Отчёт классного руководителя по теме самообразования "Психофизиологические особенности и основные проблемы раннего подросткового возраста"
опыты и эксперименты (6 класс) на тему

Григорьева Надежда Сергеевна

Отчёт по теме самообразования классного руководителя может  пригодится классным руководителям 5-7 класса. В отчёте отражены основные особенности раннего подросткового возраста и способы преодоления классным руководителем проблем, возникающих во взаимоотношениях подростка со сверстниками, родителями и учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

за II полугодие 2014-2015 учебного года

классного руководителя    

Григорьевой Надежды Сергеевны

Тема: «Психофизиологические особенности и основные проблемы раннего подросткового возраста»

     В своей педагогической деятельности классному руководителю необходимо учитывать следующие психо - физиологические особенности подросткового возраста.

     Общеизвестно, что средний школьный возраст от 11 до 15 лет является переходным от детства к юности.

     Развитие человека в этот период традиционно называют подростковым, а также переходным, трудным или критическим возрастом. В организме ребёнка происходят кардинальные изменения. Перестройка организма подростка происходит по всем направлениям: он интенсивно растёт, увеличивается масса тела и мышечная сила, развивается сердечно-сосудистая система. Характерная особенность подросткового возраста: половое созревание организма, которое вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношение мальчиков и девочек.

     Рост, вес, внешность являются серьёзными причинами для беспокойства подростков. Они могут проявлять обеспокоенность любыми отклонениями от идеала, слишком ранним или поздним созреванием. Многие подростки очень чувствительны к своему внешнему виду, могут подолгу рассматривать себя в зеркале, болезненно реагируют на любые замечания в свой адрес.

     Ещё Д. Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком взросления. У подростка, относящегося к себе как к взрослому, появляется настойчивое желание, чтобы и окружающие относились к нему как к взрослому.

     Классному руководителю следует обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие  уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле.

     Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к  спорам и возражениям, слепое следование авторитета взрослого сводится часто к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребёнок подвергается чужому влиянию.

     Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение, отстаивать и доказывать свою правоту.

     Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивы. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя  направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

     В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подросток может проявлять очень бурно. Для них характерны: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классному руководителю приходится быть особо внимательным к внутреннему миру ребёнка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребёнка решать наедине с ним.

     Ведущей потребностью подростков является общение со сверстниками, однако содержание и способы этого общения далеко не всегда способствует их личностному развитию, поэтому так важно направить природную потребность ребят в общении в нужное русло.

     В этом возрасте подростки склонны к подражанию. Мальчики стремятся быть похожими на сильных, мужественных мужчин. Но их кумирами могут оказаться киногерои и вполне реальные люди,  с весьма сомнительными моральным устоями.

      Подражая им, подростки, сами того не замечая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими. Девочки - подростки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с положительных моральных ценностей на мнимые, даже антисоциальные. Поэтому доверительные беседы о девичьей гордости, чести, достоинстве являются весьма полезными в воспитании девочек-подростков.

     Хочется отметить, что одной из самых важных черт, возраста является возникновение самосознания у подростков. У подростков появляется желание, потребность познать себя, ощутить себя как личность, с только ей присущими качествами.

     У многих в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все «5» и «4» , получает лишь 2 и 3 по другим. И это вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классному руководителю важно  исследовать причины учебных проблем ученика для того, чтобы вовремя оказать ему  помощь.

     Мой класс также не является исключением. В этом учебном году у многих ребят проявились типичные признаки переходного возраста. Это заметно по ряду параметров:

- анкетирование школьного психолога по проявлениям тревожности:

2013-2014уч.г.  – 30%

2014-2015 уч. г. -  47,6 %

- динамика качества знаний

2013-2014уч.г.  – 40%

2014-2015 уч. г. - 53,3%

Отмечается положительная динамика качества знаний – повышение на 13,3%, но в то же время индивидуальные успехи обучающихся заметно снизились, у таких учащихся как:

Гриднева В. средний балл по учебным предметам

                      2013-14 – «5»                              2014-15 – «4,5»

Жигалин А. (условно переведен в 7 класс)

Жиленко Б. (условно переведен в 7 класс)

Никитина И. средний балл по учебным предметам

                      2013-14 – «  4,2 »                              2014-15 – «3,9»

Полянская Е. (условно переведена в 7 класс)

Попова С. средний балл по учебным предметам

                      2013-14 – « 4,6  »                              2014-15 – «4,06»

Шукаева А. средний балл по учебным предметам

                      2013-14 – « 3,9  »                              2014-15 – « 3,7  »

-  участие в предметных олимпиадах и конкурсах заметно снизилось, ребята уже не так уверены в себе как раньше, не так активны, объясняют это большим объёмом домашнего задания и недостатком времени.

- в общешкольных мероприятиях, если в прошлом году  занимали 1-е места на различных школьных конкурсах, таких как «Осенний балл», «Смотр строя и песни», «Спортивные мероприятия»,  то сейчас это в основном 2-е место. У ребят нет желания самим организовывать и проводить мероприятия.

работа в кружках и факультативах: 

5 класс – 86,7%

6 класс 1 полугодие – 82,3%

6 класс 2 полугодие – 46,7%

Почти в 2 раза меньше ребят стали посещать кружковые занятия и учреждения дополнительного образования.

- и даже просто в общении ребят друг с другом, с учителями и  родителями.

     Ребята стали более ранимы, болезненно переносят комментарии в свой адрес, шутки одноклассников принимают слишком близко к сердцу. Тяжело расстаются с друзьями, с которыми уже расходятся во многом интересы. Всё ещё привязаны к родителям, но не прислушиваются ко многим ценным советам, в результате чего сами потом страдают. Не всегда точно выполняют поручения классного руководителя, появилось больше неуважительных пропусков. Особенно по субботам, родители объясняют это большой утомляемостью.

Количество учащихся, на которых отразилось влияние переходного возраста, составило 11 человек, то есть – 73,3% от общего количества учащихся.

     В настоящее время передо мной, как перед классным руководителем, теперь уже 7 класса, стоит непростая задача – глубоко осмысливать и понимать особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложных противоречивых условиях реальной жизни. Считаю, что это даст возможность мне, как классному руководителю и учителям-предметникам, не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе школа-семья-общество-ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...

«Психологические проблемы обучения подросткового возраста»

Вступление  в  отрочество  несет с собой  серьезные  перемены  в отношении ребенка  к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому  развитию  ребенк...

Проблемы младшего подросткового возраста

Выступление на родительском собрании...

Важные моменты психологических особенностей раннего подросткового возраста и специфика изучения математики в 5-6 классах.

Курс математики 5-6 классов – занимает важное место в математическом образовании и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формирует...

Агрессия как проблема в подростковом возрасте.

В сложный подростковый период достаточно часто возникают периоды агрессии, связанные с психофизиологическими трансформациями в организме подростка. Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в...