Методическая разработка занятия по школе этикета "Пишем письма"
методическая разработка (5 класс)
Углубление знаний обучающихся о правильном написании письма, истории происхождения письменности, использовании пиктографии в современном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.odt | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по школе этикета «Пишем письма»
Цель: формирование у кадет культуры написания письма.
Задачи:
1. Познакомить кадет со структурой письма. Научить выделять, различать смысловые части. Проверить представления кадет о конверте, марке и др. почтовой терминологии.
2. Развивать связную устную речь учащихся при ответах на вопросы учителя, развивать логическое мышление, память при запоминании и выделении обязательных частей письма.
3. Прививать учащимся интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки.
4. Воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям.
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация; фломастеры; раздаточный материал «Текст письма», Кроссворд, цветные листы бумаги для писем, почтовый ящик, мультфильм «Простоквашино».
Предварительная подготовка: подготовить индивидуальное сообщение «Пиктография».
I. Организационно – мотивационный этап.
Кл.руководитель: Здравствуйте. Дорогие кадеты, отгадайте загадку: «Без крыльев, а летит, без языка, а говорит» (письмо)
Кл.руководитель: Недавно я получила письмо от нашего выпускника, но я не смогла его прочитать. Я хочу показать его вам, чтобы вы помогли мне разобраться.
Слайд 1. Текст письма.
«А какие новости есть у Вас? До свидания, желаю удачи. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете! Здравствуйте, Наталья Владимировна! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники. С уважением, Виктор. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты. Давно хотел написать Вам о своём училище»
Кл.руководитель: Ребята, вы поняли, о чем написал Виктор? Почему?
Кл.руководитель: Я думаю, что мы должны исправить это письмо, для того, чтобы прочитать и понять смысл. Но сначала мы должны вспомнить как правильно писать письма.
Кл.руководитель: Темой нашего занятия «Пишем письма». Откройте тетради, запишите число и тему.
II. Деятельностный этап.
Классный руководитель на доске пишет то же самое.
Кл.руководитель: С какой целью, почему люди их пишут? (ответы кадет)
Кл.руководитель: О чем можно написать в письмах?
Кл.руководитель: Как давно, по вашему мнению, люди начали писать письма?
Слайд 2. Пиктограммы
(сообщение о пиктографии Стал-оол И.-А.)
Кл.руководитель: Используется ли пиктография в современном мире? (ответы кадет)
Кл.руководитель: Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, - это пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.
Кл.руководитель: Письма начали писать в глубокой древности, для того, чтобы общаться на расстоянии. В письме можно написать обо всем, чем можно поделиться. О событиях в нашей жизни, об учебе, работе, о личных переживаниях, в письмах люди задают друг другу вопросы, обмениваются интересной информацией.
Кл.руководитель: Ребята, а как вы думаете, приятно получить письмо с помарками и ошибками? Или такое, как получила я от Виктора?
Кл.руководитель: Значит, как нужно писать письмо?
Кл.руководитель: Правильно, письма нужно писать грамотно, аккуратно. Такие письма приятно получать, а главное их легко читать. Важно помнить, что письмо состоит из обязательных частей
Кл.руководитель вывешивает на доске табличку:
Обязательные части письма.
1. Приветствие с обращением (!)
2. Сообщение
3. Прощание.
4. Подпись, число.
Слайд 3. Работа над отдельными частями письма.
Обязательные части письма | Опорные слова |
1. Приветствие с обращением. | Привет, Наташа! Здравствуй, дорогой друг Павел! Здравствуйте, уважаемая Марья Петровна! Бабуля, здравствуй! |
2. Сообщение рассказ о новостях вопросы к адресату благодарность просьбы и приветы | Хочу рассказать тебе, как ходил в театр. Спектакль мне очень понравился. Обязательно схожу еще раз в этот театр. Как поживаешь? Как Ваше здоровье? Спасибо за письмо, спасибо за поздравление. Пишите чаще. Передай привет Марине и Кате. |
3. Прощание. | До свидания! До скорой встречи! |
4. Подпись | Целую. Скучаю. Ваш сын Саша. Твоя подруга Елена. Ваш кадет Олег Иванов. |
Кл.руководитель: Как вы думаете, что мы пишем в 1ой части? C чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на “ты” или на “вы”? От чего это зависит?
Кл.руководитель: Что мы пишем во 2ой части?
Сообщение - это основная часть, она может быть короткой или длинной. Часто сообщение в начале или в конце может содержать вопросы к адресату, просьбы, благодарности, приветы.
Кл.руководитель: Что нужно писать в 3ей части?
Кл.руководитель: И что нужно сделать в конце?
Кл.руководитель: Ребята, откройте тетради и запишите с доски обязательные части письма.
Кл.руководитель: А теперь мы вернемся к письму Виктора. Я думаю, что сейчас мы сможем его исправить. Мы с вами уже знаем, из каких обязательных частей состоит письмо.
Тексты с письмом раздаются на парты. Кадеты исправляют ошибки
Кл.руководитель: Какая часть письма первая? Давайте прочитаем еще раз письмо и найдем эту часть. Куда нужно ее вставить?
Кл.руководитель: После приветствия какая следует часть? Мы помним, что содержание может быть длинным или коротким. Давайте определим, какие предложения относятся к этой части.
Такие же наводящие вопросы задать по 3ей и 4ой части. Таким образом исправляем весь текст.
Слайд 4. Исправленное письмо
«Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Давно хотел написать Вам о своём училище. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты.
А какие новости есть у Вас?
До свидания, желаю удачи.
С уважением Виктор»
Кл.руководитель: Теперь, можно прочитать это письмо и понять смысл.
Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино»,
где Дядя Фёдор пишет письмо родителям.
(с 12:10 до 13:55)
Обсуждение.
Кл.руководитель: Все ли части письма присутствуют?
Кл.руководитель: Почему родителям стало плохо?
Физминутка.
- Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
- Глазами написать приветственное слово в письме «Здравствуй»
А теперь, давайте вспомним, что нам нужно, чтобы отправить письмо.
Кроссворд раздать на каждую парту.
По горизонтали:
- Как зовется тот, кому отправлено письмо?
По вертикали:
- Без чего письмо не найдёт адресата?
- Как зовется тот, кто отправляет письмо?
- Во что вкладывают письмо?
- Что мы пишем на конверте цифрами?
- Основная, самая содержательная часть письма.
- Знак оплаты почтовых услуг.
- Кто приносит в дом письмо?
III. Закрепление
Кл.руководитель: Приближается самый любимый, долгожданный, загадочный праздник Новый год. Главным волшебником которого является Дед Мороз. Я предлагаю написать письмо деду Морозу, с учётом всех полученных знаний.
Адрес Деда Мороза записать на доске.
КОМУ: Деду Морозу
КУДА: 162340, Россия, Вологодская обл., город Великий Устюг, дом Деда Мороза
(Под песню «Здравствуй, Дедушка Мороз» кадеты пишут письма, сбрасывают их в почтовый ящик)
IV. Рефлексия.
-Какая тема была у нас на уроке?
-Какие обязательные части содержит письмо?
-Какой знак ставится после приветствия с обращением?
-С какой строки пишется каждая часть?
-Что может быть в сообщении?
ПРИЛОЖЕНИЕ «Текст письма»
«А какие новости есть у Вас? До свидания, желаю удачи. Мне очень нравится курсантская жизнь, здесь очень интересно учиться. В нашем училище работают замечательные преподаватели и командиры, которые знают все на свете! Здравствуйте, Наталья Владимировна! После занятий я хожу на разные экскурсии и на выставки военной техники. С уважением, Виктор. В училище я с друзьями продолжаю посещать тренировки по АРБ, где показываю хорошие результаты. Давно хотел написать Вам о своём училище»
ПРИЛОЖЕНИЕ «Кроссворд»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме" Обучение письму- журнальная статья".
Целью урока является- овладение учащимися комплексом знаний и умений в письме на английском языке. Задачи урока - познакомить учащихся с различными техниками написания ж...
методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...
Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Письмо моему учителю"...
Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...
Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс
НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...
Методические разработки к уроку графики и письма в 3 классе по теме: «В гостях у сказки «Колобок»»
Данная методическая разработка урока графики и письма ориентирована на учащихся с ОВЗ класса ОР....
Методическая разработка занятия "Поведение в школе"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....