Информация об организации работы с детьми и семьями, находящихся в социально-опасном положении
материал на тему

В ТОГБОУ "Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют большого внимания со стороны всего педагогического коллектива и их задача как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Поэтому важным направлением работы является профилактика правонарушений среди детей и подростков. Для решения этой проблемы в Центре реализуется комплекс  мероприятий по выявлению, учету и оказанию помощи детям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Российская Федерация

Администрация   Тамбовской   области

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ
   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ «ГАРМОНИЯ»

393250, Тамбовская область, г. Рассказово, ул.Цыплухина, 2А,

тел.27-5-12, факс 27-5-12

ИНН / КПП   6828008183 / 682801001

ОГРН  1146828001143

от 12.07.2016 г. №___________

Информация

1. Об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

     В  Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют большого внимания со стороны всего педагогического коллектива и их задача как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Поэтому важным направлением работы ТОГБОУ «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции  «Гармония» является профилактика правонарушений среди детей и подростков. Для решения этой проблемы в Центре реализуется комплекс  мероприятий по выявлению, учету и оказанию помощи детям.

  1. Создана нормативно-правовая база:

1.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Издание Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992)

2.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //  «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237

3.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3802

4. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012

5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 6.Глава 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ установлены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ устанавливает ответственность за совершение административного правонарушения несовершеннолетними.

 8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности.

9.Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

10.Закон Тамбовской области от 03.10.2007 № 265-З «О профилактике правонарушений в Тамбовской области»

11.Закон Тамбовской области от 09.11.2009 № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей»

12. Приказы  управления образования и науки Тамбовской области.

13. Устав Центра

14. Правила внутреннего распорядка

15. Приказы, распоряжения директора

16. Положение о Совете профилактики

17.План работы Совета профилактики

  1. В Центре   сформирована единая база данных:
  • социальный паспорт Центра;
  • банк данных о семьях, чьи дети склонны к правонарушениям
  • банк данных о несовершеннолетних, состоящих на учете  в КДН и ЗП, внутришкольном учете,
  • родители, уклоняющиеся от своих обязанностей, стоящих на учете в СОП

III.        С целью профилактики правонарушений осуществляется следующая работа:

1.Сбор информационно-аналитического материала - ежедневный контроль несовершеннолетних детей, состоящих на учете;

2.Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (индивидуальные консультации педагога - психолога, социального педагога);

3.Организована систематическая работа Совета по профилактике правонарушений (создана нормативно-правовая база: положение о Совете профилактики, проводятся ежемесячные заседания согласно плану  работы)  

     

 IV. С целью  координации деятельности Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений:

- ежегодно составляется план совместной работы с ООУП и ПДН МОМД «Рассказовский», включающих проведение межведомственных мероприятий,  определяющих ответственных исполнителей и сроки проведения мероприятий;

- обмен информацией Центра  с органами внутренних дел, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и другими ведомствами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений (статистические и аналитические данные о состоянии преступности, сообщения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и пр.);

- участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Рассказово и Рассказовкого района.

 - проведено обучение советов помощи семье при администрация Сельских Советов

 V. Разработаны этапы, алгоритм  организации сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении.

Этапы работы Центра с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

1 этап

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных:

      С целью раннего выявления неблагополучных семей организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог составляет социальный паспорт Центра, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

     Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная (беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет).

2 этап

Работа педагогического коллектива по работе  с  семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечить связь образовательного учреждения с семьей;
  • установить контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультация родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
  • организовать в классе (группе) образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучать индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучать и анализировать степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролировать посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализировать условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • отвечать за ведение документации внутришкольного учета.

     Профилактическая деятельность в Центре  ведется планомерно, систематически: осуществляется ежедневный контроль   посещаемости учебных занятий, ведётся ежедневный мониторинг, посещаемости учебных занятий, который отслеживается, классными руководителями, учителями-предметниками и социальным педагогом Центра. Осуществляется организация и контроль внеурочной занятости. Посещение кружковых объединений обучающихся контролирует заместитель директора по воспитательной работе, а посещаемость обучающихся  контролирует социальный педагог.

Меры профилактического воздействия:

1.Лекции на правовые темы, где обучащимся разъясняется ответственность за совершение административных и уголовных преступлений (меры административного воздействия, уголовная ответственность, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, сроки лишения свободы за определённые виды преступлений);

2.Приглашение сотрудников МВД на индивидуальные беседы и лекции с обучащимися, состоящими на различных видах учёта, а также имеющих проблемы в обучении и поведении;

4.Советы профилактики, с привлечением сотрудником МВД,  где детям, состоящим на всех видах учёта (внутри школьный, ПДН, КДН и ЗП),  и их родителям разъясняется ответственность за совершение преступлений и правонарушений;

5.Тематические родительские и классные собрания на тему правопорядка (статьи законов, ответственность за нарушения).

Все мероприятия выполняются, согласно плана, в рабочем порядке.

3 этап

Семья рассматривается на педагогическом совете

     Классный руководитель, воспитатель сообщает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап

 Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних

    Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап

Постановка на профилактический учет семьи и организация работы по улучшению ситуации в семье

    Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних».

     Для устранения неблагополучия в семье Центром проводится целенаправленная работа с родителями. Основной  задачей является обеспечение эффективной помощи семье.

     На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

- координировать учебную помощь родителей их детям;

- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

- изучать уклад жизни и традиции семей обучающихся;

- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

- проверка жилищно-бытовых условий семьи;

- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

- составление плана работы с семьей;

- проведение консультаций, лекций  для родителей;

- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

- отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из СОП (ТСЖ) семей;

- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время  и  во время каникул;

- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

      В работе с семьей, находящейся в  СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (КДН и ЗП, МОМВД, Совет профилактики, образовательные организации, дошкольные учреждения, организации социальной защиты, здравоохранение).
  9. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
  10. Текущие и контрольные посещения семьи.
  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

     По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем и подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения.

   В плане предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

Материальная:

          - оказание материальной помощи (Попечительский совет администрации, учреждения социальной защиты

          - консультирование родителей по вопросам получения социальной   помощи разных видов (социальный педагог Центра).

 Педагогическая:

 - занятость детей в кружках, секциях, факультативах;

- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;

- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;

 - консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка                     (социальный педагог, педагог-психолог);

 - просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям (социальный педагог, педагог-психолог).

 Психологическая:

          - сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (педагог-психолог);

          - просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка (педагог-психолог) ;

          - коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (педагог-психолог).

    Медицинская:

          - если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

          - осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды);

          - организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь.

Правовая:

       - оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

          - консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

Иной вид помощи:

          - помощь в трудоустройстве родителей;

          - занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время;

          -социальный патронат семьи;

          - контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).            

      Выполнение индивидуального плана профилактической работы  заслушивается на Совете  профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних.

    Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1.  Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет.

3.  Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6.   Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

7. Составление мониторингов о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

8. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости  и посещаемости.

9.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

10. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

11. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетним (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

12. Результаты исследования семьи и обучающегося (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап

Представление на  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

     Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

- улучшение положения и качества жизни ребенка;

- устранение причин неблагополучия;

- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

     Оценка эффективности работы с семьей:

- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

     Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

- родители проявляют заботу о детях;

- дети посещают образовательное учреждение;

- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

     

     Наиболее эффективная форма работы с семьёй, находящейся  в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

      Какая бы работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении  или в трудной жизненной ситуации не проводилась, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений.

2. Статистические данные:

Показатели

2014

2015

I полугодие 2016

Количество выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении

-

3

2

Количество родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей

2

6

2

Количество несовершеннолетних не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях

-

-

-

3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении:

- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, отклонения в обучении;

- проведение систематической медико-психолог-педагогичекой диагностики этих детей;

-разработка индивидуальных планов (программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

-привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальной защиты, юристы и т.д.) для проведения консультаций с детьми и их родителями, оказания адресной помощи;

-разработка педагогами индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

-осуществление постоянного наблюдения (контроля) за поведение обучающихся этой категории, посещение учебных занятий и урегулирование различных ситуаций в пользу ребенка.

4.

2014

2015

 1 полугодие 2016

Количество случаев несоблюдения ограничений, установленных статьями 351.1 ТК РФ

-

-

-

Количество случаев несоблюдения ограничений, установленных статьями 331 ТК РФ

-

-

-

5.

2014

2015

1 полугодие 2016

Количество исключенных учащихся (указать причину)

-

-

-

Количество отчисленных учащихся (указать причину)

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально-опасном положении

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”....

Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

   В  Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...

Алгоритм работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально - опасном положении

В алгоритме применяются следующие понятия:     Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся — система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на в...

Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям ...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...