Воспитательный потенциал использования социальных сетей в системе Интернет
статья
Как известно, среди разнообразных социальных факторов, определяющих социализацию индивида, таких как семья, образование, группа сверстников, средства массовой информации, всемирная сеть Интернет становится одним из самых активных агентов формирования направленности личности. Современный подросток находится под постоянным влиянием получаемой информации через Интернет, оказывающей воздействие на его ценностные ориентации, установки, убеждения, идеалы.
Многочисленные социологические исследования свидетельствуют том, что каждый третий россиянин является пользователем Интернет. При этом следует отметить, что каждый седьмой посещает его ежедневно, руководствуясь при этом самыми различными мотивами. В исследовании, проведенном группой защиты детей Common Sense Media отмечается, что две трети из тысячи опрошенных подростков каждый день обмениваются сообщениями в социальных сетях. Половина респондентов отмечает, что социальные сети помогают им обрести более тесные контакты, а трое из десяти становятся более открытыми и счастливыми, когда общаются в Интернете [9].
Анализ педагогической литературы показал, что в современной школе происходят коренные изменения в инструментально-технологическом обеспечении образовательного процесса, вызванные использованием Интернет-ресурсов. Исследователь А. И. Готская отмечает, что обучающийся может теперь получать информацию без учителя или книги; образовательная среда стала информационно-образовательной; использование мультимедиа и интерактивов открыло новые возможности в совместной деятельности и общении с воспитанниками [3].Таким образом, развитие «всемирной паутины» и ее проникновение во все области культуры, науки и экономики ставит педагогическое сообщество перед необходимостью поиска путей конструктивного использования системы Интернет в образовательном процессе, в том числе деле патриотического воспитания молодёжи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательный потенциал использования социальных сетей в системе Интернет | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал использования
социальных сетей в системе Интернет
Автор: Новикова Дарья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Научный руководитель: Карбанович Оксана Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГУ им. ак. И. Г. Петровского.
В современной России, в условиях глубоких социальных преобразований во всех сферах общественной жизни, вопросы социализации подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей особенно актуальны.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяется современный национальный воспитательный идеал.
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народы Российской Федерации [4]. Стратегия достижения этой цели требует совместных усилий всех социальных институтов в использовании разнообразного социального, психолого-педагогического инструментария с учётом механизмов функционирования «информационного общества».
Как известно, среди разнообразных социальных факторов, определяющих социализацию индивида, таких как семья, образование, группа сверстников, средства массовой информации, всемирная сеть Интернет становится одним из самых активных агентов формирования направленности личности. Современный подросток находится под постоянным влиянием получаемой информации через Интернет, оказывающей воздействие на его ценностные ориентации, установки, убеждения, идеалы.
Многочисленные социологические исследования свидетельствуют том, что каждый третий россиянин является пользователем Интернет. При этом следует отметить, что каждый седьмой посещает его ежедневно, руководствуясь при этом самыми различными мотивами. В исследовании, проведенном группой защиты детей Common Sense Media отмечается, что две трети из тысячи опрошенных подростков каждый день обмениваются сообщениями в социальных сетях. Половина респондентов отмечает, что социальные сети помогают им обрести более тесные контакты, а трое из десяти становятся более открытыми и счастливыми, когда общаются в Интернете [9].
Анализ педагогической литературы показал, что в современной школе происходят коренные изменения в инструментально-технологическом обеспечении образовательного процесса, вызванные использованием Интернет-ресурсов. Исследователь А. И. Готская отмечает, что обучающийся может теперь получать информацию без учителя или книги; образовательная среда стала информационно-образовательной; использование мультимедиа и интерактивов открыло новые возможности в совместной деятельности и общении с воспитанниками [3].Таким образом, развитие «всемирной паутины» и ее проникновение во все области культуры, науки и экономики ставит педагогическое сообщество перед необходимостью поиска путей конструктивного использования системы Интернет в образовательном процессе, в том числе деле патриотического воспитания молодёжи.
Однако, существует мнение, что Интернет, а в частности социальные сети, могут только вредить подростку, что от их использования нужно ограждать до наступления совершеннолетия. Действительно, по мнению исследователей Ю. Д. Бабаевой и А. Е. Войкунского, имеют место негативные психические последствия компьютеризации, такие как аутизация [2]. Вместе с тем, авторы также отмечают, что воздействие компьютерных технологий на ребенка носит амбивалентный характер: оно может способствовать развитию творческого потенциала, воображения, помогать в удовлетворении познавательных потребностей. Так, например, психолог А. В. Поршнев утверждает, что ведущим мотивом использования Интернета у школьников является мотив познания, главная цель же – поиск информации [5]. Но не менее важную роль для подростков играют и социальные сети, строящиеся на межличностном и межгрупповом общении.
В связи с этим, на наш взгляд, особую актуальность приобретает педагогическая проблема взаимодействия с подростками посредством социальных сетей. Необходимым условием использования данной формы является установление доверительных отношений с воспитанниками.
Обращаясь к современной публицистике, можно найти немало примеров успешного взаимодействия учителя с учениками в социальных сетях. Так, например, в известной британской газете Таймс в статье Рэндольфа Коэна описана история учителя восьмого класса, который с помощью «Facebook» «подружился» в виртуальном мире со своими учениками [8]. Педагог выяснил, что некоторые из них употребляют алкоголь, обманывают своих учителей, не стыдясь об этом говорить открыто, некоторые высказывают негативные суждения о своей школе, семье или стране. Долг педагога в данном случае, как отмечает автор статьи, незамедлительно помочь воспитаннику. Действительно, не все особенности направленности личности подростка можно диагностировать непосредственно в школе, и социальная сеть как дополнительный метод наблюдения за жизнью воспитанника позволит вовремя заметить его состояние и наметить план индивидуальной воспитательной работы. Очень важно, чтобы воспитатель делал это открыто, от своего имени стремился «подружиться» с обучающимися. В этом случае ему будет доступен постоянный мониторинг виртуальной жизни воспитанника, где можно будет своевременно выявить позитивные и негативные стороны его поведения.
Встаёт вопрос, каковы должны быть действия учителя в случае, если на странице воспитанника находится социально деструктивная информация? Совершенно очевидно, что нужно незамедлительно оказать подростку психолого-педагогическую помощь и поддержку, прежде всего, предложив избавиться от «вредного» содержания с подробным анализом и разъяснением последствий.
Одной из значимых задач процесса воспитания, обозначенных в ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», является создание условий для самоопределения и социализации обучающегося [7]. Очевидно, что использование социальных сетей как средства воспитательного взаимодействия в современной школе выступает одним из таких условий. Учитывая то количество времени, которое проводит большинство подростков в системе Интернет и непосредственно в социальных сетях, необходимо использовать их в качестве педагогического инструментария, и тогда обучающиеся в привычной среде найдут полезное содержание. Рассмотрим более подробно воспитательные возможности Интернет-ресурсов на примере социальной сети «Вконтакте».
Воспитатель может инициировать виртуальную «дружбу» с воспитанником. В этом случае, страница подростка в социальной сети предстанет перед воспитателем как своеобразный электронный «слепок» его личностных характеристик. Отслеживание информации, размещённой на личной странице, а также информационных сводок со всех страниц учеников, расположенных в хронологическом порядке в ресурсе «Новости» позволит своевременно выявить негативные тенденции в оценке значимых социальных событий российской действительности, настроения и гражданские убеждения подрастающего поколения.
В этой связи особенно полезной является функция «Диалог», позволяющая организовывать своеобразные онлайн-конференции в режиме реального времени, когда все учащиеся могут оставлять сообщения в общем потоке отзывов, ответов и мнений. С помощью «Диалога» можно поднимать острые вопросы гражданско-патриотической тематики, приглашая подростков к обсуждению. Данный ресурс может оказаться полезным для получения и обобщения первичных ассоциаций по проблеме. Специальными исследованиями установлено, что стандартная длина реплики составляет около 100-140 символов, такая же длина допустима для оставления публичного сообщения в социальной сети «Twitter». Вследствие этого в электронном сообщении, когда подростки предпочитают общаться не полными объемными сообщениями, а маленькими репликами, дополняющими друг друга последовательно, может возникать «перебивание» друг друга.
Недостатки «Диалога» можно преодолеть посредством создания собственной группы, на основе которой может быть организовано «Обсуждение». Именно в обсуждении, закрепленном в группе, происходит высказывание полной и завершенной мысли. Таким образом, нам видится возможным поднятие острых социальных тем: «Что значит любить Родину?», «В чем сила России?», «Истинный и ложный патриотизм». Каждый воспитанник в удобное для него время на странице общего обсуждения может оставить свой аргументированный ответ, который будет уже более развернутым, чем в сообщениях. К ответу могут быть прикреплены аудио-, фото- и видеоматериалы. Воспитателю необходимо подвести итоги группового обсуждения, резюмируя мнения всех участников группы, высказывая собственные суждения, подкреплённые разнообразными «культурными образцами».
Группа предполагает ведение «Стены», представляющую собой хронологическую сводку публикаций администратора. Ресурс предоставляет возможность настроить публикации от лица «Администратора», то есть воспитателя, и в этом случае «Стена» будет представлять собой целесообразно подобранный перечень информации, аудио- и видеоматериалов, призванных оказать позитивное воспитательное воздействие на подростков. Плюсы использования данной методики в том, что воспитанник сможет в любое удобное для него время вернуться к сообщению педагога, оценить его, сохранить его на «Стену» личной страницы.
Таким образом, можно выделить следующие положительные аспекты использования социальных сетей в воспитательных целях: индивидуализация процесса общения; воспитатель и воспитанники преодолевают стереотипы стандартного стиля взаимодействия, что повышает коммуникативный интерес; получение разноплановой полезной информации различными способами; свободный обмен мнениями; расширение опыта социальных контактов.
Список использованной литературы:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. - Гуманитарные исследования в Интернете. – Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000, с. 55-76.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, Т. 19, № 1, с. 89-100.
3. Готская А.И. Информационное взаимодействие в сети интернет как объект научно-педагогических исследований//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.- 2009, №2.- С.31.
4. Данилюк А.Я., Конжаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
5. Поршнев А.В. Психологические аспекты эффективного использования Интернета в образовательных целях // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С.43-50.
6. Пронина Н.А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии. ˗ 2011. ˗ № 1. ˗ С. 174-179.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Randolph B. Cohen. A Facebook Teaching Moment. // The New York Times, 2009. July 1. URL: http://www.nytimes.com/2009/07/05/magazine/05FOB-ethicist-t.html?_r=0
9. Vicky Rideout, M.A., VJR Consulting Inc. The common sense census: media use by tweens and teens. (Электронное издание исследования). URL: https://www.commonsensemedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательный потенциал в системе современного дополнительного образования"
В презентации рассматриваются вопросы воспитательного потенциала в системе дополнительного образования: направления воспитания, условия создания воспитательного пространства, воспитывающая структура (...
Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества
В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...
Эссе на тему: "Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок" через использование воспитательных возможностей предметного содержания. Из личного опыта"
Из личного опыта...
Воспитательный потенциал народной культуры в системе ОДО
В статье идет речь о возрастании социальной роли личности как носителя национальных традиций, художественной культуры, при ограниченном времени изучения искусств в школе и об актуальности ...
Костюмерная «Тайна образа»как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников
Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...
Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"
Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...
Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»
Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...