Методическая разработка проблемного урока "Преемники Августа"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
разработка урока представлена по истории Древнего мира за 5 класс по программе Уколовой. Материал содержит и самоанализ урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проблемно-эвристического урока
Преемники Августа
Автор: Козловская Марина Анатольевна
Образовательное учреждение: МОБУСОШ с. Ленино Пензенского района Пензенской области
Курс: История Древнего мира
Раздел: Древний Рим
Тема: Римская империя
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение: учебник для 5 класса «История Древнего мира» базовый уровень автор Уколова В.И.
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель урока: сформировать представление о римской империи в годы императора-тирана Нерона и период расцвета императора – «строителя империи» Веспасиана .
Задачи урока:
Образовательные: создать на уроке условия, чтобы учащиеся основываясь на сообщениях учащихся и проведя сравнительную характеристику правления двух императоров пришли к выводу того, что жизнь народа в стране зависит не от формы правления , а от личности правителя..
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
коммуникативные: умение работать в парах; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования.
информационные: умение извлекать историческую информацию.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как толерантность, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению (в данном случае – оценочных стереотипов).
Проблемные вопросы: Что свидетельствовало об усилении императорской власти в Риме? Влияет ли форма правления в государстве на жизнь обыкновенных людей? Можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос? Место личности в истории.
Тип урока: проблемно-эвристический урок, урок изучения нового материала.
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как фронтальная и работы в парах, эвристическая беседа, учебная дискуссия на разных этапах урока.
Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор.
Методы: частично-поисковые, проблемно – эвристические, методика работы с историческими документами, методика организации дискуссии.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: сенат, республика, монархия, империя;
- извлекая необходимую информацию, анализировать правление двух императоров – «преемников Августа»;
- выделять причинно-следственные связи, проводить связь между правлением гос. деятелей Древнего мира и современного общества;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выделять главное, делать выводы;
- развитие умения выражать в речи свои мысли, привлекая житейский опыт.
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работать в парах, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (7мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (3 мин.).
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивационно-целевой этап ( 7 мин.) | |||
1. Организационный момент | Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, тетради) на каждой парте | Приветствуют учителя | |
2. Актуализация знаний | Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. Я задаю вопросы, если на него правильно ответили, то слово «исчезает». На экране появляются слова: Сенат, триумвират, патриции, трибун, цивитас, империя. Остаётся понятие «Империя». | Поднимая руку, отвечают на вопросы: 1) Высший орган власти в Римской республике? 2) «Союз трёх мужей»? 3)Свободные граждане Рима? 4) должностное лицо, защищавшее права плебеев? 5) Община граждан | |
3. Мотивация | Дайте определение этому понятию | Формулируют определение понятия «империя» | |
Даётся цитата «В чести и силе та держава, где правит здравый ум и право, а где дурак стоит у власти, там людям горе и несчастье» | Объясняют, как они понимают эти слова | Коммуникативные УУД Излагать своё мнение, аргументируя его. | |
Показывает слайд презентации, где записана цитата | |||
2. Ориентировочный этап (5 мин.) | |||
Вступительное слово учителя Какой вопрос мы должны с вами решить сегодня на уроке? | Вступительное слово в размере 1 пункта параграфа 58 Формулируют конечный вопрос – выяснить какие факты свидетельствуют об усилении императорской власти в Риме? | Регулятивные УУД 1. Определять проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | |
3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) | |||
1. Работа в парах по изучению нового материала | Представляет слайды презентации, где даны бюсты Нерона и Веспасиана. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями о Нероне и Веспасиане Представляет слайды презентации по ходу рассказа учащихся | Представляют, слушают сообщения, анализируя сказанное | Познавательные УУД 1. Анализировать (выделять главное). 2. Сравнивать объекты по заданным критериям. 3. Выделять причины и следствия. 4. Делать выводы. 5. Находить достоверную информацию в разных источниках (текстах учебника, картах, схемах). 6. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст). Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 5. Работать в парах. Личностные УУД 1. Оценивать события с позиции гражданина и патриота России. |
Предлагает провести сравнительный анализ правления императоров, основываясь на рассказах одноклассников и материале учебника | Заполнение таблицы, представленной на доске | ||
Предлагает сделать вывод и ответить на проблемный вопрос. дать определение понятиям: республика. монархия. | Отвечают на вопрос, делая вывод | ||
Предлагает провести следственные связи между правителями древнего мира и другого времени . Обращение к собственному опыту | Приводят примеры правлений других правителей. | ||
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.) | |||
1. Подведение итогов | Предлагает вспомнить и озвучить цитату урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Проводит дисскусию | Выражают своё мнение о цитате уже на уровне полученных знаний | Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. |
2. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы игры «крестики-нолики» Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос | Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный | |
Предлагает выполнить задание в тетради | Выполняют задание в рабочей тетради | ||
3. Оценка и самооценка урока | Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, пользуясь историческими афоризмами «Ахиллесова пята», «Перейти Рубикон», «Троянский конь» | Регулятивные УУД 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя | Если урок понравился поднимают большой палец, если нет опускают его вниз. | ||
6. Домашнее задание (3 мин.) | |||
Параграф 58. Дома записать таблицу в тетрадь, прибавив дополнительно характеристику ещё одного императора, используя или материал учебника или дополнительный материал. Подготовить мини-презентацию о гибели Помпеи. | Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Тема урока «Преемники Августа». Это 2 урок по теме «Расцвет и могущество Римской империи», 14 урок в разделе «Древний Рим».
Цель урока: сформировать представление о Римской империи в годы императора-тирана Нерона и периода расцвета императора Веспасиана .
Задачи:
Образовательные: создать на уроке условия, чтобы учащиеся основываясь на сообщениях учащихся и проведя сравнительную характеристику правления двух императоров пришли к выводу того, что жизнь народа в стране зависит не от формы правления , а от личности правителя..
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
коммуникативные: умение работать в парах; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования.
информационные: умение извлекать историческую информацию.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как толерантность, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению (в данном случае – оценочных стереотипов).
Тип урока – проблемно-эвристический урок, изучение нового материала.
Урок соответствует требованиям ФГОС, так как в основе лежит деятельностный подход к обучению. Работа учащихся нацелена на формирование УУД.
Основные этапы урока:
1. Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний проходила в виде фронтального опроса. Здесь были заданы вопросы на знание понятий по предыдущим темам, ребята вспомнили, кто был первым императором Рима, что означает слово император, империя, благодаря чему Октавиан добился расцвета Римской империи, вспомнили имена Откована ( Август, Цезарь- царь). Все вопросы подвели нас к новой теме «Преемники Августа».
2. Ориентировочный этап. Ребята, основываясь на рассказе учителя формулируют тему урока и проблемный вопрос.
3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала. Изучение нового материала тоже проходило поэтапно.
1. Ребята слушая сообщения своих одноклассников, должны были осмыслить и извлечь из рассказа необходимую информацию. Ребята выступали с подготовленными сообщениями, здесь было важно, чтобы ребята внимательно слушали друг друга. Затем мы с ребятами делаем вывод: чем же отличаются императоры? Здесь ребята работают в парах, обсуждают полученный материал. При проведении сравнительной характеристики на доске дети заполняют таблицу «Деяния Нерона и Веспасиана». На основе таблицы делают вывод, что жизнь простых людей в государстве не всегда зависит от формы правления (монархия или республика), а зависит от личности правителя.
2. Затем ребята основываясь на свой кругозор, житейский опыт проводят сравнительный анализ с правителями других стран и эпох, с современными правителями.
3. На уроке истории важным моментом остается работа с хронологией. Ребята индивидуально в тетради выполняют задание №5 из учебника( вычислите годы правления Нерона, если он получил власть через 40 лет после смерти Августа и правил империей 14 лет). Когда задание будет выполнено, один из учеников комментирует у доски и отмечает на «линии времени». Такой прием используется, чтобы помочь ребятам зрительно представить переход из одной эпохи в другую.
3. Рефлексия. На этом этапе конкретизируется изучение нового материала. Ребята отвечают на вопрос: Каким было время для Рима в годы Нерона и Траяна? Какие имена получили императоры? Возвращаемся к цитате урока – ребята выражают своё мнение уже основываясь на полученных знаниях
На завершающем этапе урока учитель проверяет знания учащихся, полученные на уроке. Ребята выполняют задание ( используется слайд), « О ком идет речь?», следующие задание «Выполните проверочный тест» (слайд), и проверяют ребята тест самостоятельно ( слайд), ставят себе отметки ( за 5 правильных «5», и так далее, затем ребята поднятием руки сообщают свои отметки.
Ребята выражают своё мнение о проведении урока, применяя исторические афоризмы и приёмы.
4. Домашнее задание. Дается домашнее задание параграф 58 прочитать и восстановить таблицу, используя дополнительный материал о Траяне. Задание даётся с возможностью ребёнка оценить свои возможности и выбрать выполнение того задания, которое предполагает уровень его знаний.
Работа по формированию УУД на уроке предполагала следующие результаты:
Личностные: развитие интереса к истории, умения работать в парах.
Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, развитие умения выражать в речи свои мысли, привлекая житейский опыт.
Предметные: анализировать деятельность императоров, выделяя понятие «единовластие», строить причинно-следственные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"
Работа "Проблемный ребёнок в классе" была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными дет...
Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...
Методическая разработка "Проблемное обучение в преподавании физики"
Презентация и конспект методической разработки для методического объединения учителей физики по теме "Проблемное обучение в преподовании физики"....
Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"
Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...
методическая разработка "Проблемное обучение на уроках химии"
Методическая разработка "Проблемное обучение на уроках химии"...
Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»
Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодействия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия в целостную картину мира.2. Учит...
Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...