НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
статья на тему

Кондакова Елена Ивановна

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1989г., Конституция РФ.,1993 г., Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», 2012 г., Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999г.,) в ГБОУ Центр образования № 100 Выборгского района Санкт-Петербурга была создана модель комплексного сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая позволяет решать две главные задачи:

   - организация эффективного взаимодействия ГБОУ с профильными учреждениями  района и города

   - создание индивидуальных для каждого такого подростка условий успешной социальной адаптации в ГБОУ, успешного жизненного самоопределения на основе реализации индивидуальных планов работы по коррекции поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kondakovoy_e.i.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Кондакова Елена Иванова

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

Центр образования №100

Выборгского района

Санкт-Петербурга

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Некоторые аспекты взаимодействия с семьей в рамках программы работы с детьми с девиантным поведением

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1989г., Конституция РФ.,1993 г., Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», 2012 г., Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999г.,) в ГБОУ Центр образования № 100 Выборгского района Санкт-Петербурга была создана модель комплексного сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая позволяет решать две главные задачи:

   - организация эффективного взаимодействия ГБОУ с профильными учреждениями  района и города

   - создание индивидуальных для каждого такого подростка условий успешной социальной адаптации в ГБОУ, успешного жизненного самоопределения на основе реализации индивидуальных планов работы по коррекции поведения.

  Особое значение в реализации данной комплексной программы имеет работа с родителями. Семья играет огромную роль и в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, т.к. является ближайшим окружением ребенка, тем микросоциумом, который предопределяет формирование многих особенностей его личности.

 Начальной человеческой общностью,  закладывающей основы личности принято считать семью. В Конвенции о правах ребенка ( 1989)   декларируется, что « ребенку необходимо для полного развития его личности расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».  В новом Законе « Об образовании РФ» ( 2013 г.) ответственность за получение ребенком среднего образования возлагается на родителей или лиц их замещающих.

  К сожалению, сейчас налицо кризис института семьи не только в России, но и во всем мире.  Чем он характеризуется?

- появлением молодежных бездетных семей

- ростом количества неполных семей

- алкоголизация, наркозависимость, насилие в семьях

- Ухудшение здоровья членов семьи, причем не только пожилых, но и молодых

-появлением нетрадиционных видов семей

- изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин.

    Все это обуславливает рост так называемых ненормативных стрессоров для семьи. К нормативным относят рождение ребенка, поступление в 1 класс, подростковый кризис и т.д. Это естественные плановые стрессоры, которые переживает каждая семья, и они не являются разрушительными для нее. Чего не скажешь о ненормативных стрессорах, которые ведут к нарушению жизнедеятельности семьи, неудовлетворению потребностей в том или ином отношении, тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний семейной неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги.

  С целью выявления семей потенциальной «зоны риска» и определения взаимосвязи девиантного поведения ребенка и повышенного психо-эмоционального состояния семьи было проведено обследование родителей дошкольников, родителей учащихся средней школы и родителей учащихся старшей школы.

   Использовались следующие методики:

   - методика « типового состояния семьи, разработанная в институте им. Бехтерева  Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицким.

   - методика выявления агрессивного ребенка по оценкам родителей, разработанная в Киевском университете Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.

   Объектом нашего исследования были так называемые « благополучные» семьи, которые традиционно не относят к « зоне риска».Однако нами было выявлено, что у родителей с повышенными показателями хотя бы по одному из критериев, а именно неудовлетворенность семейными отношениями, нервно-психическое напряжение, семейная тревожность – число детей с повышенными показателями агрессивности возрастает почти на 20%. Кроме того, по результатам исследования число родителей с повышенными показателями психо-эмоционального напряжения растет с увеличением возраста детей:

   - у родителей дошкольников 25%

   - у родителей учащихся средней школы 51%

   - у родителей учащихся старшей школы до 70%

Эти тревожные данные говорят о необходимости совершенствования действенной системы помощи семье, а не только возлагать на родителей ответственность за получение ребенком общего образования ( Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», 2012г.)

    Вывод:  состояние тревоги, психоэмоционального напряжения, семейной неудовлетворенности влияет на детско-родительские взаимоотношения, нарушение которых приводит и к проблемам в поведении, и обучении, и к детской дезадаптации в целом( в том числе и к агрессивному, и асоциальному, и к антисоциальному поведению). Речь идет о детях с так называемым девиантным поведением ( т.е. отклоняющимся от нормы), а именно от нравственных норм и ценностей, нарушением процесса саморазвития и самореализации в обществе.

   Такие семьи, несомненно, требуют к себе внимания и нуждаются в определенной помощи. Вся воспитательная система школы должна быть направлена на то, чтобы вовремя реализовать потребность ребенка в родительской любви, применяя гуманистические формы и методы воздействия на семью и самого подростка.

   Служба сопровождения школы должна вести такую работу в нескольких направлениях:

   - коррекционная работа по снятию нервно-психического напряжения ( индивидуальные консультации, релаксация, тренинги, адресная материальная помощь и т.д.)

   - личные контакты с семьей

  - включение родителей во внешкольную жизнь ребенка

   - защита и помощь в защите прав и интересов ребенка в государственных судебных органах  и органах самоуправления  

   - семейное консультирование по обучению родителей эффективным способам взаимодействия со своими детьми

   - просветительская работа ( лекции на родительских собраниях, родительский всеобуч и т.д.)

   - активная работа « клуба отцов»

  Реализация модели комплексного сопровождения подростков в ГБОУ ЦО № 100 Выборгского района  в 2014-2015 учебном году  позволила достичь позитивных изменений, стабилизации и консервации негативной динамики развития трудных жизненных обстоятельств:

     - 18 % подростков выведены из сложной жизненной ситуации

     - 36% имеют стойкую положительную направленность

     - 40% имеют определенные положительные изменения, способствующие выходу из сложной ситуации

    - 6% не имели положительных изменений, но не произошло ухудшение ситуации    

Библиография:

  1. Социология. Учебник/Под ред. Проф. В.Н. Лариненко. –М., 1998,
  2. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. – Основы социологических знаний. –М., 2003,
  3. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж., Социология. – Москва-Львов, 1998,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

Доклад "Работа с детьми с девиантным поведением"

В помощь классному руководителю...

Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.Если еще 5 лет назад основную массу девианто...

Важность создания ситуаций успеха в работе с детьми с девиантным поведением.

Это небольшая статья призвана поддержать социальных педагогов, психологов и классных руководителей на сложном пути в работе с детьми "группы риска". Ситуация успеха - источник внутренних сил...

Программа работы с детьми с девиантным поведением

Программа направлена на профилактическую и коррекционноразвивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические техноло...

Программа работы с детьми с девиантным поведением

Программа направлена на профилактическую и коррекционноразвивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические техноло...