Анализ воспитательной работы за год.
методическая разработка
Анализ воспитательной работы за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_za_god.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы в 9 классе за 2015-2016 учебный год
Деятельность в 2015-2016 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимались во внимание: уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика обстоятельств. Таким образом была построена система воспитательной работы с обучающимися 9 класса. В начале учебного года был составлен план воспитательной работы в соответствии с целями и задачами, а также воспитательной программой образовательного учреждения.
Основной состав класса сформирован в 1 классе. На начало учебного года в классе обучалось25 человек, в течение года выбыли 2 человека (Кульмаметов Мурат, Ниясов Тимур). На конец учебного года общее количество обучающихся 9 класса – 23 человека, из них 11 мальчиков и 12 девочек.
Возраст обучающихся в основном составляет 15-16 лет, но есть и ученица, которой 18 лет (Шлеина В.)
Есть дети с ослабленным здоровьем: 5 страдают хроническими заболеваниями, 4 - с ослабленным зрением, 3- ДЖВП, 16 человек- с кариесом. Во второй физкультурной группе занимается – 16 человек. Соматически здоровы-3 (Шмидт В., Исаева З., Филиппов Л.)
Исходя из общей статистики класса, сформировалась цель воспитательной работы в 9 классе - воспитание образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению. В соответствии с целью, из нее вытекают следующие воспитательные задачи:
- Работа над сплочением дружного детского коллектива.
- Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения
- Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в общественной жизни школы и класса.
- Развивать творческие способности учащихся как условие формирования в дальнейшем всесторонне развитой личности.
- Воспитание сознательного отношения к непрерывному физическому совершенствованию, воспитанию культуры здоровья
К сожалению, уровень развития познавательных интересов в классе с каждым годом становится все ниже. По итогам учебного года в 9 классе 10 человек окончили учебный год «хорошистами» (Бронникова А., Бронникова Я., Зевакина Ю.,Исаева З., Копшаев Д., Косинцева Е., Сафина А., Федосеев В., Пономарева Е., Шмидт В.), у остальных обучающихся преобладающая оценка «удовлетворительно». Процент качества знаний равен 43,4 %. Такой низкий показатель не позволяет учащимся принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Кроме того, обучающиеся сами не проявляют интереса к отдельным предметам. Учителя, работающие в классе, отмечают недостаточное развитие самоконтроля и самоанализа деятельности учащихся.
В течение учебного года с обучающимися проводилось анкетирование по изучению личности и индивидуальных особенностей. Диагностика самооценки психических состояний обучающихся, позволила сделать вывод, что 67% обучающихся 9 класса имеют завышенную самооценку, что мешает воспринимать себя и окружающих. Однако 29% имеют высокий уровень тревожности и агрессивности. Для снижения уровня тревожности, с такими обучающимися так же проводились индивидуальные и групповые беседы.
Уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся - ниже среднего. Некоторые педагоги отмечают недостаточный уровень культуры общения ребят друг с другом, с окружающими. В течение года были отмечены некоторые нарушения дисциплины отдельными учащимися. Скорее всего, это из-за того, что у ребят не совсем сложились взрослые способы действия, предполагающие сознательную дисциплину. Положительно на ребят влияют беседы о толерантности, о добром отношении друг к другу.
Уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности – высокий. Трудности межличностного взаимодействия учащихся, непонимание, неприятие учеников класса не наблюдаются. К концу учебного года класс находится на высоком уровне сплочённости коллектива ( 25 баллов – индекс групповой сплоченности по Сишору). Проведение и участие различных мероприятий, бесед, игр, способствовали сплочению коллектива.
С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников Друзей. У большинства ребят выбор взаимный. 6 считают себя лидером класса.
В основном на протяжении учебного года прослеживался распад среди мальчиков на 3-4 группы, в которых наблюдалась смена лидеров – Филиппов Л., Федосеев В., Копшаев Д. Девочки распределились в микрогруппы по 2-3 человека на основе своих интересов: отношение к учебе, внеурочная занятость и т. д., лидерами среди девочек считают себя – Зевакина Ю., Исаева З., Бронникова Я.
Отверженных в классе нет, но ребята не интересовались мнением Шанаурина А. при принятии решений класса. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Считаю, что сплочению коллектива способствуют совместные праздники (чаепития, посвященные Новому году, 8 марта, Дню защитника Отечества, Дню семьи), походы, трудовые десанты.
В начале учебного года в классе была проведена анкета на выявление интересов учащихся, на основе которой и, конечно, с учетом желания ребят, в классе сформировался актив, в котором задействованы практически все учащиеся, в зависимости от интересов и отношения к различным видам деятельности. Почти все обучающиеся добросовестно относились к своим поручениям, проявляли активность и самостоятельность.
На протяжении учебного года воспитательная работа в 9 классе велась по плану и была построена по следующим направлениям:
- Гражданско-правовое и патриотическое;
- Экологическое и трудовое;
- Нравственно-эстетическое;
- Профориентационная работа;
- Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни.
В гражданско-правовом и патриотическом направлении была поставлена следующая цель: формирование патриотического, гражданского, правового сознания учащихся.
С этой целью в классе проводились классные часы: «Всюду слышится Ура!», «Победа в Сталинградской битве», «Сбережем наш общий дом», «Знаем, помним, верим», также проведены индивидуальные и групповые беседы: «Права человека глазами ребенка», «Наши подвиги». На классном часе, посвященном Дню прав человека и Дню конституции, ознакомились с Конвенцией о правах ребенка, «Всеобщей декларацией прав человека», «Конституцией РФ». Также ребята приняли участие в акциях «Неделя добрых дел», «Тепло родного дома»
Участие в различных конкурсах также приводят к воспитанию чувства патриотизма. Так, например, Исаева Зарема участвовала в конкурсах чтецов по творчеству М. Джалиля (посвященный Дню Победы), в котором заняла первое место, среди учащихся старших классов. Класс успешно поучаствовал в месячнике военно-патриотического воспитания (смотр строя и песни- 1 место, «Битва хоров»-1 место, конкурс «Боевых листков»- 1 место, спортивная эстафета- 2 место).
Все проведенные мероприятия направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.
С целью воспитания экологического сознания, истинного чувства любви к природе родного края, формирование уважения к труду, были проведены субботники по уборке, закрепленной за нами территории, генеральные уборки в классе, различные беседы, классный час «Цивилизация – начало борьбы с природой»
На протяжении всего учебного года в классе прослеживался высокий уровень добросовестного отношения к труду, навыков самообслуживания, бережного отношения к природе. Хотя, хотелось бы, отметить некоторых учащихся, которые отлично знают свои обязанности и неплохо с ними справляются – Абдуллина В., Абдубакова В., Исаева З., Кугаевский М., Федосеев В., Пономарева Е., Кульмаметова В., Бронникова А. Мероприятия трудового характера стараются игнорировать Зевакина Ю., Шанаурин А.
Цель нравственного воспитания - это прежде всего, формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Подростки учатся ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.
Так основываясь на анкеты родителей («Духовно-нравственное воспитание подростка») и анкеты ребят, можно сделать вывод, что 20 % обучающихся не разбираются в понятиях нравственных ценностей, которые являются определяющими в жизни человека - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость. Поэтому в работе с классом на протяжении учебного года большое внимание уделялось нравственному воспитанию. Проведены классные часы, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, тематические мероприятия нравственной и эстетической направленности. К таким мероприятиям можно отнести - поздравление с Днем Учителя, участие в концерте к Дню пожилого человека, проведение тематических часов по духовному воспитанию «В начале было слово», «Способность к прощению», «Всему начало любовь». Особенно удались классные часы «Мама!» (Посвященный Дню матери) и «Международный день толерантности», ребята с удовольствием участвовали в беседе, читали стихи, делились своими чувствами, слушали друг друга и отстаивали свое мнение.
Приоритетным направлением воспитательной работы в 2015-2016 учебном году являлась профориентационная направленность, главной целью которой было самоопределение учащихся на выходе из школы.
В начале учебного года среди учащихся было проведены:
- тестирование «Я выбираю…», профориентационные опросники, из которых видно, что только 30% ребят определились кем они хотят стать. И опираясь на результаты, были проведены следующие, мероприятия, ориентированные на профориентацию:
- экскурсии учебных мест, организованных учебными заведениями и организаций с целью ознакомления
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей
- посещение выставки высших и средних учебных заведений
- расположение информационных материалов по профориентации в школе (брошюры, информационные листовки)
- на классные часы были приглашены представители из учебных заведений города Тобольска, которые доступно донесли до учащихся информацию об учебном заведении, условиях зачисления, формах обучения, наличии профессий и, самое главное, о дальнейшем трудоустройстве.
- проведены тематические классные часы профориентационной направленности («Выбор нашей жизни. Твоя профессия»), также был проведен классный час, с участием представителя
В результате проделанной работы, к концу года процент учащихся, которые определились с выбором профессии вырос до 73%.
В течение учебного года с обучающимися велась индивидуальная работа по профилактике правонарушений.
В классе очень трудно переломить ситуацию, заинтересовать, убедить учащихся в том, что развитие личности должно быть всестороннем.
С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни в классе проводились мероприятия: анкетирование, диагностики, классные часы, беседы, контроль за посещаемостью, посещение на дому, контроль успеваемости и посещаемости учащихся и т.д.
Сохранение психического здоровья учащихся также являлось приоритетным направлением в работе. Диагностика, проведение классных часов, индивидуальных консультаций для обучающихся помогали выявлять проблемы и грамотно их разрешать. Индивидуальные беседы с пассивными обучающимися, а также консультации с учителями – предметниками способствовали повышению мотивации, активности обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Эта работа не всегда приводила к положительным результатам. Так, например, у Шлеиной В., Антипина А., Шанаурина А. уровень активности на протяжении учебного года не повышался. Не удалось сформировать положительную мотивацию к учению, повысить уровень познавательной активности. Но необходимо отметить, что данный вид деятельности приводит к положительным результатам только при участии родителей. К сожалению, у этих учащихся родители не проявляют заинтересованности в обучении ребенка в школе. В связи с этим, следует перестроить индивидуальную работу с пассивными учащимися и их родителями. Актив класса выполняет все поручения и оказывает большую помощь классному руководителю. Каждый воспитанник этого класса – это личность. Можно отметить, что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога.
Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле –воспитании детей.
В течение года велось анкетирование учащихся и их родителей («Вредные привычки», «Какое у тебя здоровье?», «Мотивы курения», «Проблема наркомании») Так, по итогам теста «какое у тебя здоровье?» выяснилось, что только 82 % обучающихся бережно относятся к своему здоровью. Поэтому со всеми обучающимися были проведены беседы о важности сохранения как физического, так и психического здоровья человека
Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины учащиеся класса приглашались на Совет профилактики (Смирных Е., Муратов И., Шанаурин А.,Антипин А.)
Проводились тематические классные часы – «Скажи наркотикам - нет!», «Кризисные состояния у подростков», «Питание и здоровье», «Экзамены без стресса» и т.д, На классных часах, проводилась разъяснительная работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, виды преступлений, понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних.
Также волонтерами с детьми проведена лекция по профилактике употребления ПАВ. Во время таких бесед детям была предоставлена возможность активно и свободно высказывать свое мнение и участвовать в проведении и организации таких мероприятий.
Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, организация досуга учащихся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество - одно из важнейших направлений, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. На протяжении учебного года с учащимися велись беседы, консультации со специалистами спортивных и творческих кружков. Все учащиеся 9 класса посещают секции и кружки.
Кроме того, т.к. обучающиеся – выпускники, с ними регулярно проводились индивидуальные беседы и консультации об успеваемости, посещаемости, о правилах и нормах сдачи ОГЭ.
Работа с родителями осуществлялась как через встречи на родительских собраниях, так и через индивидуальные встречи, решения проблем по телефону.
Проведены родительские собрания:
- «Единые требования к учащимся. Изучение Положения о государственной итоговой аттестации».
- «Итоговая аттестация в 9 классе: вопросы- ответы
при подготовке к итоговой аттестации»
- «Нормативно - правовая база, регламентирующая форму и порядок проведения ОГЭ. Влияние мотивации на успеваемость ученика.»
- Итоги пробных экзаменов по русскому языку и математике. Нормативно-правовое обеспечение ОГЭ.
На родительских собраниях поднимались вопросы успеваемости, посещаемости, организации режима питания, особенности самостоятельной работы ребёнка. Самыми актуальные вопросы собраний – поведение, уровень воспитанности и итоговая аттестация учащихся. Посещаемость родителей составляла 35-40 % родителей.
В течение учебного года родители участвовали в социологических опросах, отвечали на вопросы анкет. В результате анкетирования по вопросу удовлетворённости родителей состоянием образовательной и воспитательной работы школы было выяснено следующее:
1. 90 % родителей удовлетворены уровнем преподавания, оформлением классов, своими отношениями с педагогами и администрацией;
2. 96 % родителей удовлетворены организацией школьного быта, состоянием школьных помещений и отношениями между школьниками в классах:
3. 88 % опрошенных удовлетворены отношениями своего ребёнка с педагогами и к школе в целом;
4. 75 % опрошенных считают, что они имеют возможности, участвовать в делах школы:
5. 53 % родителей считают, что школа в своей деятельности должна делать, акцент на образовании, а 47% отдают предпочтение воспитанию.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями. Одной из задач на будущий учебный год – поиск новых путей и методов работы с родителями, которые укрепят сотрудничество, совместные действия и не потеряют взаимопонимание.
В результате проведённой в течение 2015 – 2016 учебного года воспитательной работы, можно сделать вывод, что средний уровень воспитанности и духовно – нравственной культуры сформирован. Так в классе на низком уровне остаётся отношение к своему здоровью, а также отношение к искусству. На достаточно высоком уровне развиты чувства патриотизма.
На основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год – воспитание интеллектуальной, всесторонне – культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общественных ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. А для достижения намеченной цели, планируется провести ряд мероприятий, которые будут направлены на:
- воспитание всесторонне-культурной личности;
- развитие познавательного интереса;
- развитие творческих умений и навыков;
- воспитание самостоятельности, ответственности, и т.д.
Общие выводы.
В целом воспитательная работа в 9 классе была многоплановой и разносторонней.
Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.
В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
Классный руководитель: Л.Н. Поспелова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ воспитательной работы
Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...
Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.
полный анализ воспитательной работы по школе...
Анализ воспитательной работы
Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...
Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы
Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...
Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы
Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...