Программа воспитательной деятельности "Мир глазами детей"
рабочая программа
Программа воспитательной деятельности "Мир глазами детей" для 5-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_glazami_detey.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средня общеобразовательная школа №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР О.Н.Китаева
«Утверждаю»
Директор школы М.В.Михайлова
Программа воспитательной работы
«МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
Составитель: Варыгина Елена Валерьевна,
Классный руководитель,
учитель русского языка и литературы
БАЗАРНЫЙ КАРАБУЛАК-2013 год
Программа «Мир глазами детей» составлена классным руководителем с целью реализации эстетического и познавательного потенциала обучающихся 5-11 классов. Утверждена на заседании педагогического совета 24 августа 2013 года.
Пояснительная записка
В современной системе образования большое внимание уделяется вопросам, связанным с воспитанием подрастающего поколения. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Большая ответственность ложится на плечи классного руководителя - идейного вдохновителя и реализатора творческих идей. Его главная задача - гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. Следовательно, это и есть основное направление работы классного руководителя.
Программа «Мир глазами детей» создана с целью воспитания у школьников любви к родному краю, уважения к его прошлому. Основной принцип -лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - реализуется через путешествия и экскурсии по родному краю, знакомства с достопримечательностями.
Данная программа - это способ организации воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов содействующих гармоничному развитию личности.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности с помощью путешествий, экскурсий, посещения достопримечательностей.
Задачи программы:
-помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
-создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
-формирование системы ценностных ориентиров обучающихся как основы их воспитанности;
-формирование классного коллектива как воспитательной системы;
-воспитание патриотических качеств, уважения к прошлому и настоящему своей страны
-гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
-поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
-создание условий для совместных путешествий родителей и детей в составе классного коллектива;
Принципы воспитательной деятельности
Программа «Мир глазами детей» разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы, отражающие отношения классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, гармоничную личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип объективности. Надо научиться понимать и принимать интересы ребёнка, учитывать его предпочтения.
Принцип креативности. Все дети талантливы, только талант у каждого индивидуален.
Принцип самостоятельности. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях.
Главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Система реализации программы
Реализация программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.
Формы организации воспитательной деятельности:
- воспитание в процессе обучения;
- внеучебная деятельность:
а) внутриклассная,
б) внеклассная;
в) участие в работе творческих объединений;
г) внешкольная;
д) массовая, общешкольная;
е) работа с семьей и общественностью.
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.
Программа осуществляется:
-через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, наблюдение, опросники,);
-в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное время;
-в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь);
-через сотрудничество с детскими общественной организацией школы "Город Солнца";
Методы:
-научно-исследовательский;
-метод проектов;
-личностно-ориентированный метод;
-метод креативного мышления;
Формы работы:
- поездки, экскурсии
-классный час, беседа, обсуждение, презентации,
-конкурсы, викторины,
-дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
-встречи с интересными людьми;
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
- гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);
- личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);
- деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);
- целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);
- комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);
- обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);
- дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т. ч. религиозные, исторические, культурологические особенности жизни детей и взрослых);
- компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).
Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров; умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка); навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;
- информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
- коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;
- социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;
-отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;
- повышение уровня воспитанности учащихся ;
-рост социальной активности учащихся;
-благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;
-развитие ученического самоуправления;
-рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;
-отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся;
-активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных);
-отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся;
- активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни;
-позитивное отношение родителей к школе;
-самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;
-высокий уровень внеурочной занятости учащихся.
Результатом воспитательной деятельности является: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Воспитательные модули
Сентябрь – Школа-наш дом
Октябрь – Доброта и милосердие
Ноябрь – На страже Закона
Декабрь – Праздничный калейдоскоп
Январь –В мире профессий
Февраль –Мужество и отвага
Март –Весенняя капель
Апрель –Родные просторы
Май –Поклонимся Великим тем годам…
Июнь-август –Лето!Лето!
Формирование системы самоуправления в классном коллективе
Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.
Основная цель ученического самоуправления – подготовка учеников к участию в общественном самоуправлении.
Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому ученику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим.
Самоуправление базируется на следующих принципах
1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2.Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3.Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
4.Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Экскурсионные мероприятия, рекомендованные для реализации данной программы
2013/2014 учебный год 5 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Экскурсия в пожарную часть | профориентационное | сентябрь |
2 | Поездка в храм Иоанна Богослова в с.Казанла | Духовно-нравственное | октябрь |
3 | Поездка в ТЮЗ | эстетическое | ноябрь |
4 | Экскурсия в областной музей МЧС | профориентационное | декабрь |
5 | Экскурсия в районный Художественный | познавательное | январь |
6 | Поездка в Театр Русской комедии | эстетическое | февраль |
7 | Экскурсия на Соколовую гору | познавательное | май |
8 | Экскурсия на теплоходе по Волге | развлекательное | июнь |
2014/2015 учебный год 6 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Экскурсия в музей пограничника | познавательное | сентябрь |
2 | Экскурсия на конеферму | развлекательное | октябрь |
3 | Поездка в ТЮЗ | эстетическое | декабрь |
4 | Экскурсия на празднование масленицы | развлекательное | февраль |
6 | Поездка в г.Волгоград | познавательное | май |
2015/2016 учебный год 7 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Поездка в Москву | эстетическое | октябрь |
2 | Экскурсия в ГАИ | профориентационное | ноябрь |
3 | Экскурсия в музей краеведения | познавательное | декабрь |
4 | Экскурсия в музей Эйнштейна | познавательное | февраль |
5 | Поездка в ТЮЗ | эстетическое | май |
2016/2017 учебный год 8 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Экскурсия в г.Казань | эстетическое | октябрь |
2 | Экскурсия в музей краеведения | эстетическое | ноябрь |
3 | Поездка в ТЮЗ | эстетическое | декабрь |
4 | Экскурсия в районный Художественный музей | эстетическое | февраль |
5 | Экскурсия на место приземления Ю.А.Гагарина | познавательное | апрель |
6 | Экскурсия в музей-заповедник «Тарханы» | эстетическое | май |
2017/2018 учебный год 9 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Поездка в Саратовский театр оперы и балета | эстетическое | октябрь |
2 | Экскурсия в районный краеведческий музей | эстетическое | ноябрь |
3 | Экскурсия на предприятие «Почта России» | профориентационное | декабрь |
4 | Экскурсия на водоканал | профориентационное | февраль |
5 | Экскурсия в Пенсионный фонд | профориентационное | апрель |
6 | Поездка в г.Санкт-Петербург | эстетическое | май |
2018/2019 учебный год 10 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Экскурсия в Газпроммежрегионгаз | профориентационное | сентябрь |
2 | Экскурсия в Энгельсский политехникум | профориентационное | октябрь |
3 | Экскурсия в районный дом культуры | профориентационное | ноябрь |
4 | Экскурсия в районную больницу | профориентационное | декабрь |
5 | Экскурсия в музей стекла и хрусталя г.Пенза | познавательное | март |
6 | Экскурсия в ПИУ им.П.А.Столыпина | профориентационное | апрель |
7 | Поездка в Санкт-Петербург | эстетическое | май |
2019/2020 учебный год 11 класс
№п/п | Мероприятие | Направление | Срок проведения |
1 | Экскурсия на мебельную фабрику | профориентационное | сентябрь |
2 | Экскурсия в Пенсионный фонд | профориентационное | октябрь |
3 | Экскурсия в ФОК | профориентационное | ноябрь |
4 | Экскурсия на Водоканал | профориентационное | декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Ступени совершенства"
Программа воспитательной работы...
Доклад "Идеальные дети глазами родителей, идеальные родители глазами детей"
Доклад о взаимопонимании детей и родителей....
Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой, для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...
Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс
Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 8 класс) Рабочая программа составлена в соотве...
Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс
.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные нарушения)....
Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...
Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ (умственная отсталость) 7 «В» класса
Программа воспитательной работы обучающихся 7 «В» класса (класс детей с ОВЗ) МОУ «Мантуровская СОШ» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28...