Рабочая программа воспитательной работы 1 класс
рабочая программа

Программа воспитательной работы  для детей с нарушением интеллекта  1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitatelnoy_raboty.docx63.95 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                 казенное общеобразовательное учреждение Омской области

                                         «Калачинская общеобразовательная адаптивная школа – интернат»

             

УТВЕРЖДАЮ

Директор  КОУ

«Калачинская  адаптивная

школа – интернат»

_______Козицкая  Н.В.

«        »_________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

(1 класс по 1 варианту УП)

                                                                                                                                                          Составитель: воспитатель Киржак Е.В.___________

                                                                                                                                                                                                                                 (подпись)

                                                                                                                 Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

                                                                                                                                                                                 «      »_________2020г.,протокол № 1                                                            

                                                                                                                                                   Руководитель методического объединения __________                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                (подпись)

                                                                                                                               Рабочая программа согласована на МС Щипцова И.А. __________

                                                                                                                                                                                                                               (подпись)

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                    «     »__________2020г., протокол №

                                                         

                                                                                              Калачинск, 2020 г.

Пояснительная записка внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного  времени  детей  с нарушением  интеллекта.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:

Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень  объема внеурочного времени, отводимого на проведение непосредственно внеклассной деятельности в соответствии с АООП (1 вариант). Программа  по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Примерная  адаптированная  основная  общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) от 03.04.2015г;

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат».

          Актуальность программы  воспитательной работы: способствует интеллектуальному, духовно – нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению  и  проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта  участия   и  организации  индивидуальной  и  совместной  деятельности  по  познанию  и  преобразованию самих себя  и  окружающей действительности.

          В концепции ФГОС  фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится

социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

 На основании этого была выбрана тема самообразования «Совершенствование навыков адаптации у обучающихся с  нарушением интеллекта»

 Цель:  Помощь детям   в  адаптации  к  школе ,как один из элементов успешной  социализации.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Формировать у первоклассников реальные представления об особенностях обучения в школе. Оказывать

помощь будущим  школьникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

2.Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами  и  взрослыми.

3.Воспитывать любовь к школе и школьным традициям

4.Корректировать трудности поведения  и  характера.
 В реализации программы внеурочной деятельности   в условиях  ФГОС для детей с нарушением интеллекта участвуют специалисты школы: психолог, логопед, дефектолог, учитель физкультуры, музыки, ЛФК, библиотекарь, которые разработали по своим направлениям занятия, мероприятия, факультативы.

Внеурочная деятельность, используется по желанию учащихся и направлена на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Мероприятия  проводятся в форме экскурсий, проектной деятельности, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,  соревнований.

  Занятия проводятся по направлениям:

  1. Социальное направление  
  2. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
  3. Спортивно-оздоровительное  направление внеурочной деятельности.
  4. Общекультурное направление
  5. Индивидуальная работа

Продолжительность занятий 25 – 30 минут.

В работе с детьми используются технологии воспитания: «Технология личностно – ориентированной КТД С.Д. Поляковой», «Спортивно – оздоровительная технология»,»Технология будничных дел».

При организации образовательной деятельности с детьми, придерживаюсь советов,  на которые указывает кандидат психологических наук  Н.А.Короткова:

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Принципы программы внеурочной деятельности:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • формулирование просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений, участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • выполнение правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения

Регулятивные результаты:        

  • выполнять  требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения предложенного задания,  использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы  и приёмы  для работы с головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Коммуникативные результаты

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения, участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • употреблять в своей речи вежливые слова в соответствующей обстановке;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Познавательные результаты

  • знать элементарные представления о правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знать требования к внешнему виду в школе;
  • знать как вести себя в гостях, за столом, в театре, в общественных местах, в школе;
  • общаться по телефону;
  • давать критическую оценку собственному поведению.

знать названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения.

2 раза в год проводится диагностика по полугодиям.

Сетка занятий:

День недели

Направления воспитательной работы

Понедельник

Социальное развитие

Вторник

Духовно – нравственное развитие

Среда

Спортивно - оздоровительное

Четверг

Общекультурное  развитие

Пятница

Индивидуальная работа

Учебно – методическое обеспечение:

предлагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучение для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с  умственной отсталостью:

Демонстрационные и печатные пособия:

-магнитная доска;

-разрезные карточки: Мир животных; Мир человека; Мир растений;

-Демонстрационные карточки: Животные, Птицы, Птицы домашние, Овощи, Насекомые, Ягоды, Фрукты, Цветы;

-настольные развивающие игры («Цифры», «Цветы»);

-иллюстрации к русским народным сказкам;

-наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия

-демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, масса предметов; о количественных, о пространственных и временных представлениях;

- материалы для проведения клубных часов по трудовому обучению (пластилин, картон, карандаши, цветная бумага, краски, шаблоны и др.) Дидактический материал ( сюжетные картинки с изображением атрибутов к православным праздникам)      Материал для художественного творчества (карандаши, краски, альбомы и т.д.)  конспекты занятий;  викторины;    физкультминутки, загадки;   сценарии досугов, праздников  , дидактические игры  ,  компьютерные презентации;   проекты «Моя семья». «мой любимый город» и т.д.;   видеофильмы «Национальные праздники» ,  мультфильмы о Новом годе, «12 месяцев». «По щучьему велению»  

Материально – техническое обеспечение:

-персональный компьютер;

-интерактивная доска;

-мультимедийные (цифровые) презентации по темам занятий, физминутки, разминки для глаз.

     

Список  литературы:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 6

      2.Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

3.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

4.Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

      5.Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997..

      6.Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

      7.Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

       8.Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

       9.Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

      10.Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

      11.Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT",                                  СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

       12.Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

       13.Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998

       14.Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995

       15.Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997

Тематическое планирование 2020-2021 учебный год

Сентябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное развитие

Нравственное развитие

Спортивно – оздоровительное развитие

Общекультурное  развитие

Индивидуальная работа

01.09.

«День знаний»

(праздник)

02.09

«Здравствуй  школа»

(экскурсия по школе)

03.09

«Как вести себя в школе»

(практическое занятие)

04.09

«Я пешеход»

(беседа)

07.09

«Я и моя школа»

(диагностический материал)

08.09

«Расскажи мне о себе, о своей семье»

(беседа)

09.09

«Сюда приходят дети - узнать про все на свете»

(экскурсия в библиотеку)

10.09

«Зачем говорят «здравствуй»?»

(беседа)

11.09

«Воды  холодной не бойся, ежедневно мойся»

(правила личной гигиены)

14.09

«Я  и мои друзья»

(диагностический материал)

15.09

«Мои родные мама, папа, дедушка и бабушка»

(беседа)

16.09

День бегуна

17.09

«О правилах движения, для всех без исключения»

(конкурс рисунков)

18.09

«Я и мои друзья»

(беседа о правилах дружбы)

21. 09

«Я  и  моя семья»

(диагностический материал)

22.09

 «Под  крышей дома моего»

(конкурс  рисунков)

23.09

«Я  и дорога»

(игровые упражнения)

24.09

«Осень славная пора»

(выставка поделок)

25.09

«Мой режим дня»

(беседа)

28.09

«Я  ученик»

(беседа о правилах поведения)

29.09

«Оцени ситуацию»

(игра)

               30.09

«Безопасное поведение на дороге»

(обыгрывание ситуаций)

Октябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное развитие

Нравственное развитие

Спортивно – оздоровительное развитие

Общекультурное  развитие

Индивидуальная работа

01.10

«Правила поведения в гардеробе»

(практическое занятие)

02.10

«Мое рабочее место»

(практическое занятие)

05.10.

«Правила поведения  в столовой.»

(беседа – наблюдение)

06.10

«Почему некоторые привычки  называют вредными» (беседа)

07.10

«Сейчас меня покормят…»

(экскурсия в столовую)

08.10

«Знаете ли вы себя»

(игра – практикум)

09.10

«Волшебная расческа»

(практическое занятие)

12.10.

«Правила  поведения на железной дороге»

(просмотр презентации)

             13.10.

«Чудо сказка – забота  о  ближних»

(драматизация сказки)

14.10.

«Спички детям не игрушка»

(презентация)

15.10

«Чтоб пожара избежать, вот  что должен школьник  знать»

(конкурс рисунков)

16.10.

«Как быть аккуратным»

(сюжетная игра)

19.10.

«Наш школьный двор»

(знакомимся с правилами поведения)

20.10

«Дружба побеждает»

(просмотр сказки Репка)

21.10

«Прояви смекалку»

(игры – эстафеты)

22.10

«Игры с фигурами»

(игра практикум)

23.10

«Математическое лото»

(упражнение в счёте)

Ноябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

02.11

каникулы

03.11

каникулы

04.11

каникулы

05.11

«В  сказочном городе».Бегите ко мне.

(игра на развитие внимания)

06.11

«Каждой  вещи  свое место» (практическая работа)

09.11

«Права и обязанности учащихся»

(профилактическая беседа)

10.11

«Мой младший брат»

(чтение с обсуждением стихотворения)

11.11

«Огонь и дети»

(чтение с обсуждением сказки «Кошкин дом»)

12.11

«Дети тоже имеют право»

(викторина)

13.11

«Логопедическое лото: «Звук «Р», «Звук «Л», «Звук «Ш».

16.11

«Правила поведения в библиотеке»

(беседа)

17.11

«Будь вежлив»

(просмотр с обсуждением сказки  «Три медведя»

18.11

«Там где нас лечат»

(экскурсия  в  медпункт)

19.11

«Братцы – кролики. Живые группы»

(игра на внимание)

20.11.

«Любимой  мамочке подарок»

«Открытка для мамы»

23.11.

«Разговор по телефону. Этикет разговора» (сюжетно-ролевая игра)

24.11.

«Номера  служб спасения»

(просмотр видеосюжета)

25.11

        «Снайперы»

(подвижная игра)

26.11

«Милая, любимая, самая красивая»

(конкурс рисунков)

27.11

Операция»Портфель»

(практическое занятие)

          30.11.  

 «Вокруг меня люди» (обыгрывание ситуаций)

Декабрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное развитие

Нравственное развитие

Спортивно – оздоровительное развитие

Общекультурное  развитие

Индивидуальная работа

01.12.

«Честность и правдивость»

(беседа)

02.12

«Ленточки»

(подвижные игры)

03.12.

«Подготовка  к фестивалю «Никола Зимний»

   04.12. 

«Веселый счет»

(дидактическая игра)

07.12

«Что такое добро и зло»

(просмотр мультфильма  «Маша и медведь»

08.12

«Идем дорогою добра»

(ситуативная игра)

09.12

«Книга  джунглей»

( просмотр кинофильма)

10.12.

«А ну – ка собери»

(математическая игра)

11.12.

«Уход за обувью»(беседа с элементами показа)

14.12

«Приглашение  на день рождения»

(обыгрывание ситуаций)

15.12

«Без примет ходу нет»

( коррекционная игра)

16.12.

«Кто все знает про Новый год»

(викторина)

17.12.

«Мастерская Деда Мороза»

18.12

«Мастерская Деда Мороза»

21.12

«Ежели вы вежливы»

(знакомство с правилами этикета)

22.12

«Семейные праздники  и  традиции»

(Моделирование ситуаций)

23.12

«Снежный городок»

(конкурс  ледяных фигур)

24.12.

Новогодний праздник

25.12.

«Безопасная дорога»

(повторение ПДД)

28.12.

«Дружба  каждому нужна .Дружба  верностью сильна.

(беседа)

29.12 «Рождественский сочельник. Рождество»

(знакомство со старинными обычаями и обрядами)

Январь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Социальное развитие  

Нравственное развитие

Спортивно – оздоровительное развитие

Общекультурное  развитие

Индивидуальная работа  

11.01.

«Вежливый отказ, несогласие»

(беседа)

12.01.

«Мир  этикета»

(беседа)

13.01.

«Я  против  микробов»

(беседа )

14.01.

Акция «Поможем зимующим  птицам»

(изготовление кормушек)

 

15.01

«Сосчитай  и  назови»

(игровые упражнения)

18.01

«Кого  называют  трудолюбивым»

(беседа)

19.01

«Крещение Господне»

(знакомство  с  православными праздниками)

20.01.

Прыжки  в  высоту.

21.01.

Игра «Что, где, когда»

(общешкольное мероприятие)

22.01

«Собери  картинку»

(игра  на  внимание)

25.01

«Каждой вещи свое место»

(беседа-практикум)

26.01

«Вредным  привычкам – нет»

(беседа)

27.01

«Профилактика  простудных  заболеваний»

(беседа)

28.01.

Акция «Покорми птиц»

(практическая беседа)

29.01.

«Учим  цифры»

(упражнение  в  счете)

Февраль

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

01.02

«Кто аккуратен, тот людям приятен»

(беседа)

02.02

«Без  друзей на свете трудно  жить»

(беседа)

03.02

«Один дома»

(профилактическая  беседа)

04.02

«Назови  одним словом»

(классификация  предметов)

05.02

«Безопасные каникулы»

(инструктаж)

15.02

«Мы  на  улице»

(беседа)

16.02.

«Бравые солдаты»

(знакомство  с  историей  праздника  23 февраля)

17.02

«23 февраля –день защитника Отечества»

(книжная  выставка)

18.02

«О  подвигах, о доблести, о славе»

(конкурс  рисунков)

19.02.

Подарок  для  папы.

(поздравительная открытка)

22.02.

Праздничный день

23.02.

Праздничный день

24.02.

Неделя «В мире животных»

(общешкольное мероприятие)

25.02.

Сказки братьев Гримм.

(библиотечный час)

26.02.

«Уход  за  волосами»

(беседа  с  девочками)

Март

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

01.03

«Права ребенка, права человека - глазами детей»

(беседа)

02.03

«Мамины  глаза»

(знакомство  с  историей  праздника 8 марта)

03.03

«Мое  здоровье  и  одежда»

(беседа)

04.03

Международный женский день.

(конкурс рисунков)

05.03

Подарок  для  мамы.

(поздравительная открытка)

08.03

Праздничный день

09.03

«Я  выбираю  движение»

(беседа  о ЗОЖ)

10.03

«В  здоровом  теле  здоровый  дух»

(беседа)

11.03

«Широкая Масленица»

(беседа)

12.03

«Фантазеры  и  лгунишки»

(беседа с соц.педагогом)

15.03.

«Экстренные  службы»

(беседа)

16.03

«Поведение  в  экстремальных ситуациях»

(беседа)

17.03

«Кто дальше  бросит»

(соревнование)

18.03.

«Если  добрый  ты - это хорошо»

(конкурс  чтецов) 

19.03

«Опасности  весеннего льда»

(профилактическая беседа)

каникулы

каникулы

31.03.

«Ярмарка  забав»

(игры – эстафеты)

Апрель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

01.04

«В мире животных»

(игра «кто  где  живет»)

02.04

«Предметы  личной    гигиены»

(маркировка)

05.04

«Наши  зелёные  друзья»

(беседа)

06.04

«Как  научиться уважать окружающих»

(беседа)

07.04

Веселые  старты.

(соревнования)

08.04

«Что лишнее и почему?»

(знакомство  с  игрой)

09.04

«Будь внимательным»

(игра  на  внимание)

12.04.

Диагностика нравственной самооценки. «Я и моя школа»

13.04

«Кто, кто  в  теремочке живёт?»

(беседа по сказкам)

14.04.

Соревнования  по  прыжкам  в  длину

15.04.

Сказки зарубежных писателей.

(библиотечный час)

16.04

«Твой внешний вид»

(беседа)

19.04

Диагностика  этики поведения. «Я  и  мои друзья»

20.04.

«Курочка  ряба»

(драматизация сказки)

21.04.

«Чистота  залог здоровья»

(беседа)

22.04

«Пасхальная радость»

(подготовка  к  районному фестивалю)

23.04

«Услышь  и  посчитай»

(игра  на  внимание)

26.04

Диагностика отношения к  жизненным ценностям «Я  и  моя семья»

27.04.

«Пас ха - праздник  праздников»

(знакомство  с  православными  праздниками)

28.04.

«Мой  весёлый звонкий мяч»

(игры – эстафеты)

29.04

«Святая  Пасха»

(конкурс рисунков)

30.04.

«Назови фигуру»

(игра  с  геометрическими фигурами)

Май

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

03.05

Выходной день

04.05

«Сказка -  где  то  рядом»

(знакомство  с  героями   сказок  К.И.Чуковского)

05.05

«Строки  опаленные войной»

(библиотечный час)

06.05

«Дорогами  войны»

(поэтическая программа)

07.05

«День Победы»

(торжественная линейка)

10.05.

Выходной день

11.05

«Рисуем  сказочный мир»

(конкурс  рисунков)

12.05

«Весенний  кросс»

13.05.

«Так  бывает  или  нет?»

(игра)

14.05.

«Что сначала, что потом?»

(игра  на  внимание)

17.05.

«Ты  и  твои  друзья»

(беседа)

18.05

«По  страницам любимых  сказок»

(викторина  по  сказкам)

19.05.

«Игры  на  свежем воздухе»

 

20.05

«Детство – это  я  и  ты»

(конкурс  рисунков  на   асфальте)

21.05

«Безопасные  каникулы»

(профилактическая беседа)

24.05.

«Мелодии  леса»

(беседа)

 

25.05.

«Здравствуй, лето!»

(беседа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Рабочая программа воспитательной работы "Становление" 9 "А" класс

Особую важность воспитательной работы с данным контингентом детей приобретает «выращивание» личности гуманной, толерантной, деятельностной, способной достичь успехов в жизни. Профессиональный долг кла...

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса

Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».

Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....

Рабочая программа воспитательной работы в 7 классе.

Структура документа Рабочая программа воспитательной работы включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников...