Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Письмо моему учителю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_moemu_uchitelyu.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Методическая разработка урока
по русскому языку
«Письмо моему учителю»
Автор: учитель
русского языка и литературы
Дударева Светлана Николаевна
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема урока: Письмо моему учителю.
Цели урока:
продолжить знакомство с эпистолярным жанром; повторить правила написания письма;
развивать орфографическую зоркость и речевые умения обучающихся, создавая условия для их включения в реальную коммуникативную деятельность;
воспитывать любовь к русскому языку, понимание ценности родного языка; пробуждать в душах детей чувства любви, уважения, благодарности к своим учителям.
Оборудование: памятки «Как работать над письмом», тесты, интерактивная доска; орфографические словари у каждого ребёнка (Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков);
Эпиграф к теме урока
Учитель…
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
Ход урока
- 1.Организационный момент.
2.Эвристическая беседа.
- Отгадайте загадку!
Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (Письмо)
- Сформулируйте, что же такое письмо одним предложением. (Ответы детей.)
-Любите ли вы получать письма?
- Сейчас, когда информация передаётся мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, но они пишут письма и отправляют все чаще и чаще по электронной почте. А как вы думаете, для чего пишут письма? (Чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию, рассказать о своих чувствах).
-Письма поддерживают в трудную минуту и помогают разделить радость в моменты счастья. Нет, наверное, такой семьи, которая не получала бы письма.
А как же появилось письмо? Какая у него история?
Ученик: Самые первые письма заменяли гонцы, которые устно передавали сообщение. Гонцов сменило рисунчатое письмо. Например, сердце и стрела символизировали любовь ,лук и стрелы – войну
Через много лет, с созданием письменности, появилось словесное письмо, т.е. можно было общаться с помощью слов.
-Как мы видим из истории, письмо проделало большой путь, прежде чем стать таким каким мы знаем его сейчас.
-Как вы считаете: умеете ли вы писать письма? -Хотите этому научиться?
3. Повторение изученного материала.
-Сегодня на уроке мы снова возвращаемся к разговору о сочинениях в форме письма. Что же мы узнали на предыдущих уроках?
Новые слова (слова написаны на доске, ученики читают их и объясняют значение): эпистолярный жанр; адресат; адресант.
Научились правильно подписывать адрес на конверте.
-Какие бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи?
-Запишите виды писем в тетрадь в столбик.
Личное письмо
Письмо-поздравление
Благодарственное письмо
Деловое письмо
Письмо- просьба
4.Тест. Определение вида письма.
-А сейчас решим тест. Соотнесите номера писем с видом. За каждый правильный ответ вы получаете балл.
1. Дорогая бабуля!
Мы пишем тебе уже из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!
Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спиться.
Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем... Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.
Целую тебя, бабуля!
Твоя внучка Даша.
2. Уважаемая Светлана Николаевна!
В ответ на ваш запрос от 12.10. 2011 года сообщаем, сто согласно Вашей просьбе мы направили вам 12.11. 2010 года учебно-методическую литературу по адресу, указанному вами.
Издательство «Творческий центр Сфера»
3. Дорогая сестра!
С новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же, как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай своего любящего тебя брата.
Льгов. 2011год. Алексей.
4. Многоуважаемый Иван Федорович!
Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.
Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.
Ваш друг.
5. В Управление образования Администрации Льговского района.
Администрация МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» сообщает, что до работников школы доведены сведения о недопущении фактов предоставления и использования подложных проездных документов и иных поддельных документов, что относится к составу преступления к ч. 1 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Вопрос был рассмотрен 27.04.2009 года на совещании при директоре.
Директор школы : И.В. Иванова.
Взаимопроверка правильности выполнения работы.
-Оценку выставить на полях тетради.
Беседа по текстам теста:
-Когда и с какой целью написаны письма?
- Кому адресованы?
-Какие внешние композиционные признаки указывают, что перед вами письмо - особый жанр текста?
5. Композиция письма. (Записать в тетрадь)
- Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)
- В письме также присутствуют эти части, но они приобретают другой характер. Посмотрите внимательно на тексты писем из теста. Вы заметите, что в разных письмах есть одинаковые части.
- Какие элементы, как правило, присутствуют в письме?
Выслушать высказывания обучающихся и записать в тетрадь следующее:
- Приветствие или обращение (название того, кому предназначено письмо)
- Основная часть (изложение информации, интересующей адресата)
- Заключение (выражение уважения, любви, почтения, прощание)
- Дата. Подпись.
6.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.
-Писать можно обо всём: о повседневной жизни, о школьных делах, об увлечениях и занятиях. В письмах вы можете поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектакля, рассказать о своих проблемах.
Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку.
- Как вы думаете, кому мы будем сегодня писать письмо?
-Правильно, запишите в тетрадях тему урока «Письмо моему учителю»
7.Чтение учителем письма.
Учитель! Слово – то какое!
Оно вместило целый мир.
И вот хочу Вам написать письмо я.
Тому, кто мир мне этот подарил.
Я не могу понять, как это можно,
Быть добрым, в то же время справедливым каждый день,
Мне трудно оценить, как это сложно
Учить отбрасывать в нас вспыхнувшую лень.
Как нелегко идти Вам иногда бывает
К нам на урок, ведь мы - не ангелы, увы.
Порой родителям терпенья не хватает.
Они кричат, ругаются, а Вы…
Вы терпеливо выслушать готовы,
Принять, простить и где-то подсказать,
Всё с нами пережить, а утром снова
Мир знаний перед нами открывать.
Вы учите быть честным, добрым, справедливым,
Служенью нам Вы посвятили свою жизнь,
Не соизмерить платы той, какой смогли мы
За труд нелегкий Ваш Вам отплатить.
И платы той от нас совсем не ждете,
Для Вас награда – искорка в глазах
Ученика. И на урок всегда идете,
Чтоб заронить зерно познания в сердцах.
Чтобы зерно это давало всходы,
Чтобы росли те не по дням, а по часам,
И вопреки законам всем природы
Себя частицу отдаете Вы всем нам.
Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени, -
Сказал поэт, а я скажу иначе:
Я голову склоняю пред тобой,
Во всем хочу я пожелать удачи,
Пусть гладким будет путь нелегкий твой.
Ваша ученица Алёна
-Ребята, на примере этого письма, написанного ученицей нашей школы Дударевой Алёной, мы видим, что письма можно писать как в прозе, так и в стихах.
7.Практическая работа по написанию письма учителю.
(На парте у каждого ученика лежит листок бумаги, на котором отпечатаны материалы к сочинению в форме письма, и далее мы работаем с этими материалами. Смотрим, из каких частей может состоять будущее письмо и о чем можно и нужно написать в каждой части, объясняем, когда местоимения Вы, Вам, Вас и другие пишутся с большой буквы.)
-А сейчас я предлагаю написать письмо своему учителю.
1. Как начать свое письмо?
- Здравствуйте, уважаемая ...!
- Добрый день, дорогая ...!
Дорогая ..., пишет Вам ученик шестого класса ... (Ваш ученик).
2. Рассказ о себе.
Я хочу рассказать Вам...
- о том, как отдохнул летом;
- о том, как учусь в 6 классе;
- о своих новых увлечениях;
- о своих новых друзьях.
3. Общие воспоминания.
- Я часто вспоминаю ...
- Помните ли Вы, как однажды ...
- Мне очень запомнился один урок ...
- Однажды я нечаянно ...
- Я запомнил Ваши слова на всю жизнь ...
4. Обращение к адресату.
- Хочу спросить у Вас ...
- Хочется пожелать Вам...
- Я благодарю Вас за то, что Вы ...
5. Как закончить письмо?
- До свидания, дорогая ...!
- Всего Вам доброго, ...!
- До новых встреч.
Дата Подпись.
Ваш ученик ...
-Ребята, напишите на черновике одну из частей сочинения «Письмо моему учителю». Например:
1 вариант – рассказ о себе,
2вариант – общие воспоминания. Во время выполнения работы пользуйтесь орфографическим словарем. Не все слова можно проверить, а ведь письмо должно быть грамотным.
(Времени на эту работу отводится немного – 7-10 минут. В конце работы ученики по желанию читают свои работы вслух.)
8.Домашнее задание
-Ребята, дома вам написать черновик сочинения «Письмо моему учителю», пользуясь памяткой «Как работать над письмом».
( Памятка отпечатана для каждого ученика.)
Как работать над письмом.
1.Подумайте, кому и о чем вы хотите написать.
2. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
3.Решите, в какой форме вы будете писать.
4. Постарайтесь использовать в письме предложения с обращениями, вопросительные и восклицательные предложения.
5. Подумайте, как лучше связать смысловые части письма: какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
6. Напишите черновик.
7. Прочитайте черновик. Следите, все ли изложено последовательно, нет ли речевых ошибок и недочетов, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.
8. Аккуратно перепишите усовершенствованный текст.
9.Подведение итогов урока. Обобщающая беседа.
- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради.
1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстоянии(письмо)
2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт)
3.Пункт назначения письма местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес)
4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс)
5.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы(почтальон).
Выставление учителем оценок.
10.Рефлексия.
- А теперь, пожалуйста, оцените урок. (На интерактивной доске появляется изображение большого конверта, под ним ряды красных, зелёных и жёлтых марок по количеству обучающихся:
красная - было интересно,
зелёная - было обычно,
жёлтая - было скучно.
Каждый ученик выходит к доске и «наклеивает» свою марку на конверт.)
11. Заключительное слово учителя
-Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия. Помните о том, что письмо – выражение вашей личности и некоторые письма хранятся и перечитываются годами.
Ребята, было ли наше занятие воспитывающим? (Мы учились уважительно относиться к старшим, особенно к учителям.)
- Позвольте закончить сегодняшний урок следующими словами.
Вы знаете, нам по-прежнему верится:
Если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут, когда-нибудь, учителя!
Литература
1.Музиянова Л. Учимся писать письма. //Воспитание школьников. – 2008.№1, с.28-33.
2.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 кл. – М.: Дрофа, 2000.- 144 с.
3.Русская речь. Пособие по развитию речи.// Альмухаметов Р.В., Галлямова Н.Ш.- Уфа,1997-144с
4.Савенкова Н.П. Уроки развития речи. - Курск, 1994. – 62 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"
Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"
Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком, свист ямщиков, колокольчики и т.д.)...
Методическая разработка урока русского языка "Письмо моему дедушке"
Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе....