Программа воспитательной работы «Становление личности будущего рабочего»
методическая разработка на тему
Программа воспитательной работы предназначена для учащихся СПО в группе по профессии"Слесарь по " КИП и А "
Цель воспитательной программы: Создание условий для становления творческой, свободной социально и профессионально компетентной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_220.doc | 76.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Утверждено зам. директор
классных руководителей по учебно-воспитательной
_______________ работе
Программа воспитательной работы
«Становление личности»
АВТОР: КАРАЩУК С.Н.
Покачи 2012
Содержание
Стр.
- Паспорт программы 3
- Актуальность проблемы. Цели и задачи программы. 4
- Модель выпускника 7
- Направления воспитательной деятельности 8
- Этапы формирования профессиональных и личностных качеств 19
- Оценка сформированости основных качеств 24
- Ожидаемые результаты 25
1. Паспорт программы
Программа воспитательной работы в группе «КИП и А»
Основания для разработки программы:
1. Закон «Об образовании»
2. Национальная доктрина развития Российского образования
3. «Концепция модернизации российского образования» ФЗ РФ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ
4.Федеральный образовательный стандарт по специальности «Слесарь по КИП и А»
Программа воспитательной работы училища
Разработчик программы:
Классный руководитель: Каращук С. Н.
Участники программы: учащиеся группы по профессии «КИП и А», классный руководитель, мастер производственного обучения, педагоги - предметники, психолог, социальный педагог, библиотекарь и и др.
Условия реализации программы:
1.Деятельность внутри группы.
2.Общеучилищная деятельность.
3.Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
4.Участие в городских, окружных мероприятиях.
Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
1.Работа с классным коллективом;
2.Работа с активом класса;
3.Индивидуальная работа с учащимися и их родителями
Цель воспитательной программы:
Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина». |
Срок реализации: 2012-2014 учебный год
Перечень приоритетных мероприятий:
беседы, классные часы, круглые столы, дискуссии, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др), КВНы, экскурсии, спортивные игры и соревнования, линейка, творческие отчеты, трудовые десанты, исследовательские работы, конкурсы профмастерства.
2.Актуальность проблемы. Цели и задачи программы.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Училище – это один из основных объектов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности учащегося. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска учащегося стоит во главе воспитания. Значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всём будут успешными и устоявшимися в жизни людьми. Именно успешные, уверенные в себе личности являются основой современного общества и государства.
Учащийся должен понимать сущность и значимость своей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес, уметь работать в команде, успешно общаться с коллегами и руководством.
Цель: создание в группе единого воспитательного пространства, где главным критерием является развитие личности учащегося через включенность в различного рода деятельность и степень активности в этой деятельности, согласно личным устремлениям учащегося и педагогических задач.
Задачи:
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, эстетическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителей;
- развитие умений осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задачю
Принципы построения воспитательной системы
Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы.
Принцип интеграции отражает взаимодействие учебной и воспитательной деятельности.
Принцип непрерывности вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования.
Принцип системности обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности.
Принцип адаптивности предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.
Принцип деятельностного подхода нацеливает на включенность учащихся в основные виды деятельности: трудовую, творческую, спортивную.
Воспитательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, профессиональное, трудовое, физическое, здоровьесберегающее, интеллектуальное, работа с родителями.
Для организации воспитательного процесса оптимально задействованы имеющиеся кадровые ресурсы: классный руководитель, мастер производственного обучения, педагоги - предметники, психолог, социальный педагог, библиотекарь и и др.
Ожидаемыми результатами будут:
- повышение эффективности воспитательной деятельности в училище через использование оптимальных условий, грамотного ресурсного обеспечения и достаточной полноты содержания воспитательной деятельности;
- высокая степень сформированности личностных качеств обучающихся;
Главным субъектом воспитания является обучающийся, обладающий определённой совокупностью личностных качеств, которые обусловлены требованием общества и формируются посредством содержания воспитательной деятельности.
3.Модель выпускника
Модель выпускника представлена в виде совокупности качеств, которые объединены в три группы, а именно: личностные, социальные, профессиональные. Развитие качеств всех трех групп будет являться результатом эффективной воспитательной деятельности.
Личностные качества | - культура поведения (этичность, эстетическая чувствительность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность и т.д.); - коммуникабельность (культура речи, общительность и т.д.); - ответственность (умение отвечать за собственную и коллективную деятельность); - интеллектуальная культура (ЗУН в области умственного труда); - целеустремлённость -самоорганизация (собранность, наблюдательность, самостоятельность, умение организовывать собственную деятельность, самоанализ и т.д.); - увлеченность (заинтересованность) |
Социальные качества | - физическое здоровье (следование требованиям ЗОЖ, физическая выносливость и т.д.); - патриотизм (любовь к Родине, приверженность национальным традициям и т.д.); - нравственность (уважительность, доброта, гуманность, справедливость, созидательность и т.д.); - гражданственность (бережное отношение к окружающему миру, семейственность, политическая активность, законопослушность, правовая грамотность и т.д.); - толерантность (терпимость, уважительность и т.д.); - социальная активность (инициативность в борьбе с проявлениями зла и защите гуманистических принципов) |
Профессиональные качества | - конкурентоспособность (профессионализм, мобильность, организованность, амбициозность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, трудолюбие, экономическая грамотность и т.д.); - креативность (творческость, новаторство, предприимчивость и т.д.) |
4. Направления воспитательной деятельности
Направления воспитательной деятельности определяются её целью, задачами, принципами, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и субъектам её формирования. В связи с этим можно выделить направления, связанные с коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся и повышением уровня профессионализма субъектов воспитания: физическое, здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, профессиональное, трудовое, интеллектуальное, работа с родителями. Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания, для составления программ и планирования воспитательной работы.
4.1Физическое, здоровье сберегающее воспитание
Физическое, здоровье сберегающее воспитание осуществляется в процессе организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Понятие здоровый образ жизни выражает взаимосвязь между образом жизни и здоровьем, оно положено в основу валеологии.
Задачи физического, здоровьесберегающего воспитания обучающихся:
- обеспечение правильного физического развития обучающегося;
- укрепление здоровья;
- повышение работоспособности;
- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечивающих положительные эмоции обучающихся;
- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;
- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта;
- воспитание ответственности за свою жизнь;
- формирование отрицательного отношения к вредным привычкам и отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ) и др.
Результат физического воспитания - это физическое здоровье, определяемое физическим развитием (соответствующим возрасту) обучающегося, его систематическими занятиями физическими упражнениями, играми, спортом; соблюдением норм личной гигиены, выполнением нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, требований здорового образа жизни.
Физическое воспитание
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1. | Участие в спортивных мероприятиях, проводимых по плану училища -осенний спортивный праздник; -зимняя спартакиада; -весенний кросс. - баскетбол, волейбол | I курс II курс III курс |
2. | Участие в спортивных соревнованиях. | I,II курс |
3. | День здоровья. | I,II курс |
4.. | Проведение класснго часа День Победы в ВОВ.» | I,II курс |
5. | Спортивный праздник посвященной к Дню Победы | I,II курс |
Формирование здорового образа жизни.
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1.1 | Обеспечение изучения законодательных и нормативных документов по вопросам профилактики наркомании, пьянства, табакокурения, по курительным смесям. | I,II,III курс |
1.2 | Изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в наркотическом, алкогольном опьянении. | I,II курс |
2.1 | Рассмотрение вопросов по профилактике наркомании, по формированию негативного отношения к курительным смесям среди несовершеннолетних . | I,II,III курс |
2.2 | Осуществление индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими токсичные вещества и алкогольные напитки, курительные смеси. | I,II,III курс |
2.3 | Проведение санитарно-просветительской работы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, по формированию негативного отношения к курительным смесям. | I,II,III курс |
2.4 | Участие в тематических днях, проводимых в училище дней: -день борьбы с курением; -неделя борьбы с вредными привычками; -день борьбы со СПИДом | I,II курс | |
2.5 | Участие в круглых столах, проведенных в училище -круглые столы с участием врача - нарколога -работа с детьми группы риска. | I,II, курс | |
3.1 | Оформление информационной наглядной агитации (плакаты, стенды, буклеты) по пропаганде здорового образа жизни. | I,II курс | |
3.2 | Проведение в группах классных часов по профилактике наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения, пропаганде здорового образа жизни, по формированию негативного отношения к курительным смесям | I курс II курс III курс |
4.2. Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Это одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания.
Задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся:
- формирование мировоззренческих ориентаций, идеалов и принципов;
- воспитание необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества и др.
В этом направлении реализуются гражданские, правовые, патриотические, интернациональные, социально-политические элементы воспитания.
Необходимым условием формирования личности гражданина России – полноценного участника гражданского общества – является целенаправленная работа над воспитанием таких личностных качеств, как:
- активная гражданская позиция, выражающаяся в ответственности за собственный моральный и политический выбор, убежденности, стремлении к неукоснительному соблюдению принципов и норм правового общества;
- патриотизм – национальное самосознание, желание участвовать в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, стремление защищать свою Родину от внешних и внутренних деструктивных воздействий, работать не только для собственного блага, но и во имя процветания государства, повышения его авторитета в мировом сообществе;
- толерантность и интернационализм – культура межнационального общения, терпимость к другому укладу жизни и вероисповеданию, стремление к диалогу, умение вести дискуссию, объективно оценивать общественное явление;
- ответственность, гражданский долг, дисциплина во всех сферах деятельности;
- юридическая грамотность и правовая культура, знание правовых основ государственности, норм и законов.
Результат гражданско-патриотического воспитания будет наблюдаться в проявлении социальной активности и гражданской позиции молодых людей, в их умении и желании сочетать общественные и личные интересы, в готовности и стремлении к выполнению своего гражданского и патриотического долга, в соблюдении обучающимися законов и правил поведения, норм социального общежития, в отсутствии проявлений национальной нетерпимости, что ведёт к снижению статистики антиобщественного и противоправного поведения обучающихся.
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1. | Проведение мероприятия посвященного День народного единства» | I,II,III курс |
2. | Проведение классного часа на тему: «12-декабрь-День Конституции РФ» | I,II,III курс |
3. | Проведение классных часов посвященных Дню памяти воинов-интернационалистов | I,II курс |
4. | 23 февраль-День защитников Отечества - Проведение классных часов | I,II,III курс |
5. | Проведение классного часа на тему: «9 мая. День Победы в ВОВ.» | I,II курс |
6. | Спортивный праздник посвященной к Дню Победы | I,II курс |
4.3. Профессиональное, трудовое воспитание
Современный гражданин России должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о приоритетах в промышленности, сфере обслуживания. У обучающихся учреждений профессиональной сферы необходимо сформировать осознанное отношение к таким новым социальным явлениям, как рыночная экономика, безработица, конкуренция, этика бизнеса. Желательно ориентирование на отечественные традиции и опыт ведения дел, при культивировании лучших черт национального предпринимательства.
Идея воспитания россиянина, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из главных ценностей в семье и образовательном учреждении.
Трудовое воспитание, учитывающее уровень современных научных знаний, исторических и культурных традиций нашего общества, ориентация на активную трудовую деятельность предполагают учёт нравственных принципов и требований социальной справедливости.
Трудовое воспитание – процесс вовлечения обучающихся в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия;
формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;
выработка навыков и умений работы с инструментами и станками;
развитие способностей, интересов, ума, воли ;
формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем.
Итогом трудового воспитания является готовность выпускника к труду в сфере выбранной профессии, определяющаяся знаниями о профессии и ее требованиях к личности, знанием своих индивидуальных особенностей, наличием общих трудовых навыков.
Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности.
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1. | Социальная и психолого-педагогическая диагностика учащихся. | I,II курс |
2. | Трудовой десант - помощь в уборке территории города. | I,II курс |
3 | Дежурство и генеральная уборка обучающихся в Кабинете. | I,II курс |
4. | Участие групп в мероприятиях по наведению порядка в здании училища и на прилегающей к нему территории | I,II курс |
5 | Проведение конкурсов «Лучший по профессии» | I,II,III курс |
4.4 Интеллектуальное воспитание
Интеллектуальное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию молодёжи, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Основные мыслительные операции – это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения – читать, писать, считать, излагать свои мысли – и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п..
Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности подростков.
Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа обучающихся.
Результатом интеллектуального воспитания может быть наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых подросток оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.
Развитие культуры и интеллекта.
№ | Мероприятия | Срок проведения | |||
1 | Организовать и провести классные часы и праздники: «Урок мира» «5 октября- Международный день учителя» «Вечер посвящение в профессию» Проведение классного часа на тему: «1октября- день пожилых людей». Проведение классного часа на тему: «30 октября - День памяти жертв политических репрессий.» Проведение классного часа на тему: «21 ноября – День всемирного приветствия!». «День матери» «Встреча нового года» “День Влюбленных” Проведение классного часа на тему: «15 февраля – День памяти воинов интернациолистов». Проведение классного часа на тему: «23 февраля – День защитников отечества». «Международный женский день» «Да будет смех» вечер юмора Проведение классного часа на тему: «Да будет смех!». «1 мая – праздник весны и труда». Проведение классных часов посвященных дню семьи | I,II,III курсы I,II,III курсы I курс I,II курсы II курс I курс I,II,III курсы I,II,III курсы I,II курсы I,II курсы I курс II курсы I,II курсы I,II курсы | |||
2. | Выпустить стенгазеты к праздникам: - «Новый год» - «8 марта» - «День защитников отечества» - «День победы» | I курс IIкурс III курс | |||
3. | Проведение олимпиад в училище и участие в училищных олимпиадах по общеобразовательным предметам Участие в учебно- исследовательских конференциях | I,II курсы |
4.5 Работа с родителями
Оптимальное взаимодействие между семьёй и учреждением профессионального образования в объединении усилий по влиянию на обучающегося. В работе с родителями необходимы такт и чувство меры.
Задачи работы с родителями:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании и др.
Результаты работы с родителями сыграют положительная роль в становлении личностных качеств обучающегося.
Работа с родителями обучающихся.
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1. | Проведение родительских собраний в группе. | I,II,III курсы |
2. | Систематическое информирование родителей обучающихся об успеваемости, учебной дисциплине и поведении обучающихся. | I,II,III курсы |
3. | Индивидуальные беседы с родителями | I,II,III курсы |
4. | Выявление и постановка на учет семей, в которых родители употребляют алкоголь, наркотики и курительные смеси | I,II,III курсы |
5. | Проведение лекций и бесед с родителями обучающихся по формированию здорового образа жизни | I,II курсы |
6. | Проводить совместную работу с родителями обучающихся, состоящих на учете | I,II,III курсы |
7. | Направление благодарностей родителям обучающихся, обучающихся на «отлично». | I,II,III курсы |
8 | Проведение классного часа на тему: «Семья и общество». Проведение классного часа на тему: «15 мая – день семьи» | I курс II курс |
4.6 Формирование ученического коллектива и руководства. Развитие органов самоуправления.
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1. | Организационные собрания в группе (ознакомление с уставом училища, с распорядком, разъяснение единых педагогических требований). | I,II,III курсы |
2. | Выборы актива группы. | I,II,III курсы |
3 | Изучение психологических качеств личности учащихся . | I,II курсы |
4 | Проведение собрания в группе по вопросам успеваемости и дисциплины. | I,II,III курсы |
5 | Проведение индивидуальной воспитательной работы в группе во время учебного процесса и вне его, с целью формирования у обучающихся положительного отношения к учебе , уважения к избранной профессии Участие в конкурсе «Лучший по профессии» | I,II,III курсы |
6 | Проведение классного часа на тему: «Преступление и наказание в современном обществе». Проведение классного часа на тему: «Умеешь ли ты общаться». Проведение классного часа на тему: «Скажем алкоголю НЕТ!» Проведение классного часа на тему: « 67лет Великой Победы | II курс I курс II,III курсы IIкурс |
5. Этапы формирования профессиональных и личностных качеств.
Воспитательная работа с учащимися 1 курса
Цель: Личность первокурсника, ориентированного на осмысленное приобретение профессионально значимых ЗУН, личностных качеств.
Основные направления, задачи, формы и методы воспитательной работы:
1.Изучение учащихся:
Задачи:
1.1 Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
1.2 Изучение школьного уровня ЗУН, умения учащихся учиться.
1.3 Изучение мотивации учения, эмоций в учении, целеполагания в учебе.
1.4 Изучение возрастных особенностей.
Методы изучения учащихся:
опрос, тестирование, наблюдение, изучение документов, социометрия.
- Формирование профессионального мышления.
1 блок: Адаптация к обучению в ПУ.
Задачи:
2.1.1 Ознакомление первокурсников с училищем, его историей, традициями, составом училища, друг с другом.
2.1.2 Обеспечение учебной психологической атмосферы в училище.
2.1.3 Помощь первокурсникам в самопроявлении и самоутверждении.
Формы и методы работы: сбор первокурсников, организационно - деятельностные игры, встречи с учащимися 2 и 3 курсов, встречи с администрацией и педагогическим коллективом училища.
2-й блок: Формирование мотивации учения.
Задачи:
2.2.1 Предоставление информации о возможностях учащихся.
2.2.2 Разъяснение значимости учения и профессиональной деятельности.
2.2.3 Обеспечение занимательности и эмоциональности учения.
2.2.4 Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся на занятиях.
2.2.5 Индивидуальная работа с учащимися.
Формы и методы работы: познавательные игры, споры, дискуссии, специальные задания и упражнения, составление сводной карты мотивации учения каждого учащегося.
3-й блок: Развитие логико-содержательного компонента профессионального мышления.
Задачи:
2.3.1 Организация усвоения общетеоретического и технологического материала.
2.3.2 Формирование профессиональных интеллектуальных умений.
2.3.3 Организация проблемно-исследовательской деятельности учащихся.
Формы и методы работы: проблемное изложение, решение задач, анализ ситуаций, деловые игры, мозговой штурм, исследовательская работа, самостоятельная работа учащихся.
3.Создание и формирование ученического коллектива.
1-й блок: Обеспечение идейно-организационного единства
Задачи:
3.1.1 Постановка социально и личностно-значимых целей совместной деятельности.
3.1.2 Предъявление единых педагогических требований к учащимся.
3.1.3 Организационное оформление групп учащихся.
Формы и методы работы: академическая группа, организационные собрания, запись в кружки и секции, команды. Разработка законов и правил училища, беседы.
2-й блок: Введение элементов самоуправления.
Задачи:
3.2.1 Совместное планирование общей деятельности.
3.2.2 Создание органов ученического самоуправления в группах.
3.2.3 Выборы и учеба актива.
Формы и методы работы: систематические собрания групп, конференции первокурсников, Совет первокурсников, Советы групп, организационно-деятельностные игры, коллективно-творческие дела, школа актива
3-й блок: Организация коллективного самообслуживания.
Задачи:
3.3.1 Обучение самообслуживанию в училище.
3.3.2 Организация самообслуживания в группе.
3.3.3 Организация соревнования.
Формы и методы работы: дежурство по училищу, в группе, участие в ремонте здания и оборудования, изготовление учебных пособий, соревнования.
- 0рганизация внеучебной воспитательной работы.
1-й блок: Организация педагогического воздействия на учащихся.
Задачи:
4.1.1 Формирование специалиста.
4.1.2 Формирование гражданина.
4.1.3 Формирование здорового образа жизни юноши и девушки.
4.1.4 Формирование гуманиста.
4.1.5 Формирование семьянина.
Формы и методы работы: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, анализ ситуаций, решение задач.
2-й блок: Организация разнообразной деятельности учащихся.
Задачи:
4.2.1 Организация интеллектуально-познавательной деятельности.
4.2.2 Организация общественно-полезной деятельности.
4.2.3 Организация профессионально-трудовой деятельности.
4.2.4 Организация спортивно-игровой деятельности, направленной на оздоровление учащихся.
4.2.5 Организация художественно-творческой и эстетической деятельности учащихся.
4.2.6 Организация дружеского и делового общения.
Формы и методы работы: юношеское общественное объединение, коллективно-творческие дела, конкурсы, тематические вечера.
5.Установление связи с семьей и окружающей средой.
1-й блок Педагогизация семьи.
Задачи:
5.1.1 Создание и формирование родительского коллектива группы.
5.1.2 Педагогическое просвещение и воспитание родителей.
5.1.3 Привлечение родителей к работе с учащимися.
Формы и методы работы: день открытых дверей, кружки, родительские собрания, родительский комитет, педагогический всеобуч.
2-й блок: Педагогизация среды.
Задачи:
5.2.1 Организация социально - педагогической работы в микрорайоне училища.
5.2.2 Привлечение общественности к работе с учащимися
5.2.3 Педагогическое просвещение среды.
Формы и методы работы: лекционная пропаганда, использование городских газет, мероприятия в микрорайоне социально-педагогические проекты, спонсорство.
Воспитательная работа с учащимися 2 курса
Цель: личность второкурсника - активного участника педагогического процесса в училище.
Основные направления, задачи, формы и методы воспитательной работы:
1.Дальнейшее изучение учащихся.
Задачи:
1.1 Изучение изменений в психофизиологической характеристике учащихся.
1.2 Анализ достижений учащихся за 1 курс.
Методы изучения учащихся:
опрос, тестирование, наблюдение, изучение документов, социометрия.
2.Формирование профессионального мышления учащихся.
1-й блок Формирование устойчивого интереса к знаниям.
Задачи:
2.1.1 Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
2.1.2 Привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
2.1.3 Педагогическая оценка и коррекция самостоятельной деятельности.
Формы и методы работы: решение задач, анализ ситуаций, групповые и индивидуальные задания, доклады, рефераты, деловые игры, исследовательская работа, самостоятельная работа учащихся.
2-й блок: Развитие теоретического мышления.
Задачи:
2.2.1 Формирование способов профессионального мышления.
2.2.2 Развитие мыслительной деятельности учащихся
2.2.3 Развитие самостоятельности в решении усложняющихся задач.
Формы и методы работы, виды деятельности учащихся: проблемное изложение, решение задач, анализ ситуаций, деловые игры, мозговой штурм, исследовательская работа, самостоятельная работа учащихся.
3-й блок. Развитие прикладного мышления.
Задачи:
2.3.1 Приближение мыслительной деятельности к реальным условиям производственной деятельности.
2.3.2 Ознакомление с технологиями производственной деятельности
Формы и методы работы: труд в мастерских, экскурсии, творческие работы, выставки, конкурс "Лучший по профессии".
3.Развитие ученического коллектива.
Сохранение и упрочение идейно-организационного единства.
Задачи:
3.1.1 Обеспечение целенаправленности деятельности коллектива
3,1.2 Ликвидация группировок и дезорганизаторов
3.1.3 Обеспечение единых требований педагогов и ученических коллективов.
3.1.4 Формирование гуманистических отношений в коллективе.
Формы и методы работы: кружки и секции, команды, законы и правила училища, беседы, дискуссии, лекции, собрания.
4.Организация внеучебной воспитательной работы.
1-й блок. Организация педагогического воздействия на учащихся.
Задачи:
4.1.1 Формирование специалиста.
4.1.2 Формирование гражданина.
4.1.3 Формирование здорового образа жизни юноши и девушки.
4.1.4 Формирование гуманиста.
4.1.5 Формирование семьянина.
Формы и методы работы: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, анализ ситуаций, решение задач, дискуссии.
2-й блок: Организация разнообразной деятельности учащихся.
Задачи:
4.2.1 Организация интеллектуально-познавательной деятельности
4.2.2 Организация общественно-полезной деятельности.
4.2.3 Организация профессионально-трудовой деятельности
4.2.4 Организация спортивно-игровой деятельности, направленной на оздоровление учащихся
4.2.5 Организация художественно-творческой и эстетической деятельности учащихся
4.2.6 Организация дружеского и делового общения.
Формы и методы работы: коллективно-творческие дела, конкурсы, тематические вечера, походы, соревнования, дискотеки.
5.Развитие связей с семьей и окружающей средой
Задачи:
5.1.1 Обеспечение организованности и сплоченности родительского коллектива.
5.1.2 Педагогическое просвещение родителей
5.1.3 Организация совместной деятельности родителей и учащихся.
Формы и методы работы: день открытых дверей, кружки, родительский комитет, собрания родителей, педагогический всеобуч.
Воспитательная работа с учащимися 3 курса
Цель: личность молодого рабочего, конкурентоспособного и готового к профессиональной деятельности и интеграции в обществе.
Основные направления, задачи, формы и методы работы:
1. Дальнейшее изучение учащихся.
Задачи:
1.1 Изучение изменений в психофизиологической характеристике учащихся.
1.2 Анализ достижений учащихся за 2 курс.
Методы изучения учащихся:
опрос, тестирование, наблюдение, изучение документов, социометрия.
- Формирование специалиста.
1-й блок: Развитие профессионального мышления .
Задачи:
2.1.1 Овладение способами профессионального мышления
2.1.2 Развитие мыслительной деятельности учащихся.
Формы и методы работы, виды деятельности учащихся: решение задач, анализ ситуаций, групповые и индивидуальные задания, доклады, рефераты, деловые игры, исследовательская работа, самостоятельная работа учащихся.
2-й 6лок: Формирование практических умений и навыков.
Задачи:
2.2.1 Освоение технологий производственной деятельности
2.2.2 Практическое участие в профессиональной деятельности
Формы и методы работы: труд в мастерских, экскурсии, творческие работы, выставки, конкурс "Лучший по профессии".
3-й блок: Приучение к самообразованию
Задачи:
2.3.1 Ознакомление с технологией самообразования.
2.3.2 Освоение методикой и технологией самообразования
Формы и методы работы: лекции, беседы, упражнения, приготовление творческих работ, докладов, рефератов.
3.Дальнейшее развитие ученического самоуправления.
Упрочение идейно-организационного единства.
Задачи:
3.1.1 Обогащение опыта коллективной жизни
3.1.2 Формирование и развитие гуманных отношений в коллективе.
3.1.3 Передача накопленного опыта первокурсникам.
Формы и методы работы: кружки и секции, законы и правила училища, беседы, дискуссии, лекции, собрания, передача эстафеты своих дел, записи пожеланий первокурсникам.
3.3.4 Шефство над первокурсниками.
Формы и методы работы: дежурство по училищу, в группе, участие в ремонте здания и оборудования, изготовление учебных пособий, соревнования, предпринимательская деятельность, шефство.
4.Организация внеучебной воспитательной работы.
1-й блок: Организация педагогического воздействия на учащихся.
Задачи:
4.1.1 Формирование специалиста.
4.1.2 Формирование гражданина.
4.1.3 Формирование здорового образа жизни юноши и девушки.
4.1.4 Формирование гуманиста.
4.1.5 формирование семьянина.
Формы и методы работы: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, анализ ситуаций, решение задач.
2-й блок: Организация разнообразной деятельности учащихся. Задачи:
4.2.1 Организация интеллектуально - познавательной деятельности.
4.2.2 Организация общественно-полезной деятельности.
4.2.3 Организация профессионально-трудовой деятельности.
4.2.4 Организация спортивно-игровой деятельности, направленной на оздоровление учащихся.
4.2.5 Организация художественно-творческой и эстетической деятельности учащихся.
4.2.6 Организация дружеского и делового общения.
Формы и методы работы: коллективно-творческие дела, конкурсы, тематические вечера, походы, соревнования, дискотеки.
5.Развнтие связей с семьей н окружающей средой.
1-й блок: Педагогизация семьи
Задачи:
5.1.1 Обеспечение организованности и сплоченности родительского коллектива.
5.1.2 Педагогическое просвещение родителей
5.1.3 Организация совместной деятельности родителей и учащихся
Формы и методы работы: День открытых дверей, кружки, родительские собрания, родительский комитет, педагогический всеобуч, педагогический практикум, педагогический консилиум.
6. Оценка сформированости ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩЕГОСЯ
№ | Основные качества учащегося | Показатели сформированности качеств | |||
Сформировано | Не сформировано | ||||
1 | Личностные качества
|
| |||
2 | Социальные качества
| ||||
2 | Профессиональные качества
|
7. Ожидаемые результаты, как конечный результат, воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной и профессиональной деятельности;
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- любящей свою Родину;
- знающей и хранящей традиции;
- ведущей здоровый образ жизни;
- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Используемая и рекомендуемая литература
1. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания//Народное образование, 2010. - N 5. - С. 259-263.
2. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников//Педагогика,2009. - N 4. - С. 55-64.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий.-М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008.-336 с.
4. Землянский В.В., Сергеев А.В.. Воспитательный потенциал профессионального образования. // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. – 2008. №3. - С36-38
5. Колесникова, И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика, 2008. - N 9. - С. 25-33. - Библиогр.: с. 33 (9 назв.).
6. Лутовинов, В. И. Проблемы воспитания патриотизма / В. И. Лутовинов, С. И. Мешкова // Педагогика, 2008. - N 7. - С. 50-53.
7. Мандрыкина К.П. Воспитательная система «Здоровый человек – успешный человек»// Наука и практика воспитания и дополнительного образования.- 2011.-№2.-С3-49
8. Маслов, С. И. Дидактическое основания духовно-нравственного воспитания / С. И. Маслов // Педагогика,2008. - N 9. - С. 46-51.
9. Смирнов, И. П. Воспитание в многоэтническом обществе / И. П. Смирнов // Профессиональное образование,2009. - N 12. - С. 40-43.
10. Соловцова, И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии [Текст] : учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И. А. Соловцова . - Волгоград : [Б. и.], 2004. - 129 с.
11. Стягова Т.Ю. Анализ воспитательной работы по итогам учебного года//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2010.-№1.-С. 23-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)
Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...
Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс
Программа воспитательной работы на 5 лет 5-9 класс. С указанием направлений воспитательной работы, подпрограмм, используемых в воспитательном процессе...
Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс
Программа воспитательной работы, расчитанная на 5 лет 5-9 класс....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕМА: « Будущее зависит от нас»
«Будущее зависит от нас»Пояснительная записка Создает человека природа, но развивает и образует его общество.В.Г. БелинскийГлавной задачей современной школы является воспитание интеллектуальной, ...
Программа воспитательной работы «Мы – будущее» на 2014 - 2021 г. (5 - 11 класс)
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в се...
Программа воспитательной работы «Мы – будущее ЮГРЫ» на 2015-2020 г. (5 - 9 класс)
Истинный показатель цивилизации – это не уровень богатств и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной. ...
Программа воспитательной работы: "Мы - будущее ЮГРЫ".
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 5-9 классов. Она включает в себя пояснительную записку, подробное описание каждого этапа реализации программы, работу с родителями, критерии и спосо...