Программа воспитательной деятельности "Мир глазами детей"
рабочая программа

Варыгина Елена Валерьевна

Программа воспитательной деятельности "Мир глазами детей" для 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_glazami_detey.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средня общеобразовательная школа №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР                         О.Н.Китаева

«Утверждаю»

Директор школы                                              М.В.Михайлова

                      Программа воспитательной работы

                          «МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

                                Составитель: Варыгина Елена Валерьевна,

                                Классный руководитель,

                                учитель русского языка и литературы

                         БАЗАРНЫЙ КАРАБУЛАК-2013 год

Программа «Мир глазами детей» составлена классным руководителем с целью реализации эстетического и познавательного потенциала обучающихся 5-11 классов. Утверждена на заседании педагогического совета 24 августа 2013 года.

                             Пояснительная записка

В современной системе образования большое внимание уделяется вопросам, связанным с воспитанием подрастающего поколения.  Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Большая ответственность ложится на плечи классного руководителя - идейного вдохновителя и реализатора творческих идей. Его главная задача - гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. Следовательно, это и есть основное направление работы классного руководителя.

Программа «Мир глазами детей» создана с целью воспитания у школьников любви к родному краю, уважения к его прошлому. Основной принцип -лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - реализуется через путешествия и экскурсии по родному краю, знакомства с достопримечательностями.

Данная программа - это способ организации воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов содействующих гармоничному развитию личности.

        Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.

        Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности с помощью путешествий, экскурсий, посещения достопримечательностей.

        Задачи программы:

-помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;

-создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

-формирование системы ценностных ориентиров обучающихся как основы их воспитанности;

-формирование классного коллектива как воспитательной системы;

-воспитание патриотических качеств, уважения к прошлому и настоящему своей страны

-гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

-поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;

-создание условий для совместных путешествий родителей и детей в составе классного коллектива;

            Принципы воспитательной деятельности

        Программа «Мир глазами детей» разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы, отражающие  отношения классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, гармоничную личность.
        Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются: 
        
Принцип объективности. Надо научиться понимать и принимать интересы ребёнка, учитывать его предпочтения.

         Принцип креативности. Все дети талантливы, только талант у каждого индивидуален.

Принцип самостоятельности. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях.
        Главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника.

         Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

                        Система реализации программы

        Реализация программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.

Формы организации воспитательной деятельности:
- воспитание в процессе обучения;
- внеучебная деятельность:
а) внутриклассная,
б) внеклассная;
в) участие в работе творческих объединений;
г) внешкольная;
д) массовая, общешкольная;
е) работа с семьей и общественностью.

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.

Программа осуществляется:

-через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, наблюдение, опросники,);

-в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное  время;

-в ходе взаимодействия со школьными  службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь);

-через сотрудничество с детскими общественной организацией школы "Город Солнца";

Методы:

-научно-исследовательский;

-метод проектов;

-личностно-ориентированный метод;

-метод креативного мышления;

Формы работы:

 - поездки, экскурсии

-классный час, беседа, обсуждение, презентации,

-конкурсы, викторины,

-дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;

-встречи с интересными людьми;

Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:

  • гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);
  • личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);
  • деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);
  • целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);
  • комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);
  • обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);
  • дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т. ч. религиозные, исторические, культурологические особенности жизни детей и взрослых);
  • компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).

Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров; умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
  • общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
  • учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка); навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;
  • информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
  • коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;
  • социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;
  • личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения

                       ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;

-отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;

- повышение уровня воспитанности учащихся ;

-рост социальной активности учащихся;

-благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

-развитие ученического самоуправления;

-рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;

-отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся;

-активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных);

-отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся;

- активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни;

-позитивное отношение родителей к школе;

-самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

-высокий уровень внеурочной занятости учащихся.

Результатом воспитательной деятельности является: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

                             Воспитательные модули

Сентябрь – Школа-наш дом

Октябрь – Доброта и милосердие

Ноябрь – На страже Закона

Декабрь – Праздничный калейдоскоп

Январь –В мире профессий

Февраль –Мужество и отвага

Март –Весенняя капель

Апрель –Родные просторы

Май –Поклонимся Великим тем годам…

Июнь-август –Лето!Лето!

Формирование системы самоуправления в классном коллективе

Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Основная цель ученического самоуправления – подготовка учеников к участию в общественном самоуправлении.

 Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому ученику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим.

Самоуправление базируется на следующих принципах

1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2.Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

3.Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

4.Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

 

Экскурсионные мероприятия, рекомендованные для реализации данной программы

                                          2013/2014 учебный год 5 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Экскурсия в пожарную часть

профориентационное

сентябрь

2

Поездка в храм Иоанна Богослова в с.Казанла

Духовно-нравственное

октябрь

3

Поездка в ТЮЗ

эстетическое

ноябрь

4

Экскурсия в областной музей МЧС

профориентационное

декабрь

5

Экскурсия в районный Художественный

познавательное

январь

6

Поездка в Театр Русской комедии

эстетическое

февраль

7

Экскурсия на Соколовую гору

познавательное

май

8

Экскурсия на теплоходе по Волге

развлекательное

июнь

                                       2014/2015 учебный год 6 класс

                                         

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Экскурсия в музей пограничника

познавательное

сентябрь

2

Экскурсия на конеферму

развлекательное

октябрь

3

Поездка в ТЮЗ

эстетическое

декабрь

4

Экскурсия на празднование масленицы

развлекательное

февраль

6

Поездка в г.Волгоград

познавательное

май

                                    2015/2016 учебный год 7 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Поездка в Москву

эстетическое

октябрь

2

Экскурсия в ГАИ

профориентационное

ноябрь

3

Экскурсия в музей краеведения

познавательное

декабрь

4

Экскурсия в музей Эйнштейна

познавательное

февраль

5

Поездка в ТЮЗ

эстетическое

май

                       2016/2017 учебный год 8 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Экскурсия в г.Казань

эстетическое

октябрь

2

Экскурсия в музей краеведения

эстетическое

ноябрь

3

Поездка в ТЮЗ

эстетическое

декабрь

4

Экскурсия в районный Художественный музей

эстетическое

февраль

5

Экскурсия на место приземления Ю.А.Гагарина

познавательное

апрель

6

Экскурсия в музей-заповедник «Тарханы»

эстетическое

май

                           2017/2018 учебный год 9 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Поездка в Саратовский театр оперы и балета

эстетическое

октябрь

2

Экскурсия в районный краеведческий музей

эстетическое

ноябрь

3

Экскурсия на предприятие «Почта России»

профориентационное

декабрь

4

Экскурсия на водоканал

профориентационное

февраль

5

Экскурсия в Пенсионный фонд

профориентационное

апрель

6

Поездка в г.Санкт-Петербург

эстетическое

май

                              2018/2019 учебный год 10 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Экскурсия в Газпроммежрегионгаз

профориентационное

сентябрь

2

Экскурсия в Энгельсский политехникум

профориентационное

октябрь

3

Экскурсия в районный дом культуры

профориентационное

ноябрь

4

Экскурсия в районную больницу

профориентационное

декабрь

5

Экскурсия в музей стекла и хрусталя г.Пенза

познавательное

март

6

Экскурсия в ПИУ им.П.А.Столыпина

профориентационное

апрель

7

Поездка в Санкт-Петербург

эстетическое

май

                          2019/2020  учебный год 11 класс

№п/п

Мероприятие

Направление

Срок проведения

1

Экскурсия на мебельную фабрику

профориентационное

сентябрь

2

Экскурсия в Пенсионный фонд

профориентационное

октябрь

3

Экскурсия в ФОК

профориентационное

ноябрь

4

Экскурсия на Водоканал

профориентационное

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.

  Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой,  для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс

Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы,  для детей с нарушением интеллекта 8 класс)         Рабочая программа составлена в соотве...

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс

.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения)....

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...

Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ (умственная отсталость) 7 «В» класса

Программа воспитательной работы обучающихся 7 «В» класса (класс детей с ОВЗ) МОУ «Мантуровская СОШ»  (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28...