«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
Время идет, его не остановить, а надо ли? О серьёзном, я поразмышляю, позже, а сейчас просто крик души моей! Люди будьте человечны друг к другу! Ведь это заложено в нас изначально.
Я вспоминаю себя двенадцатилетней и понимаю, что я тогда была ещё ребёнком. Сегодня, даже семилетний ребёнок лишён возможности быть шалунишкой и нехочухой. Надо, надо и все тут! Все на бегу, порой, даже нет времени оглянуться, чтобы убедиться - это прошёл твой старый знакомый или нет.
А как же прогулки, не спеша под луной, важные слова, письма с размышлениями вслух. Где оно всё…? Мы всё сетуем на то, что нравственное воспитание у молодежи оставляет желать лучшего. Но ведь они все растут в семье и берут у нас, у старших пример.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» Автор Ваделова Залина Ахмедовна, | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
Автор: Ваделова Залина Ахмедовна,
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ№4 г.Покачи
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
Время идет, его не остановить, а надо ли? О серьёзном, я поразмышляю, позже, а сейчас просто крик души моей! Люди будьте человечны друг к другу! Ведь это заложено в нас изначально.
Я вспоминаю себя двенадцатилетней и понимаю, что я тогда была ещё ребёнком. Сегодня, даже семилетний ребёнок лишён возможности быть шалунишкой и нехочухой. Надо, надо и все тут! Все на бегу, порой, даже нет времени оглянуться, чтобы убедиться - это прошёл твой старый знакомый или нет.
А как же прогулки, не спеша под луной, важные слова, письма с размышлениями вслух. Где оно всё…? Мы всё сетуем на то, что нравственное воспитание у молодежи оставляет желать лучшего. Но ведь они все растут в семье и берут у нас, у старших пример.
Человек – постоянно развивающееся существо. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, человека самыми различными способами учат, наставляют, берегут. Но сохранит свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях человек может, только будучи личностью. Ощущение времени приходит к людям далеко не сразу. Ценить время по минутам умеют далеко не все.
Сейчас молодым труднее, чем нам, рождённым в СССР разобраться в нравственных ценностях, быть сильными, найти верный путь и не свернуть с него. Труднее потому, что поколение наших отцов, учась в школе, в университете, верило и знало: государство о них позаботится. Теперь же эти устои “пошатнулись”.
Возникает проблема преемственности культуры, нравственных ценностей, теряется связь поколений, а это извечная проблема «отцов и детей».
Прочитанная книга или просмотренный фильм нередко заставляют нас задуматься: сколько мне лет, что я уже успел сделать, как быть дальше.
Бесспорно, разные времена порождают и разные возможности. Неразумно пренебрегать опытам старших поколений.
Каждому человеку необходимо задуматься над вопросом: не протекает ли его время зря, бесцельно? Двигать дальше нужно постепенно и уверенно, но отвергая опыта старших и не приучаясь жить, как в поговорке: загребая жар чужими руками. Ведь как у Ю. П. Власова: «Друг мой, источник жизни и борьбы – в тебе! Разжигай его, твори жизнь вопреки всем доводам и приговорам! Не уступай себя ничьим мнениям – держи огонь жизни в себе ярким и радостным».
Я как педагог уверенно в одном, что: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». ( Б. Паскаль)
Таким образом, я с большим удовольствием отказалась от традиционных технологий и перешла на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания способствует познавательной деятельности учащегося в области других наук, а так же его адаптации в обществе.
Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Новизна моей работы заключена в самом подходе решения проблемы равнодушия к тем, кто рядом и нежелание слышать друг друга. Меня очень беспокоило то, что среди моих учеников есть ребята, которые думают только о личной выгоде в любом мероприятии. Всё чаще решают любой спор проявлением агрессии. Я решила создать условия, где особое значение приобретёт то, что поможет объединить, сплотить меня и моих ребят, любой шаг в сторону неравнодушия. Мною был составлен план и по нему мы приступили к действию.
Проект «Иди Дорогою Добра» был задуман, а затем реализован мной и мои учащимися в течение сентября 2017 года – апреля 2018 года, как проект создания волонтёрской группы из числа учащихся 5А класса, заботящихся о своей жизненной позиции.
Основой нашего волонтёрского движения является методика «Равный - Равному». Ребятами имеют возможность сами участвовать в разработке и планировании мероприятия, разработке его сценария. Группа из числа ребят с активной жизненной позицией создана и естественно мы её создавали для реализации конкретных дел. Ребята и я верим, что главное захотеть и в таком деле, как забота и внимание Маленьких дел не бывает. Мы добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Наш проект был направлен на создание, развитие и поддержку детского волонтерского движения «Иди Дорогою Добра», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе и является одной ступенькой из лестницы по реализации программы: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». Это программа нравственного и патриотического воспитания, реализуемая в нашем классе. Проделанная работа показала, Маленьких дел не бывает. Наша Идея может помочь как школе, так городу и региону. Мы на собственном примере доказали, что неравнодушие - ключ к решению самых сложных проблем. Наши поступки повлекли за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. В первую очередь для нас самих. Обсуждая мероприятия с ребятами и видя их настроение и желание продолжать работу в этом направлении, я всё больше понимал, что правильно выбрал путь. Путь объединения усилий, где мы сможем сделать больше в сторону Человеческого Тепла и Заботы о Ближнем! И мы это доказали на собственном опыте.
Социальная значимость работы Добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Проект «Иди Дорогою Добра» был задуман, а затем реализован мной и мои учащимися в течение сентября – октября 2017 года, как проект создания волонтёрской группы из числа учащихся, тогда ещё, 5А класса, заботящихся о своей жизненной позиции. Сейчас мы уже 7А и у нас есть уже свой опыт, свои конкретно реализованные дела.
Основой нашего волонтёрского движения является методика «Равный - Равному». Ребятами имеют возможность сами участвовать в разработке и планировании мероприятия, разработке его сценария. Здесь же ниже мною приведено примерное календарно – тематическое планирование по реализации проекта на деле. Группа из числа ребят с активной жизненной позицией создана и естественно мы её создавали для реализации конкретных дел. Ребята и я верим, что главное захотеть и в таком деле, как забота и внимание Маленьких дел не бывает. Мы добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
На наш взгляд актуальность создания волонтерского движения «ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА» состоит в том, что оно способствует:
- формированию образа жизни, достойного человека;
- формированию жизненных позиций ребенка;
- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни;
- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Цель проекта:
- Создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе.
Задачи проекта:
- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;
- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;
- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
Самое главное — Идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности нашего волонтёрского движения «Иди Дорогою Добра». Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Это чувства у моих ребят были сформированы однозначно. Были ли у нас трудности? Наши трудности были связаны только с занятостью ребят, но желания быть значимыми не только для себя, но для тех, кто рядом помогли нам правильно распределить наше время.
Все наши мероприятия я разделила на три блока:
1 БЛОК: Человеческое Тепло и Забота о Ближнем.
2 БЛОК: Формирование у подростков гражданской ответственности.
3 БЛОК: Здоровьесберегающие акции.
Результат реализации проекта можно смело сказать, что цель и задачи были достигнуты:
1. 6 «А» класс полным составом вовлечен в активную общественную жизнь: в Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи;
2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
3. Появилась заинтересованность у ребят проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи,
4. Увлеченность ребят идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
5. Организованы игры, диспуты и другие, культурно-эстетические развлекательные мероприятия;
6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ;
7. Снижены заболеваемость детей, риск совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
Наш проект был направлен на создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «Иди Дорогою Добра», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе и является одной ступенькой из лестницы по реализации нашей программы: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». Это программа нравственного и патриотического воспитания детей 11-12 лет.
Наш опыт может быть полезен коллегам и ребятам. Главное захотеть. Проект стал участником Всероссийского конкурса волонтёрских инициатив «Хочу Делать Добро». Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями региона и страны. Давайте поможем друг другу
Примерное календарно – тематическое планирование по реализации проекта
МЕСЯЦ | ТЕМА | ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ |
СЕНТЯБРЬ СЕНТЯБРЬ | «В Добрый Путь по Дороге Знаний!» | Урок Мира. |
«Безопасный путь в школу и домой». | Открытый урок по основам безопасности жизни деятельности, посвященный подготовке детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, адаптации после летних каникул | |
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». | Родительское собрание. | |
«Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам». | Классный час. | |
«Обсуждение плана работы на первую четверть, задачи на новый учебный год». | Классный час. | |
«Учись учиться!» | Классный час. | |
«День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны. 21 сентября – Международный день Мира». | Классный час. | |
Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения (постоянно). | Беседы, консультации, буклеты, памятки. | |
«Перейти через дорогу Вам подскажет и поможет Светофор» | Консультация по правилам дорожного движения в информационном уголке | |
«Истоки возникновения родного города Покачи» | Стендовое сообщение в информационном уголке Совместный проект по истории родного города Экскурсия в «Выставочный зал». | |
«Катись, карандаш». «Моему городу 25!» | Конкурс рисунков. Стенгазеты. Фотовыставка. | |
ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ | «Бабушка рядышком с дедушкой». «У дедули - внук и внучка, Почемук и Почемучка». | Досуг, посвященный Дню пожилого человека. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. Круглый стол (о роли семейных традиций). |
«1 октября - День пожилых людей» | Классный час | |
День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс». | Урок, классный час, внеклассное мероприятие. | |
«Школа празднует день педагога». | Концерт, посвящённый Международному Дню Учителя. | |
Единый день профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям безопасность на дорогах» | Классный час. | |
«Единый день здоровья» | Классный час. | |
«Путешествие в страну Демократию - прав и обязанностей» | Урок – игра. | |
«Урок безопасности школьников в сети Интернет». | Классный час. | |
« На стражи ЖИЗНИ» | Экскурсия в Управление государственной противопожарной службы МЧС Ханты-Мансийского округа, пожарная часть № 96, АО Покачи. | |
«Домашняя мастерская». | Изготовление вместе с папами кормушек для птиц. | |
«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью». Итоги I четверти. | Круглый стол. | |
«Воспитание в семье юного патриота». | Консультация для родителей. Памятки. Буклеты. | |
НОЯБРЬ | «Семья - здесь друг за друга все в ответе!». | Проектная деятельность. |
«Я, семья, род, народ, страна!» | Открытое мероприятие с участием семей учащихся. | |
«Солдату, который войны не выбирает и не начинает». | Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Революции 1917года. | |
Устный журнал «Россия – Родина моя!» | Классный час. | |
«Привычки - хорошие и плохие». | Классный час. | |
Выпуск стенгазеты ко Дню Народного единства. | Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. | |
«День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руководством К. Минина и Д. Пожарского (7.11.1612г.)» | Экскурсия в Прошлое Страны. ( Из цикла « Я горжусь!) | |
Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения. | Беседы, консультации, буклеты, памятки. | |
«Мамины руки» | Конкурсная Праздничная программа ко Дню матери. | |
«Разговор с мамой». | Фотопрезентазия. Семейный досуг ко Дню Матери. | |
«Я выбираю жизнь!» | Конкурс рисунков по тематике: «Скажи террору нет!» | |
ДЕКАБРЬ | «Всякому мила Родная сторона». | Викторина для родителей и детей по родному краю, посвященная Дню Округа. |
Классный час, посвящённый Всемирному дню ребёнка «ООН о правах ребёнка». | Классный час. | |
«Из бабушкиного сундучка». | Классный час. | |
Устный журнал «Основной закон страны» (ко дню Конституции РФ 12 декабря!) | Классный час. | |
«Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул». | Классный час. | |
«Моя Югра». | Открытый урок с приглашением родителей. | |
«Зимний мороз не щиплет нос». | Совместная прогулка. (На лыжах). | |
«Обсуждение плана работы на 2 полугодие». Диалог «Есть ли границы у свободы». | Круглый стол, дискуссии. | |
«Новый год у ворот». | Стенгазеты. | |
«Режим дня школьника - эффективный путь к здоровью». | Круглый стол. | |
«Новогодние узоры». «Снежинки». | Детско - родительский досуг. Конкурс новогодней игрушки. | |
«Особенности семейного воспитания» Итоги II четверти. | Родительское собрание. | |
ЯНВАРЬ ЯНВАРЬ | «Защитим права ребёнка». | Классный час. Ситуативно - ролевая игра. |
«Рождественский сочельник». | Стендовое сообщение о праздновании Рождества на Руси. | |
Классный час по профориентации «Формула профессии. Истинное сокровище для людей - умение трудиться». | Классный час. | |
День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (27.01. 1944 г.) Уроки мужества. | Классный час. Открытое мероприятие с привлечением родителей. | |
Час общения: «Что такое красота Души?» | Классный час. | |
«Зимующие птицы нашего Округа». | Изготовление и развешивание кормушек. | |
«Что? Где? Когда?» | Игровая викторина «Знатоки малой Родины» | |
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». | Семинар – практикум. | |
ФЕВРАЛЬ | «Отцовская забота». | Выпуск стенгазеты. Семинар – практикум. |
«Вместе с папой». | Спортивное развлечение. | |
«Папина дочка». | Беседа. | |
«Объявляется приказ: Пригласить на сборы вас!» | Урок - развлечение. | |
«Равнодушию – нет!!!» | Классный час. | |
«23 февраля - День защитника Отечества. России Верные сыны». | Классный час. | |
«Меры предосторожности недопущению пожара в квартире и в школе. Как действовать при пожаре дома, в школе». | Классный час. | |
«Россия – наш общий дом». | Классный час. | |
«Огонь - друг! Огонь – враг!». | Выставка рисунков. | |
Устный журнал «Россия – Родина моя!». | Круглый стол. Викторина, дискуссии. | |
МАРТ | «Мисс бабушка». | Конкурс бабушек. |
«Мои обязанности в семье». | Классный час. | |
«Вода – это жизнь. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов». | Классный час. | |
«Мир растений вокруг нас». | Классный час. | |
«Привычки - хорошие и плохие». | Классный час. | |
«Режим дня современного школьника». | Родительское собрание. | |
«Умелые ручки». | Конкурс поделок, выполненных вместе с мамой. | |
АПРЕЛЬ | «Город мой любимый». | Составление фотоальбома «Любимые места в родном городе». Проектная деятельность. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. |
«Может только богатырь прошагать пешком Сибирь!». | Спортивное мероприятие. | |
«Дорога в космос – открыта всем!». | Проектная деятельность. | |
«Голосуем за чистую планету», мероприятие посвященное Дню Земли. | Классный час. | |
Урок России из цикла: «Я горжусь!» «Знаменитые космонавты, путешествие в Мир космонавтики». | Классный час. Выпуск стенгазеты. | |
«Экология и здоровье человека». | Классный час. | |
«Краеведческий турнир». | Классный час. | |
«Азбука вежливости». «Собираем портфель знаний». | Игра КВН. | |
«Природа и мы». | Конкурс детских рисунков. Проекты. Буклеты. Фотовыставка | |
МАЙ МАЙ | Охраняет нашу Родину солдат. «Герои среди нас». | Открытый урок с приглашением родителей. Стенгазета: «Они сражались за Родину», о родных и близких, участвовавших в боевых действиях. |
«Как организовать свободное время ребёнка? Безопасность, прежде всего». | Круглый стол. Викторина, дискуссии. | |
«Поговорим о милосердии. Нужно ли оно в наше время?» | Классный час. Волонтёрское сотрудничество с Филиалом БУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» в городе Покачи. | |
«Победа в сердце каждого». | Классный час. | |
«15 мая – Международный день семьи «Семья – это семь Я». | Классный час. | |
«Вот и встали мы на год взрослей. Подведение итогов прошедшего учебного года» | Классный час. | |
«Чтобы не было войны!» | Экскурсия к Моменту «Защитникам Отечества» с Вечным огнем. Возложение цветов и Торжественная минута молчания в память о погибших, во время Великой Отечественной Войны. | |
«Победа в сердце каждого». | Спортивное мероприятие с участием пап и дедушек. | |
Участие в акции «Бессмертный полк». | Участие в параде. | |
Акция «Доброе сердце». | Поздравительные открытки для ветеранов своими руками. | |
Праздник «Последний звонок». | Торжественная линейка. | |
«Лес – богатство нашей Родины». | Консультация в информационный уголок. | |
«Итоги учебного года. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул». | Родительское собрание. |
Сейчас нам два года мы растём и движемся только вперёд!
Получателями нашего блага на сегодняшний день являются:
6 семей с детьми ОВЗ и РАС, три ветерана труженики тыла.
Мы сотрудничаем с АНО «Счастье в детях», с ресурсным центром «Под зонтом», НКО «Вектор Доброты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мои методические находки"
Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....
Доклад "Дидактические и методические находки по созданию успеха на уроке технологии"
Доклад в виде презинтации о возможных приемах и методах по созданию успеха на уроке технологии в неделимых классах...
методические находки
вашему вниманию предлагаются разнообразные формы работы с учащимися среднего и старшего звена, которые ,надеюсь , помогут сделатьуроки более продуктивными и интересными....
Методические находки
В своей работе я использую много нестандартных методических приёмов, и о некоторых из них хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставле...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.
В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...