Методическая разработка занятия по школе этикета "Пишем письма"
методическая разработка (5 класс)

Ромашкина Наталья Владимировна

Углубление знаний обучающихся о правильном написании письма, истории происхождения письменности, использовании пиктографии в современном мире 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.odt25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по школе этикета «Пишем письма»

Цель: формирование у кадет культуры написания письма.

Задачи:

1. Познакомить кадет со структурой письма. Научить выделять, различать смысловые части. Проверить представления кадет о конверте, марке и др. почтовой терминологии.

2. Развивать связную устную речь учащихся при ответах на вопросы учителя, развивать логическое мышление, память при запоминании и выделении обязательных частей письма.

3. Прививать учащимся интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки.

4. Воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям.

Оборудование:  мультимедийный проектор и презентация; фломастеры; раздаточный материал «Текст письма», Кроссворд, цветные листы бумаги для писем, почтовый ящик, мультфильм «Простоквашино».

Предварительная подготовка: подготовить индивидуальное сообщение «Пиктография».

I. Организационно – мотивационный этап.

Кл.руководитель: Здравствуйте. Дорогие кадеты, отгадайте загадку: «Без крыльев, а летит, без языка, а говорит» (письмо)

Кл.руководитель: Недавно я получила письмо от нашего выпускника, но я не смогла его прочитать. Я хочу показать его вам, чтобы вы помогли мне разобраться.

Слайд 1. Текст письма.

    «А какие новости есть у Вас? До свидания, желаю удачи. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете!   Здравствуйте, Наталья Владимировна! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники.  С уважением, Виктор. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты.   Давно хотел написать Вам о своём училище»

Кл.руководитель:  Ребята, вы поняли, о чем написал Виктор? Почему?

Кл.руководитель:  Я думаю, что мы должны исправить это письмо, для того, чтобы прочитать и понять смысл. Но сначала мы должны вспомнить как правильно писать письма.

Кл.руководитель: Темой нашего занятия «Пишем письма». Откройте тетради, запишите число и тему.

II. Деятельностный этап.

Классный руководитель на доске пишет то же самое.

Кл.руководитель:  С какой целью, почему люди их пишут? (ответы кадет)

Кл.руководитель:  О чем можно написать в письмах?

Кл.руководитель: Как давно, по вашему мнению, люди начали писать письма?

Слайд 2. Пиктограммы

(сообщение о пиктографии Стал-оол И.-А.)

Кл.руководитель:  Используется ли пиктография в современном мире? (ответы кадет)

Кл.руководитель:  Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, - это пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.

Кл.руководитель: Письма начали писать в глубокой древности, для того, чтобы общаться на расстоянии. В письме можно написать обо всем, чем можно поделиться. О событиях в нашей жизни, об учебе, работе, о личных переживаниях, в письмах люди задают друг другу вопросы, обмениваются интересной информацией.

Кл.руководитель:  Ребята, а как вы думаете, приятно получить письмо с помарками и ошибками? Или такое, как получила я от Виктора?

Кл.руководитель:  Значит, как нужно писать письмо?

Кл.руководитель:  Правильно, письма нужно писать грамотно, аккуратно. Такие письма приятно получать, а главное их легко читать. Важно помнить, что письмо состоит из обязательных частей

Кл.руководитель вывешивает на доске табличку:

Обязательные части письма.

1. Приветствие с обращением (!)

2. Сообщение

3. Прощание.

4. Подпись, число.

Слайд 3. Работа над отдельными частями письма.

Обязательные части письма

Опорные слова

1. Приветствие с обращением.

Привет, Наташа! Здравствуй, дорогой друг Павел! Здравствуйте, уважаемая Марья Петровна! Бабуля, здравствуй!

2. Сообщение

рассказ о новостях

вопросы к адресату

благодарность

просьбы и приветы

Хочу рассказать тебе, как ходил в театр. Спектакль мне очень понравился. Обязательно схожу еще раз в этот театр.

Как поживаешь? Как Ваше здоровье?

Спасибо за письмо, спасибо за поздравление.

Пишите чаще. Передай привет Марине и Кате.

3. Прощание.

До свидания! До скорой встречи!

4. Подпись

Целую. Скучаю. Ваш сын Саша.

Твоя подруга Елена.

Ваш кадет Олег Иванов.

Кл.руководитель: Как вы думаете, что мы пишем в 1ой части?  C чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на “ты” или на “вы”? От чего это зависит?

Кл.руководитель: Что мы пишем во 2ой части?

Сообщение - это основная часть, она может быть короткой или длинной. Часто сообщение в начале или в конце может содержать вопросы к адресату, просьбы, благодарности, приветы.

Кл.руководитель:  Что нужно писать в 3ей части?

Кл.руководитель:  И что нужно сделать в конце?

Кл.руководитель: Ребята, откройте тетради и запишите с доски обязательные части письма.

Кл.руководитель: А теперь мы вернемся к письму Виктора. Я думаю, что сейчас мы сможем его исправить. Мы с вами уже знаем, из каких обязательных частей состоит письмо.

Тексты с письмом раздаются на парты. Кадеты исправляют ошибки

Кл.руководитель: Какая часть письма первая? Давайте прочитаем еще раз письмо и найдем эту часть. Куда нужно ее вставить?

Кл.руководитель: После приветствия какая следует часть? Мы помним, что содержание может быть длинным или коротким. Давайте определим, какие предложения относятся к этой части.

Такие же наводящие вопросы задать по 3ей и 4ой части. Таким образом исправляем весь текст.

Слайд 4. Исправленное письмо

«Здравствуйте, Наталья Владимировна!

Давно хотел написать Вам о своём училище. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты.

А какие новости есть у Вас?

До свидания, желаю удачи.

                                                     С уважением Виктор»                                                              

Кл.руководитель: Теперь, можно прочитать это письмо и понять смысл.

Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино»,

 где Дядя Фёдор пишет письмо родителям.

(с 12:10 до 13:55)

Обсуждение.

Кл.руководитель: Все ли части письма присутствуют?

Кл.руководитель: Почему родителям стало плохо?

Физминутка.

  1. Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

  1. Глазами написать приветственное слово в письме «Здравствуй»

А теперь, давайте вспомним, что нам нужно, чтобы отправить письмо.

Кроссворд раздать на каждую парту.

По горизонтали:

  1. Как зовется тот, кому отправлено письмо?

По вертикали:

  1. Без чего письмо не найдёт адресата?
  2. Как зовется тот, кто отправляет письмо?
  3. Во что вкладывают письмо?
  4. Что мы пишем на конверте цифрами?
  5. Основная, самая содержательная часть письма.
  6. Знак оплаты почтовых услуг.
  7. Кто приносит в дом письмо?

III. Закрепление

Кл.руководитель: Приближается самый любимый, долгожданный, загадочный праздник Новый год. Главным волшебником которого является Дед Мороз. Я предлагаю написать письмо деду Морозу, с учётом всех полученных знаний.

Адрес Деда Мороза записать на доске.

КОМУ: Деду Морозу

КУДА: 162340, Россия, Вологодская обл., город Великий Устюг, дом Деда Мороза

(Под песню «Здравствуй, Дедушка Мороз» кадеты пишут письма, сбрасывают их в почтовый ящик)

IV. Рефлексия.

-Какая тема была у нас на уроке?

-Какие обязательные части содержит письмо?

-Какой знак ставится после приветствия с обращением?

-С какой строки пишется каждая часть?

-Что может быть в сообщении?

ПРИЛОЖЕНИЕ «Текст письма»

«А какие новости есть у Вас? До свидания, желаю удачи. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете!   Здравствуйте, Наталья Владимировна! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники.  С уважением, Виктор. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты.   Давно хотел написать Вам о своём училище»

ПРИЛОЖЕНИЕ «Кроссворд»

4

К

О

5

8

Н

И

П

3

В

Н

7

О

2

А

Е

Д

6

М

Ч

1

А

Д

Р

Е

С

А

Т

Д

Р

Т

К

О

Р

А

Р

Е

С

О

К

Л

Е

С

Б

А

Ь

С

А

Щ

О

Н

Е

Н

Т

Н

И

Е

КРОССВОРД

«Без крыльев, а летит, без языка, а говорит»

По горизонтали:

  1. Как зовется тот, кому отправлено письмо?

По вертикали:

  1. Без чего письмо не найдёт адресата?
  2. Как зовется тот, кто отправляет письмо?
  3. Во что вкладывают письмо?
  4. Что мы пишем на конверте цифрами?
  5. Основная, самая содержательная часть письма.
  6. Знак оплаты почтовых услуг.
  7.  Кто приносит в дом письмо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме" Обучение письму- журнальная статья".

Целью урока является-  овладение учащимися  комплексом знаний и умений в письме на английском языке. Задачи урока -    познакомить учащихся с различными  техниками написания ж...

методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса   "Письмо моему учителю"...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс

НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...

Методические разработки к уроку графики и письма в 3 классе по теме: «В гостях у сказки «Колобок»»

Данная  методическая разработка урока графики и письма ориентирована на учащихся с ОВЗ класса ОР....

Методическая разработка занятия "Поведение в школе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....