л.В. | |
Классный час час «Конфликты и способы их решения» | 15.01.2021 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «На страже Родины», посвященный Дню защитника Отечества | 22.02.2021 | Сказнева Л.В. | |
март | Классный час «Мисс Весна 2019» - праздник | 01.03.2021 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Жизнь без вредных привычек» (профилактика вредных привычек и правонарушений) | 10.03.2021 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Рождение первой книги» | 15.03.2021 | Сказнева Л.В. | |
апрель | Класснвй час .Игра «Турнир здоровья» | 05.04.2021 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Первые в космосе», посвященный первому полету Ю.А. Гагарина в космос | 12.04.2021 | Сказнева Л.В. | |
Классный час «Пасхальный подарок» | 19.04.-26.04.21 | Сказнева Л.В. | |
май | Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» | 03.05.2021 | Сказнева Л.В. |
Единый классный час «Виват Победа» | 08.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Диагностика воспитанности учащихся, удовлетворенности участников образовательного процесса | 10.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час «7Я», посвященный Международному дню семьи | 15.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Конкурсная программа «Моя семья» | 17.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Единый классный час, «Осторожно! Яд!» посвященный Международному дню без табака | 24.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Подведем итоги года | 29.05.2021 | Сказнева Л.В. | |
Правила безопасного поведения в быту, на улицах и дорогах в дни школьных каникул | В конце каждой недели | Сказнева Л.В. |
Работа с социумом
В 6-9 классах планируются следующие мероприятия:
6 класс
Я-гражданин. (гражданско-патриотическое воспитание)
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | День знаний «От цифирной школы к цифровой». Героические страницы истории: Куликовская битва. |
октябрь | Акция «Скажем терроризму нет». |
ноябрь | Информационный час «День народного единства. История празднования». |
декабрь | Героические страницы истории. Битва под Москвой. |
январь | Экскурсия в Нижегородский Кремль |
февраль | Возвращение к истокам. Традиции моей страны. Традиционные масленичные гуляния. |
март | Заочная экскурсия в Государственный Исторический музей. |
апрель | Литературно-музыкальная композиция ко Дню Космонавтики. «А знаешь, каким он парнем был?» |
май | Информационный час к Дню Защиты детей «Декларация прав ребёнка» |
Социальная активность.
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Беседа «Мир моих увлечений». |
октябрь | Семейный этикет. Уважение к родителям. |
ноябрь | Международный день толерантности. Классный час «Сила слова». |
декабрь | Участие в акции доброй воли. Посещение жителей района, участников битвы под Москвой. |
январь | Классный час «Что объединяет людей?» |
февраль | Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?» |
март | Беседа «По велению совести» |
апрель | Классный час «Как правильно говорить? Экология слова» |
май | Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…» Диагностика уровня сформированности классного коллектива. |
Здоровое поколение
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Беседа о режиме дня. «Правила Здорового образа жизни на каждый день» |
октябрь | Участие в мероприятии «Праздник зарядки» |
ноябрь | Классный час: «Привычки – хорошие и плохие». |
декабрь | Анкетирование «Спорт и я» |
январь | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» |
февраль | Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?» |
март | Беседа по ПДД |
апрель | День здоровья. Классный час «Здоровое питание. Что рекомендуют специалисты детям?» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
Семья
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
октябрь | Родительское собрание «Стиль общения взрослых с детьми. Каким он должен быть?» |
ноябрь | Мероприятие к Дню Матери |
декабрь | Родительское собрание «Время – богатство, или как научить ребенка эффективно использовать свое время» |
март | Родительское собрание «Между добром и злом. Как уберечь ребенка от опасных соблазнов» Мероприятие к 8 марта |
май | Родительское собрание «Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения» |
Весь год | Консультации с родителями и детьми |
7 класс
Я-гражданин. (гражданско-патриотическое воспитание)
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Поле русской славы. Бородинская битва. Участие в общешкольном проекте. |
октябрь | Закон государства «Об Образовании.» Что нужно знать школьнику? |
ноябрь | Классный час «Героические личности истории. Минин и Пожарский» |
декабрь | Беседа «Конституция — главный документ РФ» |
январь | Классный час «День Российской печати. Роль прессы в нащей жизни» |
февраль | Клубный час «Героические страницы истории. Сталинградская битва» |
март | «Что такое производство?» |
апрель | Информационный час «Покорители космоса» |
май | Акция «Георгиевская ленточка» |
Социальная активность.
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей. |
октябрь | Классный час «Берегите друзей» |
ноябрь | Международный день толерантности. |
декабрь | Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится» |
январь | Беседа «Береги честь смолоду» |
февраль | Классный час «Сквернословие – привычка или болезнь?» |
март | «Интеллигентность – нравственное здоровье» |
апрель | Беседа «Люди, которым трудно общаться. Дети инвалиды» |
май | Классный час «Как заслужить доверие?» |
Здоровое поколение
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. |
октябрь | Классный час «Здоровье и вредные привычки». |
ноябрь | Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом» |
декабрь | Акция «Откажись от курения» |
январь | Беседа «Способы закаливания организма» |
февраль | Классный час «Опасен ли компьютер для здоровья?» |
март | Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?» |
апрель | День здоровья «Спорт в цифрах и фактах» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
СемьЯ
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
октябрь | Родительское собрание «Поговорим о толерантности» |
ноябрь | День матери. Семейный праздник «Самый дорогой человек» |
декабрь | Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности ребенка» |
февраль | Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста» |
апрель | Родительское собрание «В лучах родительского солнца» |
Весь год | Консультации с родителями и детьми |
8 класс
Я-гражданин. (гражданско-патриотическое воспитание)
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «Россия в борьбе за мир» |
октябрь | Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека» |
ноябрь | Викторина «О чём говорят улицы моего города?» |
декабрь | Музеи города |
январь | Интерактивная игра «Выборы» |
февраль | Классный час «Ты тоже родился в России» |
март | Информационный час «Что такое Холокост?» |
апрель | Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?» |
май | Классный час «И помнит мир спасённый» |
Социальная активность.
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Беседа «В чём цель жизни?» Определение ценностных ориентаций. |
октябрь | Классный час «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами» |
ноябрь | Классный час «Нравственные качества человека» |
декабрь | Беседа «Слагаемые профессионального успеха» |
январь | Беседа «Хорошее и дурное влияние» |
февраль | Классный час «Исторические корни этикета» Своя Игра. |
март | Семейные ценности. Классный час совместно с родителями. |
апрель | Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков). |
май | Классный час «Заповеди моего поведения» |
Здоровое поколение
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Всемирный день туризма. Семейный поход |
октябрь | Беседа. «Гигиена полости рта. Уход за зубами» |
ноябрь | Практическое занятие «Гигиена зрения» |
декабрь | Беседа «История Олимпийского движения» |
январь | Классный час «Организация свободного времени» |
февраль | Вредным привычкам скажем «Нет» |
март | Беседа «Сотовый телефон и здоровье» |
апрель | Беседа «Опасности ультрафиолета» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул |
Семья
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Всемирный день туризма. Семейный поход |
октябрь | Родительское собрание «Как помочь ребенку стать уверенным» |
декабрь | Родительское собрание «Проблемы компьютерной зависимости» |
март | Семейные ценности. Классный час совместно с родителями |
май | Родительское собрание «Родители глазами детей» |
Весь год | Консультации с родителями и детьми |
9 класс
Я-гражданин. (гражданско-патриотическое воспитание)
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «В чём самая большая цель жизни» |
октябрь | Беседа «Ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» |
ноябрь | Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. Пути получения профессии. |
декабрь | Улицы города |
январь | Информационный час «Закон о защите прав потребителей. |
февраль | Классный час «Чем опасен карьеризм?» |
март | Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить» |
апрель | Информационный час «Современный рынок труда» |
май | Классный час «Военный орден в твоей семье» |
Социальная активность.
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | «Коллективный автопортрет». Самопрезентация классного коллектива. |
октябрь | Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях |
ноябрь | Классный час «Культура разных народов» |
декабрь | Классный час «Человек идеальный. Человек реальный» |
январь | Классный час «Горькая правда или сладкая ложь?» |
февраль | Диспут «Что такое счастье?» |
март | Классный час «Память - кладовая знаний» |
апрель | Диспут «В чём смысл жизни?» |
май | Беседа «В гармонии с собой и окружающими» |
Здоровое поколение
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. |
октябрь | Информационный час «Мой вид спорта. ГТО» |
ноябрь | Диспут «Пирсинг: за и против» |
декабрь | Информационный час «Энергетические напитки» |
январь | Беседа «Влияние курения на организм человека» |
февраль | Классный час «Активный отдых моей семьи» |
март | Классный час «Смерть в белом порошке» |
апрель | Классный час «Профессия и здоровье» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
СемьЯ
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
октябрь | Родительское собрание «Детская агрессия» |
декабрь | Родительское собрание «Самообразование школьников» |
февраль | Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам» |
апрель | Родительское собрание «Основной государственный экзамен: психологическая готовность ребенка; нормативная база» |
май | Подготовка к последнему звонку |
Весь год | Консультации с родителями и детьми |
ЛИТЕРАТУРА
- Классные часы. 5 класс/ Авт.-сост. А.В. Давыдова. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
- Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Родительские собрания в 5 классе/ авт.-сост. В.Д. Иманова, В.Н. Максимочкина, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Родительские собрания. 5 – 8 классы. Нравственное воспитание в семье/ авт.-сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/ авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
программа воспитательного процесса "Граф Этикет"
Этикет- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда ст...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
Программа воспитательной деятельности "Росток"
Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
- Мне нравится (1)