Воспитательная программа "Будь человеком, человек"
классный час (5 класс) на тему

Программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_vospitatelnoy_programmy.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  воспитательной программы

  1. Наименование воспитательной программы: «Будь человеком, человек…»
  2. Номинация: программа по проблемам воспитания.
  3. Сведения об авторе: Орлова И.Ю., учитель русского языка и литературы  и классный руководитель 6А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» г.Чебоксары Чувашской Республики.
  4. Срок реализации: 2015 – 2020 годы.
  5. Год разработки: 2015 год.

Цель: воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливой и нести счастье людям.

     6.    Задачи: формирование ценностно–ориентированной личности;

  • Формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;
  • Формирование представлений о том, что нравственные ценности – наивысшая форма, организующая жизнь человеческого общества;
  • Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
  • Оказание помощи ученикам в открытии для себя большого и многогранного мира, окружающего их.

      8. Новизна:

          В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы. Наряду с традиционными (классные часы, практические занятия, деловые игры, диспуты, встречи с интересными людьми, встречи с работниками РОВД, пркуратуры, медицинскими работниками), использую посещение пожарной части, прокуратуры; интерактивные игры, диагностику, тренинговые занятия,  часы откровенного разговора,  эстетические беседы, анализы художественных произведений. Ведь именно  литература всегда стремилась говорить о нравственных ценностях как о наивысшей форме, организующей жизнь человека и человеческого общества. Слова « сочувствие», « сопереживание», «гуманизм», « милосердие» и т.д. должно прочно войти в сознание воспитанников, стать неотъемлемой частью их души, необходимой составляющей их жизни.

9. Ожидаемые результаты:

Практическая реализация программы « Будь человеком, человек…» на всех ее этапах предполагает формирование духовно–нравственной личности. Программа основывается на гуманных целях восхождения человека к духовным ценностям, на воспитании самостоятельной личности, стремящейся к благородным делам, умеющей давать отчет себе в своих поступках. Он должен:

  1. Знать свои  «корни».
  2. Уметь жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.
  3. Быть готовым  к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.
  4.  Быть гуманным ко всему живому.
  5. Быть культурным и нести культуру людям.
  6. Отвечать за свои поступки.
  7. Быть  красивым  в делах и поступках.
  8. Не  быть равнодушным.
  9. Уметь  сказать «нет» любым формам насилия.
  10. Уметь сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, способен  к переосмыслению своего поведения.
  11. Соблюдать правила и нормы человеческого сосуществования.
  12. Уметь жить в гармонии с окружающим миром.
  13. Нести тепло и радость людям.

Программа по нравственному и гражданскому воспитанию учащихся

 «Будь человеком, человек…»

Учитель должен быть свободным творцом,

а не рабом чужой указки. Воспитание является

искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела.

Л.Н.Толстой.

Пояснительная записка.

        Изменившееся социально – экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования.  Исходя из этого, новая проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда изменились ценности в обществе, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

        Конечно, школа не может изменить социальной ситуации. Но она может помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций. Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, интересной, насыщенной.

        В основу программы положены идеи и мысли о свободной и высоконравственной  личности О.Газмана, Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского. Их идеи выражаются в индивидуализации личности, которая предполагает обеспечение поддержки в автономном духовном самостроительстве, в развитии способности к жизненному самоопределению. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека.

          Содержание программы охватывает также проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирование культуры поведения, навыков экологической деятельности, творчества и т.д.  По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в современных условиях обусловлена противоречиями: системной сущностью целенаправленного воспитательного процесса и отсутствием таковой в формировании духовно-нравственных ценностей; между вечными высшими ценностями бытия человека (честность, порядочность, добросердечность, бескорыстие, забота, искренность и др.) и их антиподами (агрессия, насилие, обман, порождаемые в обществе искаженными «рыночными отношениями»); между изначальным назначением семьи как основного источника духовно-нравственного здоровья детей и «болезнью» большинства современных семей (скрытой и явной), связанной с их нестабильностью и неблагополучием в обществе; между природной соборностью русских людей и их фактической разобщённостью на данном этапе развития общественных отношений; между декларируемой в нормативных документах важностью воспитания нравственности в общеобразовательной школе и недооценкой его значимости в обществе; между потребностью личности в духовном и
нравственном развитии и саморазвитии и состоянием процесса воспитания в современной школе.

           В основу программы  были положены следующие педагогические принципы и подходы:

1. Принцип природосообразности.

Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

2. Принцип целостности  учебно – воспитательного процесса. 

Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, физики, математики.  

3. Деятельный подход. 

В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.

4. Принцип сотрудничества. 

Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

5. Личностно – ориентированный подход. 

Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни.

           Программа реализуется в классном коллективе в условиях воспитательной системы школы, ориентированной на духовно – нравственное воспитание. Работа по программе требует творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии детей, владения различными методиками педагогической диагностики. Программа может обогащаться и дополняться материалами.

                                 Программа охватывает период с 5 по 9 классы.  Работа ведется поэтапно – их  всего 3 .

На первом этапе (5 - 6 классы) реализуется:

  1. Потребность быть здоровым.
  2. Потребность в удовольствии и наслаждении.
  3. Потребность в труде.
  4. Потребность в оказании помощи.
  5. Умение замечать отрицательные и положительные моменты.
  6. Умение анализировать свои поступки.

На втором этапе (7 – 8 классы) реализуется:

  1. Потребность в защите и безопасности.
  2. Потребность в творчестве.
  3. Потребность в смысле жизни.
  4. Потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.
  5. Умение отвечать за свои поступки.

На третьем (9 класс) реализуется:

  1. Потребность быть здоровым.
  2. Потребность в удовольствии и наслаждении.
  3. Потребность в защите и безопасности.
  4. Потребность в творчестве.
  5. Потребность в смысле жизни.
  6. Потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.
  7. Потребность в самореализации.

Программа предполагает сотрудничество с психологической службой школы, с Центром диагностики и консультирования, с родителями,  с общественностью, со священнослужителем, учителями, работающими в классе, с библиотекарем.

Мероприятия по реализации данной программы 5 класс

Мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

1.

- «Добрым быть совсем – совсем не просто».

Беседа

Классный руководитель

В течение 1 четверти

2.

«О дружбе и друзьях»

Классный час

Классный руководитель

В течение 3 четверти

3.

«Кто я? Какой я?»

Интерактивная игра

Классный руководитель

Октябрь

4.

. Путешествие в детство родителей

Игра совместно с родителями.

Классный руководитель

Декабрь

5.

«Я через пять лет»

Заочная экскурсия

Классный руководитель

Март

6.

Посещение  краеведческого музея

Экскурсия

Классный руководитель и директор музея

Апрель

7.

«Какие они – герои русских народных сказок?» (По русским народным сказкам).

Читательская конференция

Классный руководитель и библиотекарь

Январь

8.

«Давайте познакомимся».

Родительское собрание- встреча у костра

Классный руководитель и родительский комитет

Сентябрь

9.

Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школе

Родительское собрание

Классный руководитель и психолог

Ноябрь

10.

- Уровень воспитанности

- Социометрия

- Анкетирование  по проблемам адаптации

Диагностика

Тест

Классный руководитель и психолог

Сентябрь- октябрь, апрель

6 класс.

Мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

1.

«Мои интересы, мои увлечения».

Час общения

Классный руководитель

Сентябрь

2.

«Я – дома, я – в школе, я – среди друзей».

Интерактивная игра

Классный руководитель

Октябрь

3.

«Иметь свое мнение – это важно».

Беседа

Классный руководитель

Ноябрь

4.

« Легко ли быть добрым?»

Диспут

Классный руководитель

Декабрь

5.

«Ежели вы вежливы»

Классный час

Актив класса

Январь

6.

«Познай себя»

Тест

Классный руководитель

Октябрь

7.

«Мой сосед по парте»

Час откровенного разговора

Классный руководитель

Февраль

8.

«Дети + родители + учитель»

Совместный вечер

Классный руководитель, родительский комитет

Март

9.

Посещение театра

Культпоход

Классный руководитель

Апрель

10.

Встреча с ветераном ВОВ

Беседа

Классный руководитель

Май

11.

«Наше право и наш интерес»

Круглый стол

Сотрудник прокуратуры

В течение 3 четверти

12.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Читательская конференция

Классный руководитель и библиотекарь

В течение 4 четверти

13.

Посещение пожарной части

Экскурсия

Классный руководитель

Май

7 класс

Мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

1.

«Познай себя»

Тест

Классный руководитель

В течение 1 четверти

2.

«Письмо самому себе»

Конкурс на лучшее письмо

Классный руководитель

Октябрь

3.

«Нам жизнь дана на добрые дела»

Диспут

Классный руководитель

Ноябрь

4.

«Берегите здоровье»

Беседа

Медицинский работник

Ноябрь

5.

В.Железников «Чучело»

Читательская конференция и просмотр фильма

Классный руководитель и учитель литературы

Декабрь

6.

«Характер и общение»

Тренинговое занятие

Классный руководитель и психолог

В течение 2 четверти

7.

«Мои «хочу» и мои «могу».

Диспут

Классный руководитель

Январь

8.

« Я и мои родственники»

Конкурс сочинений

Учитель литературы

Январь

9.

«Мои родные -защитники Родины»

Встреча с военнослужащими

Классный руководитель

Февраль

10.

«По каким правилам мы живем?»

Игра

Классный руководитель

Февраль

11.

«Поговорим о грехе…»

Беседа

Священнослужитель

Март

12.

Любимые книги - мои и родителей

Круглый стол

Классный руководитель, родительский комитет

Март

13.

«Все мы разные»

Классный час

Классный руководитель

Апрель

14.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Беседа

Классный руководитель

В течение года

8 класс

Мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

1.

«Урок милосердия и доброты»

Беседа

Классный руководитель

Сентябрь

2.

«Гигиена подростка»

Лекция

Медсестра, классный руководитель

Октябрь

3.

«Что такое толерантность?»

Классный час

Классный руководитель

Ноябрь

4.

«Дом, в котором мы живем»

Классный час

Классный руководитель

Ноябрь

5.

«Ответственность и безответственность».

Дискуссия

Учитель права

Декабрь

6.

Посещение театра

Экскурсия

Классный руководитель, родительский комитет

Декабрь

7.

«В человеке все должно быть прекрасно»

Диспут

Классный руководитель

Январь

8.

«Умею ли я любить?»

Аукцион мнений

Классный руководитель

Январь

9.

«Суд над сигаретой».

Театрализованная игра

Самоуправление класса

Февраль

10.

Посещение прокуратуры

Экскурсия

Классный руководитель

Март

11.

«Ваш труд незабываем»

Встреча с ветеранами педагогического труда

Классный руководитель

Март

12.

«Моя Родина»

Конкурс рисунков

Классный руководитель

Апрель

13.

Методика незаконченных предложений

Тест

Психолог

Май

9 класс

Мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

1.

«Яркие краски осени»

Поход в осенний лес

Классный руководитель

Сентябрь

2.

«Я и мы»

Коллективная беседа

Классный руководитель

Сентябрь

3.

«Правила счастливого человека»

Психологический практикум

Классный руководитель и психолог

Октябрь

4.

«Кем быть?» (Профессиональное самоопределение)

Тест

Представитель Центра занятости

Ноябрь

5.

«Педагогика для родителей»

Педагогический родительский лекторий

Классный руководитель

Декабрь

6.

«Толерантная и интолерантная  личность»

Классный час

Классный руководитель

Ноябрь

7.

«Развитие навыков самоанализа»

Час общения

Классный руководитель и психолог

Январь

8.

«Зеленый змий – миф и реальность»

Классный час – родительское собрание

Классный руководитель и нарколог

Февраль

9.

«Прекрасное  и безобразное в нашей жизни».

Диспут

Классный руководитель

Март

10.

«Не говори «да», если хочешь сказать «нет»

Классный час

Классный руководитель

Апрель

11.

Нравственность и современность. Размышления после прочитанного.

Беседа по рассказам Б.Екимова «Родня» и «Елка для мамы».

Классный руководитель

Май

12.

«Имею право»

Игра - конкурс

Классный руководитель

Май

Использованная литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы.- М.: Аргументы и факты, 1993.

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 – 9 классы.- М.:ВАКО, 2006.

3. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 –ых классов / Бескровайная Л.С. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.

4. Научно – методический журнал «Классный руководитель», №2, 2006, стр.2.

5. Научно – методический журнал «Классный руководитель», №3, 2006, стр. 64.

6. Научно – методический журнал «Классный руководитель», №4, 2006, стр. 2.

7. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации.  – Чебоксары, 2001.

8. Спутник классного руководителя. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательно-воспитательная программа "Я - ЧЕЛОВЕК"

Образовательно-воспитательная программа «Я - человек» направлена:- на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, -познание своего «Я» и окружающег...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

Воспитательная программа "Вырастить человека" 5-9 класса

ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его...

воспитательная система "Стань человеком" для 5-11 класса

воспитательная система содержит пояснительную записку, характеристику компонентов и направлений ВС, психолого-педагогические рекомендации по реализации ВС, диагностический компонент ВС, характеристику...

Презентация на областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека»

Областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека»Пушкарева Елена Викторовна, руководитель образцового коллектива театра детской и молодежной моды “Модница” Хворостянского...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....