Отчет по самообразованию классного руководителя по теме: «Особенности воспитательной работы с учащимися в адаптационный период».
материал (5 класс)

Соловева Алёна Валерьевна

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям в общении  на  2 ступени.

Основные моменты, на которые была направлена моя работа, как классного руководителя в период адаптации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию классного руководителя Соловьевой А.В. по теме:

«Особенности воспитательной работы

 с учащимися в адаптационный период».

  Моей темой по самообразованию воспитательной работы с классом в 2019-2020 учебном году являлась: «Особенности воспитательной работы с учащимися в адаптационный период».

  Планируя работу по теме самообразования, я изучила следующую литературу:

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.

Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.

Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям в общении  на  2 ступени.

 Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащихся к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие индивиду при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности. 

Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

  1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
  2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
  3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Прежде всего, нужно говорить именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.  Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Задача классного руководителя — разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь можно им оказать. Поэтому можно выделить основные моменты, на которые была направлена моя работа, как классного руководителя в период адаптации:

  1. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации.
  3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях.
  4. Диагностику уровня адаптации пятиклассников.
  5. Взаимодействие с учителями основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями пятиклассников.

Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. На классном часе-игре «Расскажи мне о себе» ребята делись тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное - в каждом.

Большая работа проводилась по формированию умения учиться в средней школе. Учащиеся знакомились с школьными правилами, новыми требованиями, предъявляемыми к учащимся среднего звена, анализировали собственные ощущения в новой роли ученика 5 класса.  На классных часах проходили беседа «Здравствуй, 5 класс!», обсуждения «Единые требования к учащимся школы», «Внешний вид учащихся», «Пропуски уроков – путь к неуспеваемости», «Поведение в школе», «Готовность к урокам».

Во втором этапе адаптационного периода ребятам представилась возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Для развития навыков личностного общения и сотрудничества в группе сверстников прошла игра «Находим друзей». 

Были разработаны дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным". Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил.

Еще одной значимой содержательной частью данного этапа было создание портрета настоящего школьника. На тренинге «Я – пятиклассник» ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Это способствовало умению добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитию уверенности в себе.

В дальнейшем с целью преодоления тревожности пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих адаптационный период проводились тренинги «Что поможет мне учиться?», «Легко ли быть учеником?», «Добро и зло», «Конфликт или взаимодействие».  Тренинговые занятия проводились как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени.

Задачи тренингов:

- способствовать снижению тревожности;

- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;

- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к обучению в среднем звене;

- дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

- дать представления об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- отслеживать эмоциональное состояние;

- стимулировать фантазию, воображение учащихся;

- формировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;

- формировать навыков взаимодействия с другими людьми.

Третий этап адаптационного периода 5-классников был связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класса. На этом этапе ребята создавали автопортрет своего класса. Работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределялись поручения в классе.

 Учащиеся вовлекались в жизнедеятельность класса и к участию в общешкольных мероприятиях, таких как акции «Чистая школа», «Здоровье – твое богатство»;                                               экологический фестиваль «Вместе ярче»; конкурсы «Смотр песни и строя», «Курить в XXI веке не модно». Эмоциональное переживание за успех своего класса укрепляло чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Став классным руководителем, чувствуешь огромную ответственность. Период адаптации, пожалуй, самый трудный. Проводимая работа содействовала адаптации учащихся в среднем звене.

Кл. руководитель 5 «Б» класса Соловьева А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Отчёт классного руководителя по теме самообразования "Психофизиологические особенности и основные проблемы раннего подросткового возраста"

Отчёт по теме самообразования классного руководителя может  пригодится классным руководителям 5-7 класса. В отчёте отражены основные особенности раннего подросткового возраста и способы преодолен...

Самообразование классного руководителя-одно из условий успеха в организации воспитательной работы

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а к...

Индивидуальный план самообразования классного руководителя 5 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский Яковлевой Натальи Васильевны на период 2019-2024 гг

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технолог...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...