Воспитательное мероприятие "Человек на войне"
методическая разработка по истории на тему

Стародубец Яна Александровна

Воспитетельное мероприятие для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx112.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ОЛА»

Открытое воспитательное занятие

по истории

Жизнь на войне.

Автор: учитель истории

Мельник Яна Александровна

Цель: ознакомить учащихся с жизнью людей в период ВОВ;

Задачи: воспитать у школьников чувство патриотизма и глубокого  уважения к ветеранам Вов; гордости за свою Родину, сумевшей отстоять независимость в тяжелейших условиях.

План:

  1. Воспоминания о родных
  2. Отдых солдат
  3. «Все для фронта, все для победы!»

Оборудование: презентация, иллюстрации о ВОВ

Ход урока

Не обожженные сороковыми, 
Сердцами, вросшими в тишину, – 
Конечно, мы смотрим глазами иными, 
На нашу большую войну. 
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам, 
О горьком победном пути, 
Поэтому должен хотя бы наш разум 
дорогой страданья пройти. 
– И мы разобраться обязаны сами, 
В той боли, что мир перенес. 
Конечно, мы смотрим иными глазами, 
Такими же, полными слез.

Актуализация. (отрывок из 7 симфонии Шостаковича)

Великая Отечественная война была самой тяжелой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Интерес к прошлому, к истории своего Отечества, своих предков, особенно дедов, заложен в каждом человеке. Хочется проследить, через какие моральные и физические испытания пришлось пройти нашему народу в трагические годы Великой Отечественной войны.

Тема, нашего открытого занятия  «Жизнь на войне». Вы познакомитесь с жизнью людей в период Вов. Сегодня не будем говорить о военных действиях. Сегодня мы посмотрим на войну с другой стороны.

  1. Воспоминания о родных. (звучит мелодия «Темная ночь»)

Самое первое тяжелое испытание для солдата – это разлука с домом, близкими людьми. Это не просто долгая разлука. Солдат на войне не знает, придется ли ему увидеть снова свой дом и главное – родных и близких. Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни.

 Война затрагивает все уровни человеческой психики. Человеку нужны очень серьезные побудительные мотивы, чтобы справиться со страхом смерти и необходимостью убивать самому. Такими мотивами являются защита своего Отечества и в частности близких и родных людей…

 

 Писем белые стаи

 Прилетали на Русь.

 Их с волнением читали,

 Знали их наизусть.

 Эти письма, поныне

 Не теряют, не жгут,

 Как большую святыню

 Сыновьям берегут.

            Сейчас вы услышите отрывки из письма, которое было написано 15-летней девочкой, попавшей в рабство к гитлеровскому помещику.

            Она была настолько доведена до отчаяния, что решила покончить жизнь самоубийством в день своего 15-летия, но перед этим написала последнее письмо отцу на фронт. Читать тяжело, но очень стоит прочтения.

  • Письмо читают учащиеся

Дорогой, добрый папенька!

           Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

            Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...

           Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.

          А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

 Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.

           Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

            Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

           Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

           Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

            Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина... Мое сердце верит: письмо дойдет.

На конверте стоял адрес:

«Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке».

           Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца российских людей!

Вывод: Фронтовые письма... Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дня? Кому они были адресованы? О чем рассказывали люди, написавшие их? Может, кому-то покажутся эти письма неинтересными и скучными, но это реальные письма реальных людей...

  1.  Отдых солдат

Одно из испытаний для солдата – осознание того, что ему самому придется убивать или быть убитым…

Наступает затишье…

Война всегда оставалась для человека трудом, изнуряющим в первую очередь физически и психологически. Поэтому, прежде всего, ценятся сон на фронте.

«Война выработала привычку спать при всяком шуме, вплоть до грохота ближайших батарей, и в то же время научила моментально вскакивать от самого тихого непосредственно обращения к себе», – вспоминал участник Первой мировой войны, полковник Г.Чемоданов. И это характерно для всех войн.

  • Отрывок из произведения А. Твардовского «Василий Теркин. На привале»

И приник к земле сырой,

Одолен истомой,

И лежит он, мой герой,

Спит себе, как дома.

Спит — хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен….

Спит герой, храпит — и точка.

Принимает все, как есть.

Ну, своя — так это ж точно.

Ну, война — так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впокат.

Часовые на постах

Мокнут одиноко….

В период затишья солдаты заняты работой, от которой во многом зависит успех в новом бою, а также отдыхают перед сражением.

В годы войны народ пошёл на великие жертвы, были сужены материально-технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.

  1. «Все для фронта, все для победы!»

           В годы Великой Отечественной войны наблюдался большой патриотический подъем и стремление каждого, включая детей, внести  свой вклад в дело скорейшего разгрома врага. Отменены отпуска, введены обязательные сверхурочные работы. Рабочий день вырос до 12-14 часов.

Взрослые мужчины имели по 1000 и больше % выработки. А что мог сделать мальчишка 13 лет, под которого ставили ящик, чтобы дотягиваться до станка? На своих изделиях дети писали пожелания для солдат.

Например, «бей врага», «за Родину» и др.

Хочу вернуться к тому эпиграфу, с которого я начала сегодняшнее занятие.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину, –

Конечно, мы смотрим глазами иными,

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам,

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

дорогой страданья пройти.

– И мы разобраться обязаны сами,

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слез.

       Хочу Вам показать видео, как современная молодежь видит и чувствует ВОВ.

  • Видео – девушка рисует на песке

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный час Посвященный Дню Защитника Отечества «Истории той войны»

Цели воспитательного часа в 10 классе *           1, Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти с...

Воспитательный час посвященненный Дню Победы "У войны не детское лицо"

Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически поги...

Устный журнал "Это недетское слово Война" на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитани...

Воспитательный час: Тема: "Идет война народная"

Воспитательный час разработан по направлению работа с книгой автора С.Алексеева "Блокадный хлеб"...

Открытое воспитательное мероприятие "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Конспект открытого воспитательного мероприятия "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." с применением элементов современных педагогических технологий интенсификации обучения на основе схемны...

Воспитательное мероприятие "У войны не детское лицо"

Мероприятие проводилось в лагере каждый отряд готовил свой блок. Можно в школе разделить по классам....

Воспитательное мероприятие "Дети войны"

Воспитательное мероприятие "Дети войны" для обучающихся 1-3 курсов...