Эссе на тему: "Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок" через использование воспитательных возможностей предметного содержания. Из личного опыта"
статья по истории
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: "Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок" через использование воспитательных возможностей предметного содержания. Из личного опыта"
Учитель истории и обществознания
МКОУ Новожизненской ООШ Аннинский район
Зуева Г.И.
История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому уроки истории я провожу так, что впечатления прошлого входят в духовный мир моих учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою страну, культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, посёлок, а значит любили свою историю. Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить.
История России начинается с истории своей малой Родины и я, как учитель истории, на уроках обращаю внимание на то, что исторические события нашего посёлка, района, области, являются, частью общероссийской истории, ведь большое начинается с малого…
Мои учащиеся принимают активное участие в исследовательской работе и представляют свои работы на муниципальных краеведческих конференциях, конкурсах эссе («Дошагал до Берлина и до Красной площади», «Топонимы Новожизненского поселения» и др.). Высокий воспитательный потенциал несут в себе нестандартные типы уроков: «Уроки Памяти», уроки - фестивали, уроки- путешествия. Такие уроки способствует воспитанию гражданственности, которая характеризуется зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, осознанием себя полноправным гражданином своей страны, воспитывают самостоятельность школьника, развивают навык оформления собственных идей, уважительное отношение к чужим идеям, развивают коммуникативные навыки ребенка.
При изучении событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. С этой целью организую дискуссионные уроки, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.
Иногда провожу в классах анкетирование с целью получения оценки воспитательного аспекта уроков истории со стороны учеников.
Например, одна из анкет.
1. Заставляют ли Вас уроки истории задумываться, что происходит вокруг вас?
2. Можете ли Вы назвать уроки по истории, которые заставляют вас размышлять о своих поступках (назвать темы и факты)?
3. Кто из исторических деятелей прошлого и современности восхищают вас и почему?
4. Кто из исторических деятелей вызывает у вас неприязнь и почему?
Потом проводим обсуждение, дискуссии.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или
милосердие, мужество или волю, вежливость, патриотизм или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами
воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в кружках и секциях, в
детских общественных объединениях, что я как классный руководитель, стараюсь проводить во внеурочное время.
Дети у нас шедевральные, будущее за ними, и оно будет прекрасным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке.
Важным источником воспитательных ценностей молодежи могут служить особенности современного английского (американского)...
Использование воспитательного потенциала речевого этикета на уроках иностранного языка.
Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этнических норм общения заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, ...
Выступрение на МО классных руководителей "Использование воспитательного потенциала притч".
Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников....
Использование воспитательного потенциала при изучении точных наук и дисциплин естественнонаучного цикла
Обучение – это существенная сторона развития и воспитания человека. Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. В современной ш...
Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"
Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА, ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА, ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»...