Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
рабочая программа на тему
Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_5m.docx | 85.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНО
Школьным методическим объединением
классных руководителей СОШ №8
Протокол №___ от __________2016г.
Заместитель директора по воспитательной работе
________________ Филатова М.В.
Программа работы классного руководителя
с учащимися 5 - 9 класса
«Пять шагов в будущее»
Срок реализации программы: 5 лет
Автор: Куркович Л.Ф.,
классный руководитель 5 «м» класса
МАОУ СОШ №8
Когалым
2016 г.
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи воспитательной программы.
3. Социальный паспорт 5-м класса
4. Работа с отдельными группами учащихся
5. Направления воспитательной работы
6. Работа с родительской общественностью
7. Дополнительная работа с родителями
8. Содержание и механизмы реализации программы.
9. Концептуальные основы программы.
10. Этапы организации работы по программе.
11. Мониторинговые, диагностические тесты.
12. Планируемые результаты.
13. Литература.
«Пять шагов в будущее»
Воспитательная программа (5-9 класс)
1. Пояснительная записка
«Увидеть мир в песчинке
и рай в диком цветке,
держать бесконечность в ладонях
и вместить вечность в один час»
Уильям Блейк.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Необходима организация систематического воспитания, так как наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни. Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным. При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Надо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.
2. Цели и задачи воспитательной работы
Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели и задачи для воплощения основных ориентиров в деятельности учителя и классного руководителя при работе с учащимися 5-9 класса средней общеобразовательной школы №8 с углубленным изучением отдельных предметов:
Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
1. Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности ребенка и его самореализации.
2. Проводить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива, воспитанию культуры человеческого общения.
3. Организовать досуг детей.
4. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
5. Способствовать развитию гражданской активности.
6. Работать над развитием ученического самоуправления.
7. Диагностировать, регулировать и корректировать личностное развитие учащихся через методику «Портфолио», а также создавать условия для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию.
8. Проводить работу по профессиональной ориентации.
9. Привлекать родителей к активному участию в жизни класс через организацию совместного досуга.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- классные часы
- беседы, дискуссии, диспуты;
- консультации;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- КВН.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
3. Социальный паспорт 5-м класса
«Помочь каждому из учащихся спроектировать то хорошее, что помогло бы ему вхождению в общество, в коллектив»
В 5 «М» классе МАОУ «СШ № 8» города Когалыма обучается 24 ученика. Из них 12 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 11 до 12 лет. Двадцать два ученика воспитываются в полных семьях, причем двое в многодетных семьях, а двое учащихся воспитываются в неполных семьях.
Психофизическое развитие обучающихся соответствует возрасту.
Занятость во внеурочное время:
Занятия спортом — 10 человек;
Занятия в художественной и музыкальной школе — 6 человек;
Занятия танцами — 2человека;
Занятия в клубе « Возрождение» - 1 человек.
Учащиеся хорошо понимают свои возможности, достоинства и недостатки и верно оценивают свое место среди других школьных коллективов.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители занимают важное место в их жизни.
4. Работа с отдельными группами учащихся
При работе с учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место.
Группа учащихся | Задачи | Формы реализации |
По отношению к учебе | ||
Сильные | Развитие познавательных интересов и способностей. | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе. |
Способные, но нетрудолюбивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов. |
Способные, но неусидчивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Постоянный контроль, беседы, работа с родителями. |
Неспособные, но старающиеся | Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. | Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход. |
Нежелающие учиться | Формирование учебной мотивации. | Строгий контроль. Индивидуальный подход. |
По отношению к общественной жизни | ||
Активные | Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. | Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. |
Пассивные, нежелающие принимать участие в общественной жизни | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. | Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. |
По отношению к морально-этическим проблемам | ||
Определение проблем. Выработка задач. | Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе. |
5. Направления воспитательной работы
№ п/п | Названия направлений | Решаемые задачи | Формы внеклассной работы | Мониторинг качества воспитательной работы |
1 | Интеллектуальное (организация выявления. Поддержки и развития творческих способностей). | Формирование способности приобретения навыков самостоятельного учебного труда, самоконтроля и саморегуляции. Содействие формулированию мотивации познавательных интересов | Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады Традиционный: «Брейн-ринг» | Анализ результатов обученности. Участие различного уровня конкурсах. Анкетирование в классе. |
2 | Коммуникативное (организация повышения уровня межкультурной коммуникации) | Развитие коммуникативных способностей на основе толерантности. Формирование познания культуры, традиций разных народов РФ | Интерактивные игры. Рефлексивные часы самооценки; часы интересного общения. Практикумы и ролевые игры | Диагностика нравственной самооценки. Анкетирование, опрос. |
3 | Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации). | Сохранение условие для проявления креативности. Формирование системности адекватно оценивать свои результаты и чужие достижения Знакомство со спецификой различных профессий | Творческие конкурсы, Социальные проекты. | Участие в творческих конкурсах, трудовых десантах, в КТД. Рейтинговая самооценка. |
4 | Экологическое (развитие ответственности детей в решении экологических проблем) | Формирование потребности бережного отношения к природе, осознанного понимания экологической культуры | Акция, Экологические десант | Участие в экологических акциях Рейтинговая самооценка. |
5 | Здоровьесберегающее (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление нравственного, психологического и физического здоровья). | Способствовать пониманию значения ценности здоровья в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека | Презентация «Мои успехи в спорте». Ролевые игры «Вредные привычки» | Участие в спортивных соревнованиях разного уровня. Рейтинговая самооценка личных достижений. |
6 | Гражданско-патриотическое (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения). | Осознание важности знания норм и правил общежития со всеми народами РФ, традиции и культуры народов, своей семьи. | Уроки мужества. День воинской славы. Фестиваль военной песни. Волонтерские проекты: «Красная гвоздика», «Спасибо ДЕДУ за Победу» | Участие в КТД. Анкетирование родителей. Опрос, наблюдение. |
7 | Культурологичес кое и эстетическое (приобретение навыков полезного и интересного отдыха). | Организация деятельности творческих объединений. Создание условий для посещения музеев, выставок и др. | Экскурсии. | АнкетированиеРейтинговые самооценки. |
8 | Правовое и культура безопасности(повышение правовой грамотности.). | Формулирование умений и навыков личной безопасности и жизни без правонарушений. | Экскурсия. Уроки правовой грамотности и безопасности | Участие в конкурсах. Рейтинговая самооценка. |
9 | Нравственно-духовное | Воспитание доброго и толерантного отношения к ближнему | Волонтерские проекты, акции | Участие в акциях |
10 | Социокультурное и медиакультурное | Организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности | Виртуальные экскурсии, тематические классные часы | Анкетирование |
6. Работа с родительской общественностью
Направления и формы работы с родителями | |
Направления деятельности | Формы работы |
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя | 1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса. 2. Поддержка регулярного общения. |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс | 1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе. 2. Регулярное проведение родительских собраний (1-2 раз в четверть). 3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей). 4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса. |
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса: | 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы; — рекомендации психолога по профориентации; — анализ профессиональных интересов учащихся. |
Привлечение к использованию информационных технологий | Беседы и практикум по возможности использования современных информационных технологий для контроля за успеваемостью и посещаемостью детей Электронный журнал и дневник |
Индивидуальная работа | Индивидуальные беседы с родителями по следующим вопросам: контроль за посещением и успеваемостью ребёнка, индивидуальная работа с родителями учащихся и социальной службой школы. |
Изучение семей учащихся | Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке. |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних, пропаганда ЗОЖ. | Инструктажи, беседы-разъяснения |
Проверка дневников | Своевременное выставление текущих оценок в дневник и электронный журнал |
Обеспечение здоровья и комфорта учащихся | Организация питания, деловой стиль одежды, наличие необходимых школьных принадлежностей. |
Воспитание педагогической культуры родителей
Цель:
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей; использование активных форм просветительской деятельности.
каждую четверть | Проведение родительских собраний. |
раз в полугодие | Анкетирование родителей. |
сентябрь | Выбор родительского комитета. |
по необходимости | Встреча родителей с администрацией школы. |
ежемесячно | Заседания родительского комитета. |
в течение года | Проведение рейдов «Жизнь ученика в семье» (с целью изучения соблюдения школьниками режима дня). |
еженедельно | Проведение индивидуальных консультаций родителей. |
ежемесячно | Участие родителей в совместных делах класса. |
7. Дополнительная работа с родителями
- Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями необходимо проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
- Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
- Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
8. Содержание и механизм реализации программы.
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива. Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это походы в театр, кино, на экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
9. Концептуальные основы программы
Программа работы с учащимися 5-9 класса основывается на концепции воспитания и развития, созданной не только Л. В. Занковым и Ш. А. Амонашвили, но и В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой. В этих концепциях воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.
Главное – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что в своей работе надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Так же основополагающее место в педагогической деятельности занимает методика коллективных творческих дел И.П. Иванова.
Основополагающими принципами программы являются:
- Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
- Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
- Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
- Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
- Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.
Что касается системы Занкова, то её можно назвать системой раннего интенсифицирующего всестороннего развития личности. Занков ставил такую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. Развитие детей в такой системе понимается как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли, чувств. В центре внимания – растущая и развивающаяся личность школьника. Методика Занкова предполагает вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Использовать в преподавании и воспитании дидактические игры, дискуссии, методы обучения и воспитания, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Идея оптимистического и опережающего педагогического процесса легла в основу гуманно-личностной технологии Шалва Амонашвили. Свою педагогическую позицию Амонашвили определяет как личностно-гуманную. Он говорит о том, что совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Амонашвили пишет, что для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - " знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь". Амонашвили уверен, что у учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель. И вот теперь о принципах педагогической деятельности, принципах жизнеутверждающей педагогики, которая, по мнению Амонашвили, родилась давно и развивалась в творческом труде многих учителей. Эти принципы очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими и строить на них свою деятельность. Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно, только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Слова великого Учителя - Шалва Амонашвили, должны стать основой педагогической деятельности каждого из нас: "Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке". Ведь итог работы каждого учителя - это успешность его учеников! Но, не смотря на все это, школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни.
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13) · Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)
- Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
10. Сроки и этапы реализации программы
5 класс 2016-2017 учебный год
Ступенька первая «Первый шаг в будущее»
Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.
Возрастные особенности
(11-12 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
Основные задачи развития:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- формирование умения учиться в среднем звене школы;
- развитие учебной мотивации, формирование интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Форма деятельности – начало работы с портфолио каждого учащегося и класса, участие в конкурсах, школьных викторинах, играх, концертах, школьных спортивных соревнованиях, эстафетах, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.
6 класс 2017-2018 учебный год
Ступенька вторая «Второй шаг в будущее»
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности
(12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
- Воспитание ответственного родительства;
- формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;
Форма деятельности: продолжение работы над портфолио, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, муниципальные конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные, спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.
7 класс 2018-2019 учебный год
Ступенька третья «Третий шаг в будущее»
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Возрастные особенности
(13-14 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Основные задачи развития:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, ородские конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.
8 класс 2019-2020 учебный год
Ступенька четвертая «Четвертый шаг в будущее»
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Возрастные особенности
(14-15 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные задачи развития:
- формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие воображения;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, исследовательская деятельность, участие в разнообразных мероприятиях : школьные, муниципальные конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты, школьные спортивные соревнования, эстафеты, участие в научно-практической конференции школьников, участие в акциях помощи.
9 класс 2020-2021 учебный год
Ступенька пятая «Пятый шаг в будущее»
Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Возрастные особенности
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Основные задачи развития:
- обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
- профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность.
11. Мониторинговые, диагностические тесты
Эффективность воспитательной работы в классе проверяется при помощи системы мониторинговых диагностических тестов:
Методика: «Знаете ли вы себя?»
Цель: узнать новое о своем характере и проанализировать те качества личности, которые будут мешать или помогать при поиске работы.
Автор: С. Чистякова.
Методика: тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
Цель: определить уровень состояния своего здоровья. Автор: Н. Смирнов. Методика: изучение отношения к учебным предметам.
Цель: выявить предпочитаемые и отвергаемые предметы, причины того или иного отношения к ним, а также мотив учебной деятельности.
Автор: Г. Казанцева.
Методика: изучение направленности личности.
Цель: определить направленность человека: личностной (на себя), коллективисткой (на взаимодействие), деловой (на задачу).
Автор: В. Смекал и М. Кучер.
Методика: диагностика памяти (оперативная память).
Цель: определить уровень развития оперативной памяти.
Автор: О. Истратова.
Методика: «Шкала совестливости».
Цель: измерить степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Автор: В. Мельников, Л. Ямпольский.
Методика: Тест: «Готов ли я к будущей профессии?»
Цель: определить готовность учащихся к выбору будущей профессии. Автор: О. Ягодкина.
Методика: диагностика мышления (логичность умозаключений).
Цель: выявить логические аспекты мышления. Автор: Липпман.
Методика: изучение общей самооценки учащихся.
Цель: выявить уровень самооценки. Автор: Г. Казанцева.
Методика: оценка учебной мотивации и боязни неудач.
Цель: выявить уровень мотивации учебной деятельности. Автор: А. Реан. Методика: диагностика состояния стресса.
Цель: выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях. Автор: А. О. Прохорова.
Методика: тест: «Легко ли с вами?»
Цель: выявить отношение к окружающим и реакцию окружающих на поступки и деятельность учащихся. Автор: В. Шепель.
Методика: оценка социально-психологических свойств личности.
Цель: оценить самого себя. Автор: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петроком», 1991
Методика: анкета «Готов ли я к семейной жизни?»
Цель: изучение отношения учащихся к семейным обязанностям (муж, жена) Автор: А. Прутченков.
Методика: Профориентационная анкета.
Цель: отбор различных типов профессий в соответствии с аналогичной классификацией. Автор: Е. Климов
12. Планируемые результаты программы «Пять шагов в будущее»:
- Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
- Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
- Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а так же с окружающей природой.
- Формирование у детей установки на ЗОЖ.
- Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
- Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:
– личностные качества;
– нравственные нормы поведения;
– культура общения в коллективе;
– потребность в труде;
– способность к профессиональной деятельности;
– способность рационально организовывать деятельность;
– способность к сотрудничеству;
– сформированность познавательных навыков.
Ведущими качествами личности выпускника должны стать:
- Личностные качества:
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность, честность, правдивость;
- раскованность;
- развитое чувство достоинства (самоуважение);
- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
- Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благосостоянию и готовность
экономически самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
- понимание жизненной целеустремленности.
- Мировоззрение:
- знание современной научной картины мира;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);
- правовая и политическая культура;
- жизненный социальный оптимизм;
- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
- Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор;
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность (ничего не принимать на веру);
- гибкое мышление, свободное от догматизма;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной
литературе;
- умение и желание организовать себя;
- умение заниматься самообразованием.
5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость, самостоятельность;
- творческий подход к работе.
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;
- бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Человек – творец самого себя:
- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою
уникальность, в своё предназначение;
- стремление к саморазвитию.
8. Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- умение контролировать себя;
- сдержанность, тактичность;
- чувство меры в общении;
- умение соблюдать дистанцию;
- умение приветствовать;
- культура речи.
9. Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной
ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приёмами и способами оздоровления
организма.
10. Семья, любовь:
- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.
11. Эстетическая культура:
- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде,
общении, обучении;
- наличие развитого творческого начала;
- наличие умения рисовать, петь, танцевать;
- наличие чувства эстетической меры;
- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.
12. Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении
природы.
13. Литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. /М.: «ВАКО», 2007./
- Классные часы 5-9 классы /Авт. - сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, М.: Вако, 2014 г. /
- Родительские собрания 5-9 классы /Авт. - сост.В.В.Батакова, Н.В. Мартышко, М.: Вако, 2013 г.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8./
- Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся 7- 11 класс. /В,В.Высоцкий, О.Е. Жиренко, М.: «Глобус», 2008 г./
6. Журнал «Воспитание школьников».
8. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников
как процесс овладения смыслом жизни . / Т. И. Власова // Педагогика,
2008//
9. Классные часы по теме «Нравственность» 9 – 11 классы./ Н.И. Дереклеева,
М.: изд. «5 за знания», 2008 г./
10. Родительские собрания 9 – 11 классы. /Л.И. Саляхова, М.: « Глобус»,2007/
11. Первая вершина. Путь к поступку./Д.Коломейская, А.Л.Бжиска, У.Хейнс,
М: «Международный Фонд Образования», 1999//
Примерный план мероприятий на первое полугодие 2016-2017 учебного года ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 5 м классе на сентябрь | ||
№ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
1 | Работа с библиотекой | Контроль за получением учебников учащимися класса. |
2 | Общение, досуг. | Торжественная линейка, посвященная дню знаний. "25-летие ЛУКОЙЛа" |
3 | Самоуправление в классе. | Выбор актива класса. |
4 | Связь с семьей. | Анкетирование родителей(социальный паспорт) |
5 | Правовое воспитание, работа с "трудными" детьми. | Классный час "От нарушения Устава школы до правонарушения - один шаг" |
6 | Работа с учителями-предметниками. | Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. |
7 | Здоровый образ жизни. | День здоровья и семьи - день города. |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 5 м классе на октябрь. | ||
№ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
1 | Работа с библиотекой | Проверка состояния учебников у учащихся класса. |
2 | Общение, досуг. | Поздравление учителей с прфессиональным праздником. |
3 | Самоуправление в классе. | Организация дежурства. |
4 | Связь с семьей. | Индивидуальные беседы с родителями. |
5 | Правовое воспитание, работа с "трудными" детьми. | Беседа со специалистами служб города. |
6 | Работа с учителями-предметниками. | Посещение уроков в 5м классе. |
7 | Здоровый образ жизни. | «Я выбираю жизнь...» классный час |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 5 м классе на ноябрь. | ||
№ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
1 | Работа с библиотекой | Проверка состояния учебников у учащихся класса. |
2 | Общение, досуг. | «День согласия и примирения» - классный час |
3 | Самоуправление в классе. | Выставление оценок в дневник учащимися отдела образования. |
4 | Связь с семьей. | Индивидуальные беседы с родителями. Посещение семей. |
5 | Правовое воспитание, работа с "трудными" детьми. | Посещение семей учащихся. |
6 | Работа с учителями-предметниками. | Посещение уроков в 5 м классе. |
7 | Здоровый образ жизни. | Ледовый дворец "Айсберг" |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в 5 м классе на декабрь. | ||
№ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ |
1 | Работа с библиотекой | Проверка состояния учебников у учащихся класса. |
2 | Общение, досуг. | Символы России. |
3 | Самоуправление в классе. | Организация дежурства. |
4 | Связь с семьей. | Классное родительское собрание "Ответственность родителей за своих детей во внеурочное время". |
5 | Правовое воспитание, работа с "трудными" детьми. | «Мои права и права других людей, мои обязанности»" - классный час. |
6 | Работа с учителями-предметниками. | Беседы с учителями - предметниками. |
7 | Здоровый образ жизни. | Лыжная прогулка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом
Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...
Программа работы классного руководителя "Вместе в будущее"
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх....
Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...
Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
В программе работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее» представлена пояснительная структура программы, представлены цели и задачи воспит...
Программа работы со слабоуспевающими учащимися «Десять шагов».
Программа работы со слабоуспевающими учащимися«Десять шагов»....