"Следите за своей речью"
статья (5 класс)
Исследовательская работа на тему "Следите за своей речью" поможет учителям-словесникам, классным руководителям в работе над культурой речи их учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sledite_za_svoei_rechyu_.odt | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа "Следите за своей речью"
Цель: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая нормы литературного языка.
Задачи:
- углубить знания норм русского литературного языка;
- исследовать уровень овладения акцентологическими, орфоэпическими, лексическими нормами моих сверстников;
- исследовать причину столь широкого распространения нецензурной лексики в речи школьников;
- разработать буклет – памятку для желающих овладеть навыками культурной речи;
- сделать вывод о проделанной работе.
Объект исследования
устная речь школьников и взрослых, взгляды ученых лингвистов на данную проблему.
Методы и приемы исследования
анализ научной литературы, анкетирования, наблюдение за речевым поведением окружающих.
Гипотеза
Культура речи – это необходимое условие успешного общения в современном мире.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Следите за своей речью"»
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………….3
- Что такое культура речи?..................................................................................4
- Признаки хорошей речи………………………………………………………….4
- Нормы литературного языка……………………………………………………6
4.1 Акцентологические нормы………………………………………………6
4.2 Морфологические нормы имен существительных…………………….6
- Слова, имеющие ограниченную сферу употребления…………………7
- Мои исследования…………………………………………………………………8
- Вывод………………………………………………………………………………10
- Список литературы……………………………………………………………… 11
- Приложение 1……………………………………………………………………12
- Приложение 2……………………………………………………………………14
Тема исследования
Говорите, пожалуйста, правильно!
Актуальность
Актуальность выбранной мною темы очевидна, так как культура речи – это необходимое условие успешного общения в современном мире.
Цель: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая нормы литературного языка.
Задачи:
- углубить знания норм русского литературного языка;
- исследовать уровень овладения акцентологическими, орфоэпическими, лексическими нормами моих сверстников;
- исследовать причину столь широкого распространения нецензурной лексики в речи школьников;
- разработать буклет – памятку для желающих овладеть навыками культурной речи;
- сделать вывод о проделанной работе.
Объект исследования
устная речь школьников и взрослых, взгляды ученых лингвистов на данную проблему.
Методы и приемы исследования
анализ научной литературы, анкетирования, наблюдение за речевым поведением окружающих.
Гипотеза
Культура речи – это необходимое условие успешного общения в современном мире.
Введение
Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.
Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы юриста, учителя, политика, социального работника и многих других, так как им необходимо постоянно общаться с людьми.
К сожалению, в последние годы наблюдается растущее пренебрежение правилам культуры речи в практике общения людей как в письменной, так и в устной речи официальных лиц, в деятельности средств массовой информации.
С экрана телевизора все чаще звучат неправильно произнесенные слова и словосочетания: «скучать по вам» (нужно по вас), «о двухсот» (нужно о двухстах), «сегодняшняя тема, она касается» (лишнее местоимение она). А такие выражения, как «клево», «сникерсни», «как бы», «блин», «суперски», «по-любому», «быть не в адеквате», «достали», «типа», вызывают негодование.
А как говорим мы, дети XXI века? Под натиском высоких информационных технологий и всеобщей компьютеризации в нашу речь потоком хлынули иностранные слова, разнообразные термины, просторечная и бранная лексика. А в «SMS» и «ВКонтакте» нашим педагогам лучше не заглядывать! Ведь правил орфографии и пунктуации здесь не существует.
Думаю, что у меня найдется немало оппонентов, которые скажут: «Ну, зачем правильно говорить? Кругом полным-полно людей, которые двух слов связать не могут, а живут себе припеваючи».
Может быть, это и так. Отвечая моим оппонентам, я скажу: «Хотя бы для престижа». Потому что образование и культура – это всегда престижно. А о том, насколько человек образован, культурен, воспитан, судят в первую очередь по его речи.
Во-вторых, уважаемые оппоненты, грамотно говорить нужно, если вы не хотите, чтобы над вами смеялись. Поверьте, над человеком, не умеющим правильно произносить звуки, путающим падежи и не к месту употребляющим слова, всегда найдется, кому посмеяться.
За чистоту и правильность родного языка необходимо бороться. Эта проблема, на мой взгляд, очень актуальна, и пути решения её надо искать сегодня, сейчас.
Что такое культура речи?
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь – это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.
Признаки хорошей речи
Выделяют десять основных признаков хорошей, точной речи.
Правильность речи – это её соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д.Писарев).
Точность речи – это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» (К.Федин).
Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи – это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и высказываешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н.Чернышевский).
Простота речи – это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л.Толстой).
Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М.Горький).
Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит» (М.Горький).
Чистота речи – это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Белинский).
Живость речи – это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н.Толстой).
Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, то есть подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обличием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А.Чехов).
Основные нормы литературного языка
Речь правильная: соблюдаются нормы литературного языка | ||||||
Акцентологическая | Орфоэпическая | Морфологическая | Синтаксическая | Стилистическая | Орфографическая | Пунктуационная и орфографическая |
Но я остановлюсь на тех, с которыми нас пока знакомили в школе.
Акцентологические нормы
Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией.
Ударение в русском языке разноместное и нередко приводит к речевым ошибкам. Самыми распространённым являются:
Глагол звонúть во всех личных формах имеет неподвижное ударение.
Правильно звонúшь, звонúт, звонúте, звонят, позвонят.
Часто неправильно звучат прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Следует произносить:
Красивее, красивейший Удобнее, удобнейший
В акцентологические нормы часто вносятся изменения. К моему удивлению, мой любимый йогурт сейчас звучит как йогурт.
Морфологические нормы имен существительных
Следующие примеры ошибочного употребления слов связаны с нарушением морфологических норм.
Часто встречаются ошибки, связанные с определением рода имен существительных. Например: я купила новую шампунь (неверно). Шампунь - существительное мужского рода. Значит, мы должны сказать: я купила новый шампунь.
Зачастую в своей речи мы допускаем такие грубейшие ошибки, как «триста грамм колбасы» и «помидор больше нет». А с чего бы это? Ведь слова «грамм» («килограмм») и «помидор», как и слово «зуб», относятся к одному и тому же мужскому роду и одному и тому же второму склонению, а значит, и изменяться должны по одному принципу: зубов, граммов, помидоров. Это же касается и слов «апельсин» и «мандарин».
Недопустимо говорить: «Я наелся апельсин, пришла очередь мандарин», только «мандаринов» и «апельсинов». «Сколько времени?» (Сколько время)
Слова, имеющие ограниченную сферу употребления
Грубым нарушением лексических норм является употребление слов, имеющих ограниченную сферу употребления. Это диалектные слова, различные термины, речевые штампы, жаргонные слова, слова – паразиты.
Особую тревогу вызывает то, что бранные слова, в том числе нецензурные, входят в словарный запас не только современных молодых людей, но и детей школьного возраста.
И при этом мало кто задумывается, что подобные выражения обижают человека и разрушают здоровье того, в чей адрес они направлены, оскорбляют общественную нравственность, обедняют речь и отучают выражать мысли в развёрнутом виде.
Анкетирование старшеклассников показало, что у 73% обучающихся звучит нецензурная брань по разному поводу.
В толковом словаре русского языка говорится, что слово «мат» обозначает «неприличная брань». Значит, употребление такого рода выражений нисколько не красит людей. Ведь совсем недавно подобная вольность в речи считалась недопустимой в обществе. А сейчас люди употребляют мат везде и не ограничивают себя в этих выражениях. Мне кажется, мат слышен везде: во дворе, в школьных коридорах, из окна соседей, в кругу что-то живо обсуждающих мальчишек. Даже на экране телевидения часто звучит сигнал, заглушающий бранные слова.
Мои исследования
Мне интересно узнать, насколько глубоко нецензурная лексика проникла в речевую практику . Я провела анкетирование, и вот что у меня получилось.
Первый мой вопрос: что такое нецензурные слова? Дети в основном сказали, что не знают, таких слов, что составляет 78% опрошенных. Но ведь 22% процента учеников ответили, что знают. Результаты анкеты, проведенной в пятом классе, гораздо хуже. 50% ответили, что не знают, что такое нецензурные слова. Ученики шестого класса почти все знают о нецензурных словах, что составило 86%. Вот как я показала это на диаграмме. (Приложение 1)
Но ведь знать и употреблять нецензурные слова - это две разные вещи. Второй вопрос был сформулирован так: Часто ли ты слышишь нецензурные слова? (Приложение 1)
Анализ анкеты показал, что большинство детей не часто слышат нецензурные слова. Но всё же очень много детей ответили, что иногда слышат их.
Следующий вопрос: кто употребляет такие слова? (Приложение 1)
Мы видим, что большинство опрошенных детей ответили, что чаще всего нецензурные слова употребляют взрослые люди 73%.
Употребляют ли ребята в своей речи нецензурные слова? (Приложение 1)
Результаты были следующими: 89% всех детей ответили, что никогда не употребляют в своей речи нецензурные слова. Это хорошо. Дети 5 класса все ответили, что не употребляют нецензурные слова в своей речи. Некоторые ученики шестого класса ответили, что иногда употребляют такие слова, что составляет 11%. Но всё же один ученик 7 класса ответил, что употребляет нецензурные слова в своей речи. Этот вопрос я задала детям не случайно.
Последний мой вопрос был сформулирован следующим образом: Нужно
ли бороться с нецензурными словами? (Приложение 1)
Из этой диаграммы видно, что 76% опрошенных детей считают, что нужно бороться с нецензурными словами. А вот 24% учеников не видят проблемы в том, что люди в своей речи употребляют нецензурные слова.
Я не могу сказать с уверенностью, что все дети отвечали на анкету честно. Некоторые, наверно, испугались, что учителя узнают, кто и как ответил на вопросы, и побоялись написать правду. А некоторые просто отнеслись к этой анкете как к шутке. Но все-таки результаты настораживают. И нам, ученикам стоит обратить внимание, на то, как мы разговариваем. Мы не должны употреблять в своей речи нецензурные слова, чтобы не подавать плохого примера.
В январе в нашем классе учительница провела классный час на тему «Мы против мата!» Мои одноклассники даже предложили пути борьбы с этим злом:
- Запретить произношение бранных слов с экрана телевидения;
- Сказать «Нет» музыке с матом;
- Наказывать солидным штрафом за употребление нецензурных слов в обществе.
А в конце ребята создали вот такие плакаты. (Приложение 2)
Вывод
Работая над исследовательской работой, я изучила литературу по культуре речи, провела анкетирование и проанализировала результаты. Подводя итог, я хочу подчеркнуть главную мысль моей работы: проблема засорения русского языка является очень актуальной в наши дни. И овладение навыками культурной речи делает её красивой, грамотной, обогащает словарный запас, позволяет общаться на
ином, более высоком уровне.
Итогом моей работы стало:
создание буклета, в котором каждый может найти познавательный материал;
материалы для оформления уголка русского языка;
Каждый народ известен в мире какими-то характерными качествами: немцы – обязательностью, японцы – преданностью своей фирме, русские – гостеприимством и, к сожалению, нецензурной бранью. Страна, где лучше всех умеют ругаться. Обидно и стыдно! Жаль, что сегодня мат среди нас воспринимается как обычные слова, люди привыкли к употреблению таких выражений. Зачем же так засорять свою речь?! Ведь «для всего, - писал К.Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов».
Список литературы
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004
- Карпова Т.Б. Нормы русского литературного языка в таблицах и схемах. Пермь. 2009
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. Санкт-Петербург. 2000
- Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. Санкт-Петербург. 2010
- Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи.
- Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. Москва. Айрис и пресс. 2009
- Соколова Н.Л. Говорим и пишем правильно. ОНИКС. Литература и образование. 2008
Приложение 1
Приложение 2
17
Методика преподавания информатики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Основы здорового образа жизни 1-4 классы
Электронная тетрадь по русскому языку 2...
Электронная тетрадь по математике 1...
Электронная тетрадь окружающий мир 3...
Электронная тетрадь по литературному...
Электронная тетрадь окружающий мир 4...
Скачать
© 2015, Солдатова Оксана Александровна 2822 108
Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
Интерактивные методы в практике школьного образования
Педагог-воспитатель группы продлённого дня
Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
Организация получения образования в семейной форме
Защита дошкольников и школьников от информации, причиняющей вред их...
Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по...
Похожие файлы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Всё оставляет свой след"
Можно использовать материал на классных часах нравственного содержания...
Своя игра. По следам прочитанных произведений
Данный материал представляет презентацию в форме "Своей игры" по следам прочитанных произведений для учащихся 6 классов. Материал составлен по учебнику В.Я Коровина и позволяет повторить изученное по ...
Презентация "Как построить свою речь".
В презентации нашли отражение вопросы построения публичного выступления. Рассматриваются виды аргуметов, особенности композиции публичной речи, рассказывается о плане речи, приёмах изложения материала...
урок по английскому языку в 11 классе с применением активных и интерактивных методов обучения по учебнику М.З. Биболетовой на тему "Следует ли родителям выбирать друзей своим детям-подросткам?"
урок был проведён с применением ативных и интерактивных методов обучения: мозговой штурм, дебаты...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"
Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....
Материал к уроку о деформации."Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук"
Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина все...
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы и задания на устранение основных типов синтаксических ошибок:неоправданная инверсиянеоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)смещенн...