Рабочая программа воспитательной работы в 7 классе
рабочая программа (7 класс)
Программа предусмотрена для учащихся 7– 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vspitatelnoy_raboty.docx | 45.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Участники программы: Программа предусмотрена для учащихся 7– 9 классов.
Задачи программы:
- Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование здорового образа жизни школьника;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- Гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- Совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- Совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
- Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Планируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
По мере реализации данная программа корректируется. Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе:
- Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
- Помочь человеку быть творцом.
- Формировать активную гражданскую позицию личности.
- Воспитывать любовь к людям.
- Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
- Воспитывать трудолюбивую личность.
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
- Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни. Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
- Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
- Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
- Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Раздел II. Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
Направления воспитательной работы | Задачи работы по направлению | Предполагаемые результаты деятельности по направлениям |
Духовно-нравственное воспитание | Организация социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести), морали. Укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма. Принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей | Осуществление программных мероприятий должно способствовать приобретению школьниками социальных знаний, пониманию социальной реальности и повседневной жизни, формированию позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получению школьником опыта самостоятельного социального действия - «действия для людей и на людях» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Изучение истории своего края. Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать. Развитие у учащихся уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям. Создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина. | Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству. |
Спортивно-оздоровительное воспитание | Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта. | Укрепление здоровья детей. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом. Самореализация учащихся в спорте посредством участия мероприятиях спортивно-оздоровительного направления, должна появиться потребность в здоровом образе жизни. |
Экологическое и трудовое воспитание | Прививать чувство любви к природе, ответственности за ее сохранность. Формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды, навыков рационального природопользования. Вовлечение учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда. Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры труда | Предполагаемым результатом деятельности в данном направлении является умение учащимися экологически грамотно вести себя на природе, проявлять себя в общественно полезном труде, проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому, проявление стремления любить и беречь природу родного края, охранять и беречь природное наследие своего края. |
Профилактика преступлений и правонарушений | Развитие у учащихся позитивных отношений с окружающими, умения разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья. Привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности. | Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения |
Раздел III. Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
• собеседование с учителями, работающими в классе;
• организация участия детей в школьных олимпиадах;
• мониторинг уровня интеллектуального развития детей.
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
• организация работы по системе традиционных поручений;
• организация индивидуальной творческой деятельности;
• создание условий для самовыражения;
• включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
• собеседование с родителями;
• наблюдение и особое внимание, коррекция;
• организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса
детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
• собеседование с родителями;
• контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
• вовлечение в творческую деятельность;
• собеседование с учителями, работающими в классе;
Раздел IV. Профилактическая работа.
Работа с родителями. Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
• Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
• Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
• Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
1.Изучение условий семейного воспитания:
• посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
• особенности семейного воспитания;
• беседы, анкетирование родителей;
• сочинения учащихся о семье;
• формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
• родительские собрания;
• информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
• приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
• регулярная проверка дневников.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4.Взаимодействие с родительским комитетом:
• помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
• помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
• с учреждениями дополнительного образования.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
• родительские собрания;
• заседания родительского комитета;
• четкие и лаконичные записи в дневниках;
• записки – извещения.
2. Работа с педагогами, работающими в классе:
• изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
• изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
• выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
• развитие коммуникативных умений педагогов;
• сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
• помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Организация работы с одаренными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Раздел V. Механизм реализации программы .
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.
Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Программа осуществляется:
- Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- Через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- Через систему дополнительного образования;
- Через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- Через сотрудничество с детской общественной организацией;
- Через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями;
Формы работы:
- Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- Тренинги, занятия, курсы;
- Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления.
- Встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
7-й класс
Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Раздел VI. Внеурочная воспитательная деятельность
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
- Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- Систематичность в организации;
- Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
- Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
- Сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска | Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы. Тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы |
2. Нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативная развитость | 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | «Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству | Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива | Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения |
7 класс
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Основные задачи развития:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
8 класс
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Возрастные особенности
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека. В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные задачи развития:
- формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие воображения;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Планируемые результаты
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- Активизация учебно-познавательной деятельности;
- Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;
9 класс
Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Возрастные особенности
- (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Основные задачи развития:
- обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
Планируемые результаты
- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы 2и класс
Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)...
Рабочая программа воспитательной работы 3и класс
Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)...
Рабочая программа воспитательной работы 7 класса
Программа воспитательной работы 7 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 6 класс
Программа воспитательной работы 6 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 1 класс
Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 1 класс....
Рабочая программа воспитательной работы 5 класс 2021-2022 гг.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень объема внеурочного времени, о...
Рабочая программа воспитательной работы. 9 класс
Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 9 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....