Рабочая программа воспитательной работы 3и класс
рабочая программа
Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ Т.А. Новикова Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа воспитательной работы
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 3 «И» класс
(ступень образования / класс)
на 2018-2019 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Притчина Е. А. (I КК)
(Ф.И.О.)
Иркутск
2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Условия реализации основных направлений нравственного развития
4. Планируемые результаты нравственного развития обучающихся
5. Содержание программы
6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитательной работы обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП, разработана на основе требований к личностным результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
3. Устав ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4 г. Иркутска» на 2018-2019 г.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающихся:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к обучающемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение с взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.
Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.
Программа выполняется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: оздоровительные лагеря, проекты, экскурсии, праздники, походы и др.
Цель и задачи программы
Целью нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является вклад в достижение требований, социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи нравственного развития:
(3II) 3 класс:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры ―
(3II) 3 класс:
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры ―
(3II) 3 класс:
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Экологическая культура. Охрана здоровья
Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелено на развитие стремления у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Чтение и обсуждение сказки «Колобок» 03.09. | Конкурс рисунков «Как я провел лето» 04.09. | Рисование, штриховка «Осенний лист» 05.09. | Игра «Найди похожий предмет» 06.09. | День летних именинников 07.09. |
2. | Нравственное воспитание | Инсценировка сказки «Колобок» 10.09. | Беседа на тему «Семья» 11.09. | Рисование «Осень пришла» 12.09. | Игра «Загадки для отгадки» 13.09. | Международный день грамотности 14.09. |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение и обсуждение сказки «Теремок» 17.09. | Конкурс рисунков «Детство без….» 18.09. | Рисование «Дерево жизни» 19.09. | Игра «Волшебные слова» 20.09. | Праздник посвящение в первоклассники и 5 -классники 21.09. |
4. | Трудовое воспитание | Инсценировка сказки «Теремок» 24.09. | Беседа по ПДД: «Я-пешеход» 25.09. | Выставка «Вот это, да!» 26.09. | Конкурс открыток «Бабушка с дедушкой рядышком» 27.09. | Моя малая Родина 28.09. |
Октябрь
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Международный день пожилых людей 01.10. | Лепка из пластилина «Учитель» 02.10. | Конкурс рисунков «Учитель любимый мой» 03.10. | Игра «Кто быстрее соберет портфель» 04.10. | Всемирный день учителя 05.10. |
2. | Нравственное воспитание | Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского «Федорино горе» 08.10. | Беседа на тему «Моя школа» 09.10. | Рисование «Наша школа» 10.10. | Игра «Найди школьные принадлежности» 11.10. | «Я – гражданин России» 12.10. |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение и обсуждение сказки Е. Пермякова «Как Маша стала большой» 15.10. | Беседа на тему: «Символы нашей страны» «Герб» 16.10. | Рисование «Мой дом» 17.10. | Игра «Выбери правильно картинку» 18.10. | «Мисс Осень 2018» 19.10 |
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение рассказа «Мишкина каша» 22.10. | Игра «Угадай профессию» 23.10. | Лепка осеннего гриба 24.10. | Игра «Угадай, что я делаю» 25.10. | Акция «За чистоту и порядок» 26.10. |
Ноябрь
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Беседа на тему: «Здоровый образ жизни» 06.11 | Рисование на тему: «Охрана здоровья» 07.11 | Игра «Четвертый лишний» 08.11 | «Доброта дороже золота» 09.11 | |
2. | Нравственное воспитание | Народная мудрость. Русские народные сказки 12.11 | Беседа на тему: «Традиции вашей семьи» 13.11 | Операция «Кормушка» 14.11 | Международный день отказа от курения 15.11 | Международный день толерантности 16.11 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Народная мудрость. Русские народные сказки 19.11 | Конкурс рисунков «Мама - первое слово!» 20.11 | Конструирование из бумажных полос 21.11 | «Что такое хорошо?!» 22.11 | День матери « Мамы! Мы вас любим!» 23.11 |
4. | Трудовое воспитание | Рисунок любимого героя сказки 26.11 | Классный час «Каждой вещи - своё место» 27.11 | Рисование «Орудия труда» 28.11 | Ролевая игра «Учимся дружить» 29.11 | «День осенних именинников» 30.11 |
Декабрь
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Беседа по классам: «Международный день инвалидов» 03.12 | Осторожно, их мало! 04.12 | Акция «опозданиям – НЕТ!» 05.12 | «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья» 06.12 | «Будьте вежливы» 07.12 |
2. | Нравственное воспитание | Международный день прав человека 10.12 | Операция «Школьный двор» 11.12 | «В мастерской Деда Мороза» 12.12 | Весёлые физминутки 13.12 | «Покормите птиц зимой» 14.12 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Книги о детях 17.12 | День Конституции Российской Федерации 18.12 | Конкурс новогодних: - открыток - масок 19.12 | Ролевая игра «Говорящий портфель» 20.12 | Школьный фестиваль «Минута славы» 21.12 |
4. | Трудовое воспитание | Классный час «Мой любимый сказочный герой» 24.12 | Классный час «Зимние каникулы» 25.12 | Открытка к Новому году 26.12 | Эстафета с Дедом Морозом 27.12 | Новогодний праздник 28.12 |
Январь
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | ВД | ВД | Рисунок «Зимняя красавица» 09.01 | Игра «Счастливый случай» 10.01 | Международный день «Спасибо» 11.01 |
2. | Нравственное воспитание | Библиотечный час «Старый новый год» 14.01 | Беседа «Культура ЗОЖ» 15.01 | Выставка рисунков «Волшебница зима» 16.01 | Конкурс художественной самодеятельности 17.01 | «Рождественские посиделки» 18.01 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Библиотечный час «Как прекрасен этот мир» 21.01 | Беседа. Школьный медик 22.01 | Лепка из пластилина на свободную тему 23.01 | Игровые состязания «Зимние забавы». 24.01 | Фестиваль военно-патриотической песни «Мы эту память сохраним..» 25.01 |
4. | Трудовое воспитание | Вечер поэзии 28.01 | Классные часы по теме: «Меры безопасности зимой» 29.01 | Операция «Соблюдаем порядок в портфеле». 30.01 | Операция «Мамин помощник». 31.01 | «День зашиты природы» 01.02 |
Февраль
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Читаем книги В. Бианки о животных 04.02 | «Эстафета радости» 05.02 | Конкурс рисунков «Мой питомец» 06.02 | Викторина «Знаешь ли ты животных?» 07.02 | «День зимних именинников» 08.02 |
2. | Нравственное воспитание | Читаем книги В. Бианки о животных 11.02 | История Святого Валентина 12.02 | Поделки ко Дню Святого Валентина 13.02 | «Почта влюбленных» 14.02 | Итоги недели русского языка и логопедии 15.02 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение рассказов о героях 18.02 | Беседа по классам: «Есть такая профессия- Родину защищать!» 19.02 | Конкурс рисунков «Папа – самый, самый!» 20.02 | Международный день родного языка 21.02 | День защитников отечества «Курс молодого бойца» 22.02 |
4. | Трудовое воспитание | Чтение рассказов о героях 25.02 | Шахматно-шашечный турнир 26.02 | Лепка из пластилина на свободную тему 27.02 | Игра – практикум «Уроки добра» 28.02 | «День ученика» 01.03 |
Март
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | Конкурс рисунков «Мама, бабушка – вы самые лучшие!» 04.03 | «С Днем 8 Марта» 05.03 | Концерт – поздравление: «Во славу женщины!!!!» 06.03 | Международный женский день «Мисс школа 2019» 07.03 | ВД |
2. | Нравственное воспитание | Чтение стихов о маме 11.03 | Просмотр мультфильма «Вежливая ворона» 12.03 | Беседа по классам; «Красота внешнего облика. Мои жесты» 13.03 | Игра-занятие «Самый лучший друг на свете- книга!» 14.03 | «Гуляй, Масленица» 15.03 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | «Нехорошие слова - недобрые шутки» 18.03 | Беседа «Беречь свой край – значит любить свою Родину» 19.03 | Рисунок «Мои каникулы» 20.03 | Всемирный день поэзии 21.03 | «Весна идет, весне дорогу!» 22.03 |
Апрель
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
1. | Экологическое воспитание | День смеха «День самоуправления» 01.04 | Беседа о ЗОЖ 02.04 | Конкурс листовок «Мы за ЗОЖ» 03.04 | Конкурс рисунков «Мой любимый спорт» 04.04 | Игровая спортивная программа в рамках ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее» 05.04 |
2. | Нравственное воспитание | Всемирный день здоровья Весенний кросс «День здоровья» 08.04 | Беседа на тему: «Традиции вашей семьи» 09.04 | Конкурс рисунков «Мы и космос» 10.04 | Гагаринский урок «Космос – это мы!» 11.04 | Всемирный день авиации и космонавтики 12.04 |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» 15.04 | Беседа на тему: «Правила ДД» 16.04 | Аппликация «Космос» 17.04 | Игра «Волшебный мешочек» 18.04 | «По страницам любимых книг» Литературная гостиная 19.04 |
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огородники» 22.04 | Игра «Угадай, кому нужен этот предмет?» 23.04 | «Что для чего?» (Профессиональные предметы) 24.04 | Игра «Угадай, что это?» 25.04 | «Наш дом-Земля» 26.04 |
1. | Экологическое воспитание | Чтение рассказов о мире и труде 29.04 | Праздник труда 30.04 | ВД | ВД | ВД |
Май
№ | Наименование направления | Работа с книгой | Социально-личностное | Час творчества | День игр | Общешкольное мероприятие |
2. | Нравственное воспитание | Конкурс открыток «Подарок ветерану» 06.05 | Беседы по классам: «День Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 годов» 07.05 | День победы 08.05 | ВД | ВД |
3. | Гражданско-патриотическое воспитание | Чтение сказки «Теремок» (инсценировка) 13.05 | Беседа на тему: «Символы нашей страны» 14.05 | Международный день семьи 15.05 | Игра «Выбери правильно картинку» 16.05 | «День весенних именинников» 17.05 |
4. | Трудовое воспитание | Чтение и обсуждение рассказа «Мишкина каша» 20.05 | Игра «Угадай профессию» 21.05 | Подведение итогов общешкольного конкурса «Самый классный класс 2019» 22.05 | Игра «Кто быстрее» (чистка лука, апельсина) 23.05 | «Мы – друзья природы» 24.05 |
1. | Экологическое воспитание | Правила безопасного поведения на летних каникулах 27.05 | Подвижные игры на свежем воздухе 28.05 | Выпускной 4 класс 29.05 | Подвижные игры на свежем воздухе 30.05 | Всемирный день без табака 31.05 |
Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические средства обучения:
- печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета, мультфильмы;
- учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
- видеомагнитофон;
- компьютер;
- цветной телевизор;
- раздаточные карточки;
- компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.).
Дополнительная литература:
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2-е издание М, АРКТИ, 2008г.
- Воронкова В. В. «Обучение и воспитание во вспомогательной школе».
- Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
- Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. «Новые технологии воспитательного процесса».
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога».
- Калягин В. А., Овчинникова Т. С. «Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».
7. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? Дополнительное образование - №1, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы 2и класс
Программа воспитательной работы с обучающимися 2 специального класса (умеренная УО)...
Рабочая программа воспитательной работы 7 класса
Программа воспитательной работы 7 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 6 класс
Программа воспитательной работы 6 класса...
Рабочая программа воспитательной работы 1 класс
Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 1 класс....
Рабочая программа воспитательной работы 5 класс 2021-2022 гг.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:Рабочая программа является нормативным документом, устанавливающим перечень объема внеурочного времени, о...
Рабочая программа воспитательной работы. 9 класс
Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 9 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....
Рабочая программа воспитательной работы. 6 класс
Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 6 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната....