Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по различным направлениям.Срок реализации воспитательной программы: 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_s_klassom_novoe_pokolenie.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г.Дзержинск
Программа воспитательной работы
в 5 «Б» классе
«Новое поколение»
(5 - 9 классы)
Выполнила:
Борисова А.П.,
классный руководитель
5 «Б» класса
Срок реализации: 2018 – 2023 гг.
Паспорт воспитательной программы класса
Название программы: «Новое поколение».
Срок реализации программы: 2018 – 2023 гг.
Цели и задачи программы:
- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией. - Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
- Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию,самовоспитанию, самосовершенствованию.
- Формирование культуры здоровья.
Перечень основных направлений :
«Я - гражданин России» - гражданско-патриотическое воспитание
«Я - человек и личность» - нравственное воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир» - экологическое воспитание
«Здоровый образ жизни» - физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Мир прекрасного» - эстетическое воспитание
«Я умею трудиться» - трудовое воспитание
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота всех представителей общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе заключается в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях, основанных на культурном общении, принципах воспитанного поведения, взаимопонимании, взаимопомощи. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания коллектива класса, представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, т.е. является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель и задачи программы воспитания
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания: 1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско - патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
Основные принципы программы воспитания «Новое поколение»
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, соревнованиях, конкурсах сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Рекомендации по реализации программы воспитания «Новое поколение»
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – различные развлекательные мероприятия, спортивные и творческие конкурсы, спортивные часы, спортивные командные игры и соревнования, экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период 2018-2023 гг. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые мероприятия.
Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Новое поколение»
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. Работать в методическом объединении классных руководителей.
Направления реализации программы «Новое поколение»
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
4.Формирование культуры здоровья.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся, дискуссии, образовательные и интеллектуальные игры, соревнования, викторины, экскурсии. Классный руководитель опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления класса вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности, способности и умения каждого конкретного ученика, этапы его развития.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность
- гуманизм
- социальная направленность
- творчество
- самостоятельность
Для достижения данных принципов необходимо: - предоставить обучающимся возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса, - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность, - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, - воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Примерная тематика классных часов
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений с окружающим обществом, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Трудовое воспитание «Я умею трудиться»
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного»
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
Этапы реализации воспитательной программы
1 этап: 2018-2019 уч.г. – 5 класс
Задачи этапа:
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап: 2019-2020 уч.г. - 6 класс, 2020-2021 - 7 класс
Задачи этапа:
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3 этап: 2021-2022 - 8 класс, 2022-2023 - 9 класс
Задачи этапа:
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты
В результате реализации данной программы воспитания классного коллектива предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к личности.
5 класс | Сроки проведения | |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией | |
Нравственное воспитание | 1 "По каким правилам мы живём?” | |
Экологическое воспитание | 1 «Как растения показывают погоду и время». классный час с презентацией | |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни | 1 «Здоровье – бесценное богатство». анкетирование | |
Трудовое воспитание | 1 "Слава рукам золотым!" устный журнал | |
Эстетическое воспитание | 1 «Музыка и мы» беседа |
6 класс | Сроки проведения | |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная композиция с презентацией | |
Нравственное воспитание | 1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся. | |
Экологическое воспитание | 1 Конкурс знатоков природы. игровая программа | |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни | 1 «Я выбираю здоровье». беседа 4 «Формула здоровья». дискуссия | |
Трудовое воспитание | 1 Беседы о профессиях. классный час с презентацией | |
Эстетическое воспитание | 1 «О красоте и мужестве» беседа |
7 класс | Сроки проведения | |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". классный час | |
Нравственное воспитание | 1 "Что такое культурный человек?” "Уроки нравственности” | |
Экологическое воспитание | 1 «И я – природа» беседа | |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни | 1 «Причины суицида среди подростков» беседа | |
Трудовое воспитание | 1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией | |
Эстетическое воспитание | 1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией |
8 класс | Сроки проведения | |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1 "Идут по войне девчата". классный час | |
Нравственное воспитание | 1 "Внешний облик – внутренний мир”. диспут | |
Экологическое воспитание | 1 «Робинзонада с растениями». классный час с презентацией | |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни | 1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». классный час с презентацией | |
Трудовое воспитание | 1 «Мир профессий и твоё место в нём». классный час | |
Эстетическое воспитание | 1 «Красота и труд вместе идут» классный час |
9 класс | Сроки проведения | |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1 «О любви и войне». | |
Нравственное воспитание | 1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. "Уроки нравственности” | |
Экологическое воспитание | 1 «Нет дерева сердцу милее» классный час с презентацией | |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни | 1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработника | |
Трудовое воспитание | 1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час | |
Эстетическое воспитание | 1 «Что такое духовное богатство человека» дискуссия |
Список литературы.
1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2010.
3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...
Программа воспитательной работы "Это мой выбор" 8-9 класс
Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.Р. КиплингМир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социаль...
Программа воспитательной работы "Вместе в будущее" 5-9 классы
Программа составлена на основе нормативных документов об образовательной программе и программе воспитательной работы. Данная программа рассчитана на 5 школьных лет.В воспитательном процесс...
Программа воспитательной работы "Путешествие к истокам" (5-7 класс)
Программа воспитательной работы "Путешествие к истокам" (5-7 класс)...
Программа воспитательной работы "Путь к своему Я" 11 класс
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опыто...
Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности 6 «А» класса на 2019-2020 учебный год
Приложение к Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...
Программа воспитательной работы "Мы вместе" для 5-9 классов
Данная программа разработана для класса на период с 2019-2024 года, для учащихся 5-9 класса.Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, труднос...