Рабочая программа воспитательной работы 2и класс
рабочая программа
Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya2017-2018.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска
«Разработано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждено» Директора ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
______Притчиной Елены Анатольевны______I КК_____
Ф.И.О., категория
____________________2И, вариант 2_____________________
класс, вариант
2017-2018 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Условия реализации основных направлений нравственного развития
4. Планируемые результаты нравственного развития обучающихся
5. Содержание программы
6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности
1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитательной работы обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП, разработана на основе требований к личностным результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
3. Устав ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4 г. Иркутска» на 2017-2018 г.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающихся:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к обучающемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.
Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.
Программа выполняется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: оздоровительные лагеря, проекты, экскурсии, праздники, походы и др.
2. Цели и задачи программы
Целью нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является вклад в достижение требований, социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи нравственного развития:
(2I) 2 класс:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры ―
(2I) 2 класс:
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры ―
(2I) 2 класс:
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Экологическая культура. Охрана здоровья
Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелено на развитие стремления у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие | ||
1. | Экологическая культура. Охрана здоровья | Чтение и обсуждение сказки "Репка" 04.09. | Лепка из пластилина "Планета Земля" 05.09. | Рисование, штриховка "Грибочек" 06.09. | Игра найти похожий предмет "Листочек" 07.09. | Международный день грамотности 08.09. | ||
2. | Гражданско-патриотическое | Чтение и обсуждение сказки "Репка" 11.09. | Беседа на тему: "Моя семья" 12.09. | Рисование "Наш флаг" 13.09. | Игра "Найди флаг" 14.09. | "Ежели вы вежливы" 15.09. | ||
3. | Духовно-нравственное | Чтение и обсуждение сказки С.Михалкова "Три поросенка" 18.09. | Игра "Угадай, что хорошо и что плохо" 19.09. | Рисование "Дерево жизни" 20.09. | Игра "Волшебные слова" 21.09. | Я – гражданин России 22.09. | ||
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение сказки С.Михалкова "Три поросенка" 25.09. | Собрать пазл "Музыкальный инструмент" 26.09. | Рисование "Профессии" 27.09. | Игра "Кая я дома помогаю" 28.09. | Неделя безопасности "Дорожный лабиринт" 29.09. | ||
1. | Экологическая культура. Охрана здоровья | Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского "Федорино горе" 02.10. | Лепка из пластилина "Веселый дождик" 03.10. | Рисование "Наше солнышко" 04.10. | Игра "Сложи в корзинку овощи и фрукты" 05.10. | Международный день "Гражданской обороны" смотреть пути эвакуации 06.10. | ||
2. | Гражданско-патриотическое | Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского "Федорино горе" 09.10. | Беседа на тему: "Моя родина" 10.10. | Рисование "Наша Тайга" 11.10. | Игра "Собери картинку животного" 12.10. | "Доброта дороже золота" 13.10. | ||
3. | Духовно-нравственное | Чтение и обсуждение сказки Е. Пермякова "Как Маша стала большой" 16.10. | Игра "Ты мне – я тебе" 17.10. | Рисование "Мой дом" 18.10. | Игра "Где чья мама" 19.10. | "Моя малая Родина" 20.10. | ||
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение сказки Е. Пермякова "Как Маша стала большой" 23.10. | Игра "Кому что нужно?" 24.10. | Рисование "Соединить по точкам Теремок" 25.10. | Игра "Угадай, что я делаю" 26.10. | "Профессии нужны и важны" 27.10. | ||
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие | ||
1. | Экологическое воспитание | «Птичья столовая» 07.11 | Лепка из пластилина «Птичья столовая» 08.11 | Загадки природы 09.11 | «День осенних именинников» 10.11 | |||
2. | Нравственное воспитание | Народная мудрость. Русские народные сказки 13.11 | Зачем человеку жесты и мимика 14.11 | Мои родные» выставка рисунков 15.11 | «Театр кукол» 16.11 | День матери 17.11 | ||
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Народная мудрость. Русские народные сказки 20.11 | Экскурсия на природу: «Красота вокруг нас» 21.11 | Конструирование из бумажных полос 22.11 | «Что такое хорошо?!» 23.11 | «День толерантности» 24.11 | ||
4. | Трудовое воспитание | Рисунок любимого героя сказки 27.11 | Классный час «Каждой вещи - своё место» 28.11 | Рисование «Орудия труда» 29.11 | Ролевая игра «Учимся дружить» 30.11 | «Здравствуй, гостья-зима» 01.12 | ||
1. | Экологическое воспитание | «Международный день инвалидов» 04.12 | Осторожно, их мало! 05.12 | Композиция «В лесу» 06.12 | «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья» 07.12 | «Герои моего Отечества» 08.12 | ||
2. | Нравственное воспитание | Книги о детях 11.12 | «Урок доброты» 12.12 | «В мастерской Деда Мороза» 13.12 | Весёлые физминутки 14.12 | «Доброта шагает по земле» 15.12 | ||
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Книги о детях 18.12 | День Конституции Российской Федерации 19.12 | «Наш класс - моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками 20.12 | Ролевая игра «Говорящий портфель» 21.12 | «Покормите птиц зимой» Конкурс кормушек 22.12 | ||
4. | Трудовое воспитание | Классный час «Мой любимый сказочный герой» 25.12 | Классный час «Как мы выполняем домашние задания» 26.12 | Открытка к Новому году 27.12 | Эстафета с Дедом Морозом 28.12 | «Новогодний карнавал» 29.12 | ||
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие | ||
1. | Неделя ЗОЖ | Чтение стихов о спорте 02.04 | Беседа о ЗОЖ 03.04 | Конкурс листовок «Мы за ЗОЖ» 04.04 | Подвижные игры на свежем воздухе 05.04 | Игровая спортивная программа в рамках ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее» 06.04 | ||
2. | Нравственное воспитание | Чтение и обсуждение правил дорожного движения 09.04 | Беседа на тему: «Традиции вашей семьи» 10.04 | Операция «Открытка» 11.04 | Гагаринский урок «Космос – это мы!» 12.04 | Викторина «В мире звезд» 13.04 | ||
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» 16.04 | Беседа на тему: «Правила ДД» 17.04 | Аппликация «Космос» 18.04 | Игра «Волшебный мешочек» 19.04 | «Правда и ложь об алкоголизме» 20.04 | ||
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огородники» 23.04 | Игра «Угадай, кому нужен этот предмет?» 24.04 | «Что для чего?» (Профессиональные предметы) 25.04 | Игра «Угадай, что это?» 26.04 | «Огонь – друг или враг?» Конкурс листовок 27.04 | ||
1. | Экологическое воспитание | ВД | ВД | ВД | Игра «Угадай, где овощ, а где фрукт» 03.05 | По страницам любимых книг. Литературная мастерская 04.05 | ||
2. | Нравственное воспитание | Чтение стихов о войне 07.05 | «День Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 годов» 08.05 | ВД | Игра «Угадай-ка» 10.05 | «День весенних именинников» 11.05 | ||
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение сказки «Теремок» (инсценировка) 14.05 | Беседа на тему: «Символы нашей страны» 15.05 | Рисование на тему: «Любимая школа» 16.05 | Игра «Выбери правильно картинку» 17.05 | «День русских традиций» 18.05 | ||
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение рассказа «Мишкина каша» 21.05 | Игра «Угадай профессию» 22.05 | Лепка на свободную тему 23.05 | Игра «Кто быстрее» (чистка лука, апельсина) 24.05 | «Мы – друзья природы» 25.05 |
6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
- печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета, мультфильмы;
- учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
- видеомагнитофон;
- компьютер;
- цветной телевизор;
- раздаточные карточки;
- компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.).
Дополнительная литература:
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2-е издание М, АРКТИ, 2008г.
- Воронкова В. В. «Обучение и воспитание во вспомогательной школе».
- Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
- Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. «Новые технологии воспитательного процесса».
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога».
- Калягин В. А., Овчинникова Т. С. «Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».
7. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? Дополнительное образование - №1, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы 3и класс
Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)...
Рабочая программа воспитательной работы 7 класса
Программа воспитательной работы 7 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 6 класс
Программа воспитательной работы 6 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 1 класс
Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 1 класс....
Рабочая программа воспитательной работы 5 класс 2021-2022 гг.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень объема внеурочного времени, о...
Рабочая программа воспитательной работы. 9 класс
Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 9 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....
Рабочая программа воспитательной работы. 6 класс
Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 6 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....