Рабочая программа воспитательной работы 2и класс
рабочая программа

Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vospitatelya2017-2018.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска

«Разработано»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4»

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директора

ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы  № 4»

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

______Притчиной Елены Анатольевны______I КК_____

Ф.И.О., категория

____________________2И, вариант 2_____________________

 класс, вариант

2017-2018 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Условия реализации основных направлений нравственного развития

4. Планируемые результаты нравственного развития обучающихся

5.  Содержание программы

6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности

1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитательной работы обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП, разработана на основе требований к личностным результатам (возможным результатам) освоения АООП.

Программа  разработана на основе следующих документов:

         1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

         2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

         3. Устав ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4 г. Иркутска» на 2017-2018 г.

         4. СанПиН  2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающихся:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим,  умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к обучающемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также  ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным  общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.

Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.

Программа выполняется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: оздоровительные лагеря, проекты, экскурсии, праздники, походы и др.

2. Цели и задачи программы

Целью нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является  вклад в достижение требований,  социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,  приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи нравственного развития:

(2I) 2 класс:

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;  

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры

(2I) 2 класс:

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры

(2I) 2 класс:

формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

 

Экологическая культура. Охрана здоровья

         Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелено на развитие стремления у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда.

Календарно-тематическое планирование

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическая культура. Охрана здоровья

Чтение и обсуждение сказки "Репка"            04.09.

Лепка из пластилина "Планета Земля" 05.09.

Рисование, штриховка "Грибочек"                 06.09.

Игра найти похожий предмет "Листочек"                  07.09.

Международный день грамотности

08.09.

2.

Гражданско-патриотическое

Чтение и обсуждение сказки "Репка"

11.09.

Беседа на тему: "Моя семья"

12.09.

Рисование "Наш флаг"                13.09.

Игра "Найди флаг" 14.09.

"Ежели вы вежливы"

15.09.

3.

Духовно-нравственное

Чтение и обсуждение сказки С.Михалкова "Три поросенка"                  18.09.

Игра "Угадай, что хорошо и что плохо" 19.09.

Рисование "Дерево жизни"

20.09.

Игра "Волшебные слова"                      21.09.

Я – гражданин России

22.09.

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение сказки С.Михалкова "Три поросенка"                 25.09.

Собрать пазл "Музыкальный инструмент"

26.09.

Рисование "Профессии"

27.09.

Игра "Кая я дома помогаю"                   28.09.

Неделя безопасности "Дорожный лабиринт"

29.09.

1.

Экологическая культура. Охрана здоровья

Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского "Федорино горе" 02.10.

Лепка из пластилина "Веселый дождик" 03.10.

Рисование "Наше солнышко"

04.10.

Игра "Сложи в корзинку овощи и фрукты"

 05.10.

Международный день

"Гражданской обороны" смотреть пути эвакуации

06.10.

2.

Гражданско-патриотическое

Чтение и обсуждение сказки  К.Чуковского "Федорино горе"

 09.10.

Беседа на тему: "Моя родина"

10.10.

Рисование "Наша Тайга"                

11.10.

Игра "Собери картинку животного"

12.10.

"Доброта дороже золота"

13.10.

3.

Духовно-нравственное

Чтение и обсуждение сказки  Е. Пермякова "Как Маша стала большой"        

16.10.

Игра "Ты мне – я тебе"

17.10.

 Рисование "Мой дом"

18.10.

Игра "Где чья мама"                      19.10.

"Моя малая Родина" 20.10.

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение сказки Е. Пермякова "Как Маша стала большой"                 23.10.

Игра  "Кому что нужно?"

24.10.

Рисование "Соединить по точкам Теремок"

25.10.

Игра "Угадай, что я делаю"                   26.10.

"Профессии нужны и важны"

27.10.

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

«Птичья столовая»

07.11

Лепка из пластилина «Птичья столовая»

08.11

Загадки природы

09.11

«День осенних именинников»

10.11

2.

Нравственное воспитание

Народная мудрость. Русские народные сказки 

13.11

Зачем человеку жесты и мимика

14.11

Мои родные» выставка рисунков

15.11

«Театр кукол» 

16.11

День матери

17.11

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Народная мудрость. Русские народные сказки 

20.11

Экскурсия на природу: «Красота вокруг нас» 

21.11

Конструирование из бумажных полос

22.11

«Что такое хорошо?!»

23.11

«День толерантности»

24.11

4.

Трудовое воспитание

Рисунок любимого героя сказки

27.11

 Классный час «Каждой вещи - своё место» 

28.11

Рисование «Орудия труда»

29.11

  Ролевая игра «Учимся дружить»

30.11

«Здравствуй, гостья-зима»

01.12

1.

Экологическое воспитание

«Международный день инвалидов»

04.12

Осторожно, их мало!

05.12

Композиция «В лесу»

06.12

«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»

07.12

«Герои моего Отечества»

08.12

2.

Нравственное воспитание

Книги о детях 

11.12

«Урок доброты» 12.12

«В мастерской Деда Мороза»

13.12

Весёлые физминутки

14.12

«Доброта шагает по земле»

15.12

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Книги о детях 

18.12

День Конституции Российской Федерации

19.12

«Наш класс - моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками

20.12

Ролевая игра

«Говорящий портфель»

21.12

«Покормите птиц зимой»

Конкурс кормушек 22.12

4.

Трудовое воспитание

  Классный час «Мой любимый сказочный герой»

25.12

 Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

26.12

Открытка к Новому году

27.12

Эстафета с Дедом Морозом

28.12

«Новогодний карнавал»

29.12

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Неделя ЗОЖ

Чтение стихов о спорте

02.04

Беседа о ЗОЖ

03.04

Конкурс листовок «Мы за ЗОЖ»

04.04

Подвижные игры на свежем воздухе

05.04

Игровая спортивная программа в рамках ЗОЖ

«Быстрее, выше, сильнее»

06.04

2.

Нравственное воспитание

Чтение и обсуждение правил дорожного движения

09.04

Беседа на тему:

«Традиции вашей

 семьи»

10.04

Операция

 «Открытка»

11.04

Гагаринский урок «Космос – это мы!»

12.04

Викторина «В мире звезд»

13.04

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение и обсуждение сказки «Волк и

семеро козлят»

16.04

Беседа на тему:

«Правила ДД»

17.04

Аппликация

«Космос»

18.04

Игра

«Волшебный

 мешочек»

19.04

«Правда и ложь об алкоголизме»

20.04

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова

«Огородники»

23.04

Игра

«Угадай, кому

 нужен этот

предмет?»

24.04

«Что для чего?»

(Профессиональные предметы)

25.04

Игра

«Угадай, что это?»

26.04

«Огонь – друг или враг?»

Конкурс листовок

27.04

1.

Экологическое воспитание

ВД

ВД

ВД

Игра «Угадай, где овощ, а где фрукт»

03.05

По страницам любимых книг. Литературная мастерская

04.05

2.

Нравственное воспитание

Чтение стихов о войне

07.05

«День Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 годов»

08.05

ВД

Игра «Угадай-ка»

10.05

«День весенних именинников»

11.05

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение сказки

«Теремок»

(инсценировка)

14.05

Беседа на тему: «Символы нашей страны»

15.05

Рисование на тему:

«Любимая школа»

16.05

Игра «Выбери

правильно картинку»

17.05

«День русских традиций»

18.05

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение рассказа

«Мишкина каша»

21.05

Игра «Угадай

профессию»

22.05

Лепка на свободную тему

23.05

Игра «Кто быстрее»

(чистка лука,

 апельсина)

24.05

«Мы – друзья природы»

25.05

6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно- методические средства обучения:

  1. печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  2. комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
  3. экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета, мультфильмы;
  4. учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
  5. оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
  6. модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
  7. видеомагнитофон;
  8. компьютер;
  9. цветной телевизор;
  10. раздаточные карточки;
  11. компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.).

Дополнительная литература:

  1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2-е издание М, АРКТИ, 2008г.
  2. Воронкова В. В. «Обучение и воспитание во вспомогательной школе».
  3. Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
  4. Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. «Новые технологии воспитательного процесса».
  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога».
  6. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. «Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».

7. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? Дополнительное образование - №1, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы 3и класс

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)...

Рабочая программа воспитательной работы 7 класса

Программа воспитательной работы 7 класса...

Рабочая программа воспитательной работы 6 класс

Программа воспитательной работы 6 класса...

Рабочая программа воспитательной работы 1 класс

Программа воспитательной работы  для детей с нарушением интеллекта  1 класс....

Рабочая программа воспитательной работы 5 класс 2021-2022 гг.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень  объема внеурочного времени, о...

Рабочая программа воспитательной работы. 9 класс

Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 9 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....

Рабочая программа воспитательной работы. 6 класс

Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 6 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....