Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Как научиться быть ответственным за свои поступки»
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_hod.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Как научиться быть ответственным за свои поступки».
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.
Воспитывать человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе, отвечать за свои поступки, мы начинаем еще с самого раннего детства.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. А если дома в семье царит любящая атмосфера, отношения добрые, всегда взаимовыручка, то и ребенок вырастает добрым, отзывчивым человеком.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. Конечно же мы научили своих детей в детстве всему. А сейчас я попрошу на минуточку всех закрыть глаза и вспомнить своего ребенка в детстве. Какие картинки пробежали перед глазами? А сейчас? Мы уже много раз говорили о подростковом возрасте. Давайте еще раз вспомним.
Если наши дети взрослея:
- Стремятся к независимости
- Не слушаются взрослых
- Начинаются проблемы с учёбой
- Внезапно меняется настроение: от безоблачно-весёлого до грустного и даже агрессивного
- Дети чувствуют усталость, появляется потребность в дневном сне
- Предпочитают Вашему обществу общение с друзьями
- Спорят, отвергают Ваши советы
- Появляются секреты, тайны от родителей
- Экспериментируют с внешностью (тату, пирсинг, экстравагантность в одежде и причёске)
Значит Ваш ребёнок – подросток.
Когда малыш появляется на свет- рождается человек.
Когда малыш вырастает – рождается личность.
Подростковый период – «день рождения» личности, индивидуальности человека, период его становления как члена общества.
И в чем же успешность взросления? Давайте подумаем вот о чем:
Рождается в семье младенец – вся семья рядом: счастливые мать и отец, бабушки и дедушки, родственники и друзья.
И всё внимание – ЕМУ, дорогому, любимому существу.
А когда рождается личность?
Часто рядом не бывает НИКОГО…
У нас, взрослых, свои проблемы, заботы, трудности… Нам некогда, спешим, работаем, устаём…
И внезапно понимаем, что потеряли взаимопонимание с собственным ребенком.
А наша родительская поддержка, понимание, доверие и признание –
лучшая помощь в преодолении трудностей отрочества.
«РЕБЁНОК ОСОБЕННО НУЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ, КОГДА МЕНЬШЕ ВСЕГО ЕЁ ЗАСЛУЖИВАЕТ»
Вы согласны с этим утверждением?
Как подросток решает свои проблемы?
Конструктивные способы:
- Достижение цели собственными силами,
- обращение за помощью к другим,
- юмор,
- самовоспитание.
Деструктивные способы:
- Психологическая защита: уход от проблемы, уход в себя, эмоциональные срывы, агрессия, бродяжничество, противоправное поведение.
В чем могут быть причины противоправного поведения:
- Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания.
- Физическая или психологическая жестокость в семье, культ силы, жестокие компьютерные игры
- Недостаточное положительное влияние отца.
- Конфликты между родителями.
- Острая психологическая травма (смерть, насилие, развод, болезнь близких).
- Противоречивые требования к ребёнку, несогласованность требований со стороны родителей (лебедь, щука и рак).
- Потворствование ребёнку в исполнении желаний, избалованность.
- Алкоголизм, наркомания, криминальная семья.
Все это приводит к деформации личности подростка:
- Акцентуации характера
- Неврозы
- Недостаточный самоконтроль
- Неразвитость высших чувств (ответственность, совесть, привязанность, чувство долга)
- психопатология.
Статистика не утешительна. В России сотни детей становятся правонарушителями.
Давайте вспомним родительские права и обязанности:
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции РФ).
- Родитель имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объёме девяти классов общеобразовательной школы.
- На родителей возлагается также защита прав и интересов детей.
- Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы и цели их родительских прав ограничены целью воспитания.
Права и обязанности детей в семье:
- право жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);
- право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами);
- право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;
- право на защиту своих прав и интересов;
- право на получение содержания;
- право собственности на принадлежащее ему имущество.
Воспитываем ответственность. Первое, что надо сделать, это разделить два смысла этого слова – ответственность в контексте уголовного кодекса и человеческая ответственность. В Уголовном кодексе есть такие слова: «привлечение к уголовной ответственности», «наступление ответственности». Все мы знаем об уголовной и административной ответственности. А в школе для детей постоянно проводятся классные часы с социальным педагогом и представителями линейной полиции, на которых рассказывается и об ответственности и с какого возраста она наступает.
Хотелось бы обратить ваше внимание на другую ответственность. Человеческая ответственность – это осознанное и активное отношение и поведение, осознанная готовность взять на себя обязательства по соблюдению договоренностей, по изменению ситуации, по поддержанию безопасности и т.д.
Человек всегда несет ответственность за свои поступки, за свои желания. Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.
Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?
Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать.
Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности - привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться - как на своих, так и на чужих ошибках.
Быть ответственным, означает способность человека отвечать за последствия ВСЕХ своих решений, своих действий, слов и реакций. Но мы ответственны не только за свои поступки, но еще и за желания. Рассказ У. Джекобса "Обезьянья лапка" красиво иллюстрирует этот факт. Попросите дома ребят рассказать, о чем этот рассказ, на классном часе мы его читали.
Мы с вами хорошо изучили вопрос об ответственности, а сейчас я бы хотела вернуться к словам, что ребенок хорошо усваивает модели поведения в семье. Какой же он человек воспитанный? Какова его культура поведения? Нам все время приходится возвращаться к этим вопросам, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
- Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в школе и дома-формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка...
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Рекомендации родителям на родительском собрании....
Родительское собрание в 9-м классе " Как научиться быть ответственным за свои поступки"
Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов,...
Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых."
Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых." 9 класс...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»
Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...
Конспект родительского собрания "Как научиться быть ответственным".
Конспект родительского собрания "Как научиться быть ответственным"....
Классный час "Как научиться быть ответственным за свои поступки"
Классный час "Как научиться быть ответственным за свои поступки"...