Воспитательная программа "Быть человеком"
рабочая программа (10, 11 класс)

В центре  программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp.pr_.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский

муниципального района Приволжский Самарской области

СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР                         Директор ___________________

_________________________                                      /Н.В. Илларионова/

           /Н.В. Сизанова/

«___» ____________ 20___ г.                           «___»_______________20___г.

Воспитательная программа

«Быть человеком»

(10-11классы)

                                                             

                                                                Автор: Т.А. Кузнецова

Пояснительная записка

Девять десятых тех людей, с которыми

                                               мы встречаемся, являются тем, что они есть, -                                                                                                                                                                         добрыми или злыми, полезными или бесполезными –

                                      благодаря воспитанию.

Д. Локк

     Ядром современной Концепции воспитания детей и молодёжи в Российской Федерации является принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. B условиях социальных и экономических преобразований проблемы воспитания  с использованием системы гуманистического воспитания приобретают ведущее значение.

     Поэтому особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики, в центре внимания которой стоит целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей.

     Сегодня на новом этапе развития общества особо важным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Процесс воспитания, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных, создавать условия для их личностного и творческого развития.

Важнейшими проявлениями и показаниями гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть отношения с другими людьми, относятся:

- эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого человека;

- взаимоуважение, то есть способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы толерантности, ненасилия в разрешении каких-либо конфликтов.

    Поэтому в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Воспитательное пространство — это часть единого социального пространства. Его развитие - необходимое условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности.

Xарактеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система ориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.

Ведущим направлением моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Цель программы:

- создание благоприятных условий, способствующих успешной социализации и эффективной адаптации старшеклассников в обществе, формированию личности, обладающей патриотическими, гражданскими, духовно-нравственными качествами.

Задачи:

- формировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

- повышать социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни школьного коллектива и социума;

- формировать активную жизненную позицию и общую культуру личности учащихся;

- развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

- формировать систему самоуправления в классе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года.

Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- организация малых педагогических заседаний;

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

- проектные игры;

- библиотечные уроки;

- КВН;

- участие в общешкольных и районных благотворительных акциях.

Предпочтение отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

Результативность и характер цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя и доступны для понимания детей:

1. гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

2. демократизм, уважение ученика;

3.принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

4. преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;

5. принцип индивидуальности;

6. принцип развития;

7. принцип творчества и успеха;

8. принцип поддержки и доверия;

9. принцип ответственности;

10. принцип общения.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

• личностно-ориентированная педагогика;

• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

• технология коллективно-творческих дел;

• игровые технологии.

Главная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.

Важнейшим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются поездки, экскурсии, походы.

B каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха.  Не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями и интересами.

При этом я использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом наблюдения и изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы старшеклассников, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности обучающегося, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на коллектив и отдельных учеников.

B работе со старшеклассниками использую либеральный стиль взаимоотношений.  Важными характеристиками отношений с классом являются взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

Поставленные задачи реализуются через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

«Человек – это звучит гордо». Это направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию, предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организацию работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организацию совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантности. Сюда же относится и работа по профориентации.

«Россия – Родина моя». Данное направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Оно предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Считаю, что это направление одно из ведущих, т.к. воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам труда, детям войны.

Нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического, нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско- патриотического воспитания, необходимо определить, на чем оно базируется. Bера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско-патриотического воспитания.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания:

- военно-патриотическое воспитание;

- героико-патриотическое воспитание;

- национально-патриотическое воспитание;

- гражданское воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания - ориентирована на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций.

На пропаганду военных профессий ориентировано героико-патриотическое воспитание, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, о чем рассказывать детям.  Форм и методов работы в этом направлении много.

Национально-патриотическое воспитание формирует в юношах и девушках чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за великий  народ.

Гражданское воспитание – формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

«В здоровом теле – здоровый дух». Направление соответствует физическому и экологическому воспитанию обучающихся. Предполагает организацию здоровье сберегающей деятельности, формирование у молодых людей ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организацию деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления вредных для здоровья веществ, организацию туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

«В мир прекрасного» - направление, соответствующее эстетическому воспитанию и предполагающее организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

«Ученическое самоуправление». Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов самоуправления класса и школы в целом.

Самоуправление класса

 Развитие личности в обществе, как считают многие отечественные психологи, идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимается деятельность, которая совершается совместно с другими, т.е. содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправлением в классном коллективе можно считать действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых задач.

 Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Цель классного самоуправления – формирование цельной, саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

 В классном коллективе оно направлено на решение следующих задач:

  • создавать условия для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
  • создавать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  • развивать креативность, стимулировать социальное творчество, инициативу, формировать активную гражданскую позицию детей;
  • воспитывать у школьников демократическую культуру, формировать умение действовать в интересах не только своей личности, но и общества (т.е. класса, школы);
  • создавать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  • формировать толерантность.

 Структуру классного самоуправления можно представить в виде схемы (см. приложение).

Структура самоуправления класса.

 Классное собрание – высший орган самоуправления. В его работе участвуют все обучающиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на совет класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый старостой класса. Совет класса, как правило, собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления (Так как класс маленький, каждый из ребят является ответственным за тот или иной вид деятельности)

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует ответственных для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

  1. Сектор «Учёба»  оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий для учащихся начальных классов.
  2. Сектор «Труд» составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
  3. Сектор «Патриот» организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, Дню Победы, Дню защитника Отечества, т.д.), отвечает за возложение цветов к памятнику воинов-защитников Родины в парке Надежды.
  4. Сектор «Досуг» отвечает за культурное и содержательное проведение досуга, организует культмассовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
  5. Сектор «Пресс-центр» контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, готовит статьи в общешкольную газету «Переменка», отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях.
  6. Сектор «Физкультура и спорт»  формирует команду для участия в школьных соревнованиях,  отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

          Органом «контроля» классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме этого деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и их родителей.)

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Формы и технологии классных часов могут иметь варианты в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя с классом. Классный час ни в коем случае не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Технология организации классного часа:

- составление учителя совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на учебный год;

- постановка темы и цели классного часа, выбор формы проведения;

- определение времени и места проведения классного часа;

- определение ключевых моментов, а также разработка плана подготовки и проведения классного часа;

- подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления (при необходимости);

- определение участников подготовки и проведения классного часа;

- распределение заданий между участниками;

- проведение классного часа;

- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Всем даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Все, кто готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и т.п. Результат классного часа часто во многом зависит и от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, библиотечные часы. Также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Особое место в воспитательном процессе отводится работе с одарёнными детьми, которую условно можно разделить на 2 группы: урочную и внеурочную.

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления

3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметная неделя

2) олимпиады по предмету

3) участие в конкурсах

4) кружковая работа

      Традиционно в нашей школе проводятся предметные недели, включающие в себя всевозможные конкурсы, викторины, литературно-музыкальные гостиные, литературные вечера. Они позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры.

      По результатам проведения Недели проводится опрос, с целью выяснить, какие мероприятия особенно понравились, показались наиболее интересными, познавательными. В течение Недели работают фотокорреспонденты, которые по завершении всех мероприятий оформляют странички в летописи класса и школы.

      Позволяют выявить способных и одарённых детей олимпиады и конкурсы. Подготовка к олимпиадам любого уровня должна носить системный характер. Немаловажную роль здесь играют индивидуальные консультации, поскольку олимпиадные задания последних лет далеки от традиционной школьной программы и максимально приближены к вузовской. Поэтому учимся вместе: сама вспоминаю забытое старое, а ученики получают углублённые знания о языке.

Кроме того, составляется индивидуальный план работы с ребёнком, где прописываются темы, необходимые для изучения, время и место проведения.

      На базе школы существует ОДО «Пресс-центр», в рамках которого работает редакционная коллегия школьной газеты «Переменка»  - добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 5-11-х классов. Газета является информационным, публицистическим, художественным печатным изданием, которое призвано освещать  школьные новости и проблемы, активизировать работу редакционных коллегий на основе тесного сотрудничества с Советом старшеклассников, педагогическим советом и родительским комитетом школы.

     Разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы, грамоты). Лучшие творческие работы (стихи, рассказы, очерки, статьи) публикуются в ежемесячной школьной газете и в районной газете «Приволжский вестник», повышая престиж знаний и личный рейтинг учащихся.

      Все эти формы и методы работы с одарёнными детьми позволяют решить следующие задачи.

  • Создать условия для потребности в новой информации (широкая информированность)
  • Помочь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность)
  • Выходить за рамки общепринятых программ
  • Учитывать специфику интересов обучающихся
  • Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы
  • Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе.

     Взаимодействие с родителями - ещё одно очень важное направление в работе с классным коллективом, цель которого в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности. Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями старшеклассников представлена следующими направлениями и формами:

  • Выборы родительского комитета
  • Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания
  • Индивидуальные консультации
  • Беседы
  • Информирование о результатах обучения и воспитания
  • Анкетирование родителей
  • Педагогические мастерские
  • Проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета.

Главные заповеди воспитания:

• Самая главная цель воспитания – счастливый человек

• Воспитание без уважения – подавление  

• Нужно видеть в каждом ребёнке его достоинства и стараться развивать их.

Ожидаемые результаты 

Как конечный результат -  воспитание личности,

• способной мыслить, находить выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, творческой;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

   

Чтобы дать комплексную оценку результатов эффективности Программы воспитания, проводится мониторинг, который позволяет соотнести реальные результаты с планируемыми, внести при необходимости корректировку.

Литература.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -  М.: Просвещение, 2009.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Селевко Г.К. – М., 2010.
  3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Степанова И.В. Диагностика процесса воспитания в классе. – М., 2006.
  4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. Классный руководитель. 1998, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Программа воспитательной работы "Человек культуры" - для классных руководителей

Любой классный руководитель сейчас пользуется своей программой воспитательной работы. В предложенной мною работе есть актуальная на сегодняшний день позиция  -  изменение смысловых ориентиро...

Воспитательная программа "Человек среди людей", для классных руководителей 5-9 классов.

Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы ...

Воспитательное занятие (устный журнал) по теме «Добру человек у человека учится»

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.             Добро - не наука, оно – действие....

Воспитательное мероприятие "Человек на войне"

Воспитетельное мероприятие для 9-11 классов...

Воспитательная программа "Будь человеком, человек"

Программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 класса...