Методическая разработка "Проблемное обучение в преподавании физики"
методическая разработка по физике по теме
Презентация и конспект методической разработки для методического объединения учителей физики по теме "Проблемное обучение в преподовании физики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 513 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемное обучение в преподавании физики»
Автор: Шумаков А.В. –учитель физики
ГБОУ ООШ пос. Аверьяновский
Развивать познавательные способности учащихся – значит, формировать у них мотивы учения.
Мыслительная деятельность делится на три уровня:
- уровень понимания;
- уровень логического мышления;
- уровень творческого мышления.
Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения и т.д.
Логическое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.
Учащиеся должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их и т.д.
В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам.
Приёмы развития логического мышления – эвристическая беседа, логико-поисковые задания, приёмы работы с учебником и т.д.
Одна из идей развивающего обучения– это идея о наличии затруднения (проблемы) для учащихся в процессе обучения. Проблемная ситуация предполагает умственную активность ученика и порождает соответствующую мотивацию.
Теоретической основой проблемного обучения являются основные закономерности творческого познавательного процесса.
При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:
- Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
- Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.
- Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.
В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.
Творческое мышление имеет три этапа:
- проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы;
- поиск пути решения проблемы;
- претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.
Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.
На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:
- противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
- противоречия процесса познания (противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);
- противоречия самой объективной реальности.
Например, при изучении природы света, учащихсяпредлогается подумать над тем: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (например, как можно заставить звенеть колокольчик).
После обсуждения приходим к выводу, что возможны только два способа передачи воздействий:
- путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;
- посредством окружающей их среды.
После этого сообщаем учащимся, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:
- корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)
- волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)
Обе теории удовлетворительно объясняли явления отражения и преломления света.
Но вследствие того, что авторитет Ньютона в, то время был выше, то приняли корпускулярную теорию света.
Открытие явлений интерференции и дифракции показало, что эти явления хорошо объяснялись с волновой точки зрения, а не с корпускулярной.
В начале 20 века А. Эйнштейн высказывает гипотезу о квантовой теории света.
Свет обладает дуализмом, то есть «двойственностью» - в одних случаях ведет себя как волна, в других случаях, как поток частиц.
При изучении тепловых явлений учащимся неоднократно подчеркиваю, что все тела, находящиеся в длительное время в контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру. Предлагем учащимся измерить температуру в разных частях кабинета и убедиться, что она одинакова. После этого просим их потрогать различные тела: железный гвоздь и деревянную линейку, книгу и батарею отопления и т.д. Они обнаруживают, что температура различных тел на ощупь кажутся разной. В конечном итоге выясняем, почему это так, кажется.
Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.
Нередко одна и таже проблема может быть решена различными способами:
1. Ситуация неожиданности
При изучение закона Бернулли начинаем с таких вопросов:
- почему сильный ветер вздымает легкие предметы высоко над землей, а не прижимает их к земле?
- при ураганном ветре наблюдались случаи, когда крыши домов внезапно отделялись и подбрасывались вверх;
- почему при порывах ветра зонт выворачивается наружу?
- почему опасно находиться на краю перрона, когда рядом с большой скоростью проходит поезд?
Как объяснить это с точки зрения физики?
2.Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства, проекта и т.п.
Например, после изучения закона сохранения и превращения энергии, спрашиваем: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?»
После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.
- Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.
При изучении свободного падения, говорим о том, что древнегреческий учёный Аристотель утверждал, что «... тело большей массы падает на землю быстрее, чем тело меньшей массы».
Прав ли Аристотель?
Чаще всего ребята согласны с высказыванием Аристотеля. Далее проделываются опыты (два листа бумаги, один из которых скомкан, два кружка – железный и бумажный), в результате которых учащиеся приходят к выводу о том, что здесь свою роль играет сопротивление воздуха.
При изучении атмосферного давления задаем вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нём тела?».
Если получен отрицательный ответ, то можно сказать, что «... ведь вода оказывает давление на погруженное в неё тело, почему же воздух не может оказывать давления?»
Далее проделываем опыт: неполный стакан с водой и лист бумаги или цилиндрический сосуд с краном, из которого выкачан воздух.
Бывает иногда и так, что формулировка вопроса сразу создает проблемную ситуацию.
Например, после изучения явления теплопроводности в 8 классе, учащиеся уже знают, что теплота может передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой, задем вопрос: «Почему в помещениях под потолком температура воздуха обычно бывает выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели – батареи отопления – находятся внизу?»
Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его нельзя объяснить передачей теплоты путем теплопроводности.
После обсуждения данной проблемной ситуации приходим к выводу о том, что здесь имеет место другой вид теплопередачи – конвекция.
Вы пошли в поход, как охладить питьевую воду? Учащиеся предлагают разные варианты как это можно сделать. Оказывается, в этом может помочь ... Солнце и мокрая тряпка.
Проблемное обучение, как показывает опыт его использования, может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применять систематически и оно охватывает основные виды учебной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Проблемное обучение в преподавании физики"
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяю...
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Статья Интерактивное обучение в преподавании физике
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, и вместе с тем учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся возможно только через специально организованную работу. Одним из путе...
Индивидуальная образовательная программа Применение технологий группового обучения в преподавании физики
В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» мною была составлена индивидуальная образовательная программа сроком реализац...
Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...