Примерная индиви-дуальная программа работы с детьми из семей мигрантов «мир без границ»
учебно-методический материал (5 класс)

Крушельницкая Марина Анатольевна

В настоящий момент развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры тесно    связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом набирает свой вес в миграционной политике страны. Наибольший процент мигрантов составляют жители Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии и Туркмении. Как правило, решение переехать жить в Россию принимается всей семьёй. Взрослые члены семьи могут пройти обучение русскому языку, чтобы получить гражданство, вид на жительство, на подготовительных курсах при университете, что же касается детей раннего школьного возраста, то здесь возникает большая проблема адаптации. Ребёнок вынужден получить российское образование, но нелегко это сделать, не зная национального языка страны, в которой решила обосноваться семья.

Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

работы с детьми из семей мигрантов

«МИР БЕЗГРАНИЦ»

Составила: Крушельницкая М.А.

учитель истории и обществознания

2017-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящий момент развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры тесно    связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом набирает свой вес в миграционной политике страны. Наибольший процент мигрантов составляют жители Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии и Туркмении. Как правило, решение переехать жить в Россию принимается всей семьёй. Взрослые члены семьи могут пройти обучение русскому языку, чтобы получить гражданство, вид на жительство, на подготовительных курсах при университете, что же касается детей раннего школьного возраста, то здесь возникает большая проблема адаптации. Ребёнок вынужден получить российское образование, но нелегко это сделать, не зная национального языка страны, в которой решила обосноваться семья.

Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только не является не родным, но и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для школ Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:

  • сложность изучения учебного материала;
  • трудности в общении со сверстниками и учителями;
  • проблемы в адаптации.

Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.

Решением вышеуказанных проблем является  создание комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ» (далее – Программа), включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления. 

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Правовая основа программы

Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Указы Президента;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих русским языком.

Задачи:

  1. Создание специальных условий для обучения и воспитания обучающихся с целью снятия межъязыкового барьера и установление доброжелательных отношений в социуме;
  2. Определение уровня владения русским языком детей мигрантов, выявление и устранение потенциальных препятствий адаптации детей мигрантов;
  3. Создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме;
  4. Развитие у детей мигрантов навыков правильного произношения, общения на русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса детей мигрантов;
  5. Развитие целостного восприятия окружающего мира, представлений о человеке и обществе, формирование общей культуры;
  6. Социализация обучающихся, принятие ими общественных норм и правил поведения, воспитание эмоционально - положительного взгляда на жизнь, формирование нравственных и эстетических чувств.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта начального общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем,  развитие поликультурного пространства школы.
  2. 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт начального общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в  активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные направления деятельности: 

  1. цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
  2. мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты,  коллажи и др.);
  3. совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.

2.2. Формы работы:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. коллективные.

2.3. Социально-педагогическое сопровождение:

  1. помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
  2. вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
  3. индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
  4. организация коллективной деятельности, общения;
  5. ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
  6. проведение бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и семей-мигрантов.

III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Срок выполнения программы

Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов  будет осуществляться в течение 2016-2019 годов.

  1. Этапы реализации программы

Программа состоит из двух основных направлений: «Социально-психологическая адаптация» и  «Языковая и культурная адаптация».

 I направление: Социально-психологическая адаптация.

Беседы с социальным педагогом.

Направлены на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные  уроки  по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД.

Социальный  проект «Терапия радостью»

Проект  направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы.

В рамках этого проекта проводятся: мастер-классы, внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семейный клуб «Семья + школа»

Одним из направлений работы клуба является социализация детей мигрантов через семейно-центрированный подход.

В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного  дня и т.п.

II направление: Культурная и языковая адаптация.

Методы и формы обучения:

коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. В работе используются следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

     При фронтальном опросе принимаются во внимание особенности родного языка детей-мигрантов, вопросы и задания формулируются так, чтобы они были понятны и доступны.

При организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать ученики-консультанты. Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.

Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, фотоколлажам при пересказе.

Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп меняется от задания к заданию.

Эти формы помогают уплотнить время занятий, выполнить большее количество заданий, активизируют учеников, делают занятие более динамичным, эмоциональным, интересным и значимым для ученика.

Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.

       Организуя работу с детьми, не говорящими или плохо говорящими по-русски, следует помочь их родителям установить более тесные контакты с носителями русского языка с тем, чтобы и вне стен школы эти дети могли общаться со сверстниками, хорошо владеющими русским языком.

        Виды заданий на занятиях:

 Работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и другие. Списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу - будут основными.

  Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения:

Диалога, беседы, игры, сюжетных картинок, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.

Учебно – методическое обеспечение программы

При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст обучающихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям.

Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.

Социальный проект «Школьное радио»

Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ.

Социальный проект «Память» (работа школьного музея)

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание   школьников   на   основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.

В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с ветеранами ВОВ и боевых действий в «горячих точках», шефская работа над ветеранами.  Осуществляется взаимодействие с Советом ветеранов города, Центром гражданского и военно-патриотического воспитания «Патриот».

Кружковая работа.

Направлена на создание  театрально – игровой среды, которая путем  включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

IV.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ

4.1. Организационная работа:

  • планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов;
  • организация работы школьных кружков и секций;
  • проведение тематических педагогических советов;
  • педагогический всеобуч для родителей;
  • социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
  • ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
  • вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
  1.  Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов:
  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей;
  • классные часы;
  • профориентационная работа;
  • вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
  • оказание помощи в трудоустройстве;
  • охват организованным отдыхом детей-мигрантов в каникулярное время и содержательным досугом в течение всего года;
  • выявление причин, способствующих дезадаптации в классном коллективе и в обществе в целом;
  • посещение по месту жительства семей мигрантов;
  • индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
  • проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.

      Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений обучающихся-мигрантов  в учебной деятельности, овладение навыками адаптации таких обучающихся к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия  среди обучающихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

Проблемные занятия

Мероприятия

Место проведения, исполнитель

1.

2.

3.

По межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;

 По адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);

 По русскому языку как иностранному;

Проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.

Педагог-психолог, кл.руководители

Соц.педагог, кл.руководители,

педагог-психолог

Учителя начальных классов

Оформление наглядной информации

1.

2.

3.

Оформление стендов «Россия – наш общий дом», «Русский язык для всех»

Оформление фотостенда «Как я умею отдыхать»

Оформление фотостенда «Спорт и здоровье»

Педагог-организатор

Кл.руководители

Кл. руководители

Учитель физкультуры

Творческая деятельность детей-мигрантов

1.

2.

3.

Совместная выставка творческих работ родителей и детей

Мини-сочинения «Мое будущее»

Реализация социальных проектов

Кл.руководители;

педагог-организатор

Учителя русского языка и литературы.

Кл.руководители, зам.директора по ВР.

Праздники, тематические вечера, беседы

1.

2.

3.

4.

5.

Лекция с элементами беседы «Русский язык для всех» (по формированию толерантного поведения)

Консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов.

Фестиваль «Дружба народов»

Работа школьного клуба «Семья + школа»

Праздник «Россия – наш общий дом!»

Педагог-психолог

Соц.педагог, педагог-психолог

зам.директора по ВР, педагог-организатор

Зам.директора по ВР, соц.педагог

Управляющий Совет школы

VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2017-2019 года:

  • администрация СОШ п. верхнеказымский
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник;
  • классные руководители;
  • педагоги СОШ п. верхнеказымский
  • педагоги дополнительного образования;
  • Совет профилактики СОШ п. верхнеказымский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профилактическая работа с детьми и семьями СОП"

Презентация о работе социального педагога с детьми и семьями СОП....

презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"

Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии  , тнеобходимые для социального педагога...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1...

Информация об организации работы с детьми и семьями, находящихся в социально-опасном положении

В ТОГБОУ "Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации....

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...