«Адаптация к старшей школе. Возрастные особенности старшеклассников». (выступление педагога -психолога на родительском собрании)
консультация (10 класс)
Выступление педагога -психолога на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_10_klass_psiholog.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация к старшей школе. Возрастные особенности старшеклассников».
(выступление педагога -психолога на родительском собрании)
Поступление в 10-й класс открывает последний этап обучения в образовательной школе. В этот период у школьников могут возникнуть определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адекватную систему отношений и общения с окружающими;
- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу и выяснять отношения с родителями других учащихся (исключение составляют лишь крайние случаи, когда есть основания для серьезных опасений.)
В 10-и классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие покидают школу; требования учителей увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, имевший хорошие оценки в среднем звене, в старших классах может стать слабым учеником.
Особенно часто это случается, если ребенок по настоянию родителей поступает в учебное заведение с усложненной программой, где критерии его знаний другие, чем в «родной» школе. Плохие отметки могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменению поведения: он будет злобным, замкнутым, подавленным или агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребенок изменился должны постараться помочь ему справиться с трудностями. Для этого нужно выяснить с какими именно трудностями он столкнулся, что труднее всего дается. Затем объяснить, что требования возросли и педагоги оценивают по новым критериям, ведь если в среднем звене школы по сочинению стояла «5», то в старшей школе это уже «4» или даже «3».
Нужно вместе с ребенком проанализировать замечания и сформулировать новые параметры оценки, успеваемости, уточнив, каким условиям должны соответствовать и отвечать его письменные и устные работы.
Возможно, для этого понадобится консультация учителя, желательно, чтобы ее получил сам ученик, без родителей.
Нередко в 10-м классе возникает ярко выраженная проблема – желание отдохнуть после напряженного 9-го класса и перед выпускным одиннадцатым.
Школьники чувствуют себя уставшими от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако, есть опасность! Ребята могут основательно расслабиться и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок погрузился в свою жизнь и не занимается учебой, не помогает по дому, они начинают «пилить» его. Свои представления о том. Как правильно строить жизнь они навязывают детям, забывая при этом, что сами, будучи подростками не всегда вели себя идеально. Для того, чтобы старшеклассники не отдалялись от взрослых, нужно обстоятельно объяснить свои опасения, что именно вас беспокоит в его поведении. Можно рассказать о своих упущенных возможностях в его возрасте, но без раздражений и поучений. Желательно, чтобы вы ориентировались в различных молодежных явлениях, направлениях, а не говорить заранее, что все, что интересует подростков - полная ерунда. Ребенку для уверенности в себе необходимо знать, чем интересуются его сверстники. Если вам не нравится стиль и макияж, который выбрали ваша дочь или сын, не насмехайтесь над ним, не запрещайте, а объясните, что именно вам не нравится, почему, и как следует изменить стиль.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10-м классе для общения с друзьями, проводят больше времени вне дома, реже приглашают друзей к себе. Объясните свои волнения, они должны быть аргументированы и разумны, но не категоричны. Назидания и нравоучения не помогут, а только оттолкнут вас друг от друга.
В 10-м классе необходимо школьникам уже окончательно определиться, куда они будут поступать. Если принято конкретное решение – следует предпринять какие-либо шаги для начала подготовки к экзаменам. Посетите дня открытых дверей в различных заведениях для получения более полной информации.
Родители и педагоги в состоянии оценить знания по необходимым предметам и по самым «хромающим» начать подготовку. Именно в 10-м классе эти занятия будут своевременными. Повышенная тревожность в это время только усилит переживания.
Больше разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью. Они только кажутся взрослыми, им еще очень нужна ваша помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление педагога-психолога на родительском собрании "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье; способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и путей выхода из нее...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"
Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекоменда...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в начальной школе по теме "Причины детской агрессивности"
Почему у детей возникает агрессия?Первая причина - потому, что их переполняет накопившаяся энергия.Ребенку особенно в младшем школьном возрасте нужно бегать, прыгать, лазить, перегон...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Как научиться быть ответственным за свои поступки»
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взг...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Как справится с экзаменационным стрессом"
В выступлении даются рекомендации родителям как помочь детям готовиться к экзаменам....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»
Данное выступление направлено на психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к школе...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...