Рабочая программа воспитательной работы в 7 классе
рабочая программа (7 класс)

Суханова Резеда Рисаловна

Программа предусмотрена для учащихся  7– 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vspitatelnoy_raboty.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

                    основная  общеобразовательная  школа  им. Героя Советского Союза  В.Ф. Тарасенко д. Шаровка

                                  муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

классных руководителей

«____» ________________ 2020г

Протокол №___

Руководитель МО __________(Логоня И.М.)

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир по ВР  __________     И.М.Логоня

«  ___  » августа 2020г

 приказ № _______________                                                                                                

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ООШ

Д.Шаровка

__________Т.П.Муллагалиева

«_____   » августа 2020г

приказ №__

                                                               

                                                               

                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                            воспитательной работы  

                                                 классного руководителя  7 класса

                                                                      Сухановой Р.Р.

Срок реализации : 2020-2023  учебные  годы

 

Раздел  1.  Пояснительная записка

 

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Участники программы: Программа предусмотрена для учащихся  7– 9 классов.

Задачи программы:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • Формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  • Гуманизация воспитательного процесса,  создание условий для   развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • Совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  • Совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
  • Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Планируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать  Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

        По мере реализации данная  программа   корректируется. Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе:

  1. Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
  2. Помочь человеку быть творцом.
  3. Формировать  активную гражданскую позицию личности.
  4. Воспитывать любовь к людям.
  5. Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
  6. Воспитывать трудолюбивую личность.
  7. Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
  8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  9. Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
  10. Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни. Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
  1. Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  2. Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  3. Практический результат -  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

Раздел II. Содержание воспитательной деятельности

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:

Направления

воспитательной работы

Задачи работы

по направлению

Предполагаемые результаты

деятельности по направлениям

Духовно-нравственное воспитание

Организация социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести), морали. Укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма. Принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей

 Осуществление  программных мероприятий  должно способствовать приобретению школьниками социальных знаний, пониманию социальной реальности и повседневной жизни, формированию позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  получению  школьником опыта самостоятельного социального действия - «действия для людей и на людях»

Гражданско-патриотическое воспитание

Изучение истории своего края.

Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать. Развитие у учащихся  уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям. Создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Спортивно-оздоровительное

воспитание

 Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью.

Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием  спорта.

Укрепление здоровья детей.

Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом.

Самореализация учащихся в спорте посредством участия мероприятиях спортивно-оздоровительного направления, должна появиться потребность в здоровом образе жизни.

Экологическое и

трудовое

воспитание

Прививать чувство любви к природе, ответственности за ее сохранность.

Формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды, навыков рационального природопользования. Вовлечение учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда. Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры труда

Предполагаемым результатом деятельности в данном направлении является умение учащимися экологически грамотно вести себя на природе,  проявлять себя в общественно полезном труде,  проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому, проявление стремления  любить и беречь природу родного края,  охранять и беречь природное наследие своего края.

Профилактика преступлений и правонарушений

Развитие у учащихся позитивных отношений с окружающими, умения разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья. Привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности.

Осуществление  программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения

Раздел III. Индивидуальная работа с учащимися

 1. Работа с одаренными детьми:

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

•        организация участия детей в школьных олимпиадах;

•        мониторинг уровня интеллектуального развития детей.

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

•        организация работы по системе традиционных поручений;

•        организация индивидуальной творческой деятельности;

•        создание условий для самовыражения;

•        включение в общешкольное воспитательное пространство.

3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

•        собеседование с родителями;

•        наблюдение и особое внимание, коррекция;

•        организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса

               детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

•        собеседование с родителями;

•        контроль и помощь в подготовке домашнего задания;

•        вовлечение в творческую деятельность;

•        собеседование с учителями, работающими в классе;

Раздел IV. Профилактическая работа.

Работа с родителями.  Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

•        Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

•        Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

•        Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность  классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1.Изучение условий семейного воспитания:

        посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;

•        особенности семейного воспитания;

•        беседы, анкетирование родителей;

•        сочинения учащихся о семье;

•        формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

•        родительские собрания;

•        информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.

•        приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;

•        регулярная проверка дневников.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.Взаимодействие с родительским комитетом:

•        помощь в планировании и организации различных видов деятельности;

•        помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;

•        с учреждениями дополнительного  образования.

5.Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:

•        родительские собрания;

•        заседания родительского комитета;

•        четкие и лаконичные записи в дневниках;

•        записки – извещения.

2.        Работа с педагогами, работающими в классе:

•        изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

•        изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

•        выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

•        развитие коммуникативных умений педагогов;

•        сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

•        помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Организация работы с одаренными детьми

Отличительные особенности одаренных детей

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную,  познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
  5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Раздел V. Механизм реализации программы .

         Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.

Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

 Программа осуществляется:

  • Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • Через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • Через систему дополнительного образования;
  • Через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • Через сотрудничество с детской общественной организацией;
  • Через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями;

Формы работы:

  • Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • Тренинги, занятия, курсы;
  • Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления.
  • Встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

7-й класс

Развитие самоуправления учащихся.

  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

9-й класс Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.

  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

Раздел VI. Внеурочная воспитательная деятельность

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

  1. Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  2. Систематичность в организации;
  3. Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  4. Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  5. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.

Тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы

2. Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

«Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

5.Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

7 класс

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

8 класс

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека. В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

 Планируемые результаты

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности;
  • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;

9  класс

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

        Возрастные особенности

  • (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Планируемые  результаты

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

                                               

                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы 2и класс

Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)...

Рабочая программа воспитательной работы 3и класс

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)...

Рабочая программа воспитательной работы 7 класса

Программа воспитательной работы 7 класса...

Рабочая программа воспитательной работы 6 класс

Программа воспитательной работы 6 класса...

Рабочая программа воспитательной работы 1 класс

Программа воспитательной работы  для детей с нарушением интеллекта  1 класс....

Рабочая программа воспитательной работы 5 класс 2021-2022 гг.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень  объема внеурочного времени, о...

Рабочая программа воспитательной работы. 9 класс

Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 9 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....