Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся
учебно-методический материал (6 класс)
Педагогическая мастерская - ее суть. Принципы и правила ведения мастерской. Мастерская «Умеем ли мы общаться?»
В 5- 6 классе повышается уровнь конфликтности в межличностных отношениях детей (особенно, мальчиков), что осложняет межличностные отношения в классе и мешает формированию классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся»
Никифорова Марина Александровна,
Учитель физики и информатики,
Санкт-Петербург
«Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся»
Общение пронизывает всю нашу жизнь. От того, как мы общаемся, зависит ощущение радости и полноты жизни или чувство безысходности и одиночества. Полноценное общение - умение, которое человек приобретает в процессе жизни.
Очень важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения – это и есть коммуникативная культура. Овладение учащимися коммуникативной культурой предполагает развитие трех групп умений.
I группа умений — коммуникационные или речевые:
- ясно и четко излагать мысли;
- убеждать;
- аргументировать;
- строить доказательство;
- выносить суждения;
- анализировать высказывание.
II группа умений — умения восприятия (перцептивные):
- слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.),
- понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания),
- анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).
III группа умений — умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные):
- проводить беседу, переговоры, обсуждение,
- вежливо излагать мысли,
- задавать вопросы,
- увлечь за собой,
- сформулировать требование,
- общаться в конфликтных ситуациях,
- управлять своим поведением в общении.
Для развития коммуникативных умений наиболее эффективной формой является «Мастерская»
Педагогическая мастерская - это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к новому знанию ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, а принимать точку зрения другого, уметь диалогически общаться.
Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму:
- Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
- «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействия. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
- Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
- Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)
- Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.
- Социализация. (обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием - кульминационный момент мастерско
- Магистраль – встроенная в «мастерскую» лекция мастера
- Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
Разрыв - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.
- Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Анализ пережитого, понятого, открытого в себе. Учащиеся учатся анализировать свой личный, духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности...
Принципы и правила ведения мастерской.
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
Роль мастера, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них, не дает оценок мнениям. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Мастерская «Умеем ли мы общаться?»
Центральное место в моей работе как классного руководителя занимает формирование у детей умения осуществлять взаимодействие с окружающими на основе толерантности.
Одним из направлений системы воспитательной работы является нравственное направление. Воспитание толерантной личности – одна из задач этого направления.
Значимость данного направления в 6 классе обуславливается: повышением уровня конфликтности в межличностных отношениях детей (особенно, мальчиков), что осложняет межличностные отношения в классе и мешает формированию классного коллектива.
Свою задачу я видела в том, чтобы помочь детям включить правила толерантного общения в их систему ценностей.
Цель мастерской: формирование навыков толерантного общения
Задачи:
- Создать условия для побуждения личности ученика к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
- составить правила толерантного общения (Кодекс общения)
- прививать навыки принятия обдуманного, взвешенного разрешения жизненной ситуации, которое удовлетворяло бы всех участников ситуации
Для школьников этой возрастной группы понятие «толерантность» связываю:
- с умением участвовать в обсуждениях,
- организовывать свою работу в малых группах,
- владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого и себя).
Мой опыт показывает, что наибольшую сложность для детей этой возрастной группы представляет умение уважать мнение другого, способность простить обидчика.
При выборе форм и методов воспитательных воздействий на ребенка наиболее эффективными я считаю создание ситуаций, основанных на социальном опыте детей, связанных с проявлением их ценностных отношений, выполнения самостоятельных социальных действий (высказать суждение, выбрать роль, включиться в общение, избрать ту или иную степень активности).
Критериями оценки результативности технологии являются:
- Развитие способности к рефлексии.
- Развитие коммуникативной культуры участников мастерской.
Результаты:
- Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
- Овладение интеллектуальными технологиями.
- Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Технологическая карта мастерской «Умеем ли мы общаться…»
Распределение по группам
Учащиеся, не глядя, берут из шляпы (коробки) цветной жетон и занимают тот стол, на котором расположена метка соответствующего цвета
Мастер:
- Напишите ассоциации, опишите эмоции к слову ОБЩЕНИЕ.
- Вспомните случаи из вашей жизни «положительного» общения и «отрицательного» общения.
- Опишите те чувства, которые вы испытывали при том и другом общении
(ребята описывают)
- Разделите лист пополам. В одной половинке выпишите те чувства, которые вы испытывали при «положительном общении», а в другой – при «отрицательном».
- Предъявите группе свою работу и составьте список от группы положительных и отрицательных чувств.
- Одна из групп зачитывает получившиеся список, другие группы дополняют.
- Сейчас каждой группе я предлагаю описание незавершенной ситуации. Вам необходимо продолжить ее и представить решение в виде маленькой сценки. Время работы группы 7 минут. Группам необходимо выполнить одно условие: в сценке участвуют все. На столе лежат конверты с заданиями
Варианты ситуаций
Ситуация «Мальчики и девочки»
Мальчики играют в футбол. К ним подходит девочки(а) и говорит: «Ребята, возьмите меня(нас) в игру» …Как и что ответят ребята.
Ситуация «Родители (бабушки, дедушки) и дети»
Сын (дочка) играет в очень интересную компьютерную игру. В комнату, постучавшись, заходит мама (бабушка) и говорит: «Опять ты сидишь за компьютером? А уроки сделал?....
Придумайте еще пару вопросов
Как и что ответит мальчик (девочка)
Ситуация «Младшие и старшие ребята»
Сборная команда 2 и 6 классов участвует на российском чемпионате игры «Что? Где? Когда?» Команде задают вопрос: Какой мост в Петербурге самый широкий?
Ученик 2 класса говорит: Ребята, ребята, я знаю ответ……
Как и что ответят ребята.
Ситуация «Разговор, спор»
На перемене ребята спорят, какой номер готовить на Петербургскую весну. Одни считают спектакль «Золушка», другие – «Папины дочки», третьи хотят делать клип, четвертые -…
Инсценируйте спор.
Прежде чем приступить к показу и обсуждению сценок. Договариваемся, что сегодня свободным микрофоном будет...(показывает любой предмет) Помним, говорит тот, у кого в руках микрофон
Ребята по очереди показывают сценки, ведущий может задавать вопросы после каждого выступления, например: «А как по-другому могла пойти ситуация?» «А какие чувства испытывают герои сценок?» При обсуждении каждой сценки мастер не оценивает работу ребят, а благодарит их за выступление.
- Напишите на листе бумаги самое значимое для вас правило общения или поведения. А теперь передайте соседу справа свой лист бумаги с правилом. Сосед напишет свое правило и передаст далее вправо и т. д. , пока лист бумаги с разными правилами не вернется к хозяину. (условие одно - правила не должны повторяться)
- Неповторяющиеся правила выписываются на доске
Мастер: «А как называется свод законов или правил?
Правильно, КОДЕКС. То есть мы с вами составили «КОДЕКС ОБЩЕНИЯ»»
Хотите знать какие правила общения выделяют психологи?
Что говорят психологи
Будьте вежливыми.
В конфликте сторонние наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет выдержку и не отвечает грубостью на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с хамством. B споре или конфликте она является средством утверждения своей правоты. Именно поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.
Делайте комплименты друг другу
Хвалите человека за каждый даже самый скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах. (Корнеги)
Умейте слушать и слышать собеседника
Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого; проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей; дайте собеседнику возможность выговориться; пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему; взывайте к благородным побуждениям; придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их; бросайте вызов! Последняя рекомендация подразумевает необходимость в некоторых ситуациях создавать соревновательную атмосферу, в которую охотно вовлекаются люди с развитым духом противоречия. (Корнеги)
Человек, приклеивший себе отрицательный ярлык в силу временного разочарования, может остаться с ним надолго.
Не следует приклеивать себе ярлыки: «я — плохой», «я — лентяй», «я — тряпка» и т. п. Во-первых, такое признание никак не способствует самосовершенствованию. Наоборот, чрезмерно самокритичный человек скорее внушит себе, что он безнадежен, чем добьется положительного эффекта «огульной самокритикой». Во-вторых, окружающие в целом склонны доверять людям в их мнении о самих себе, если полностью не уверены в обратном..
Оскорбления недопустимы даже по отношению к тем, кто заслуживает самой негативной оценки.
Отстаивая свою точку зрения - аргументируй
В любых ситуациях общения отстаивать свою точку зрения, свои нравственные принципы и убеждения нужно силой аргументации, а не демонстрацией агрессивных намерений и готовности любой ценой подавить сопротивление оппонента.
Источник: Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989
- Возьмите чистый лист, сложите его пополам и нарисуйте обложку для нашего кодекса. Ребята рисуют обложку и вывешивают ее на доску вокруг написанных правил.
- Мастер: «Все обложки замечательные, выберешь одну, другой обидится. Что же делать?» Ребята обсуждают в группах и предлагают свои варианты. Например: сфотографировать каждую обложку, уменьшить ее и сделать коллаж из всех обложек.
- Рефлексия
Какой этап работы доставил радость и удовольствие?
Что вас огорчило
Система действий ведущего мастерской и участников
Технологические этапы | Действия мастера | Действия участников |
«Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения | Вспомните случаи из вашей жизни «положительного» общения и «отрицательного» общения. Опишите те чувства, которые вы испытывали при том и другом общении | Описывают на листе бумаги соответствующие чувства |
«Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Разделите лист пополам. В одной половинке выпишите те чувства, которые вы испытывали при «положительном общении», а в другой – при «отрицательном». | Выписывают в два столбика чувства «положительного» общения и «отрицательного» |
«Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) | Предъявите группе свою работу | Зачитывают свои списки чувств |
«Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов. | Составьте список от группы положительных и отрицательных чувств. | Обсуждают и составляют список положительных чувств при общении и отрицательных |
«Афиширование» - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | Зачитайте получившийся список. (одна из групп) Дополните список (обращение к другим группам) | Одна из групп зачитывает получившиеся список, другие группы дополняют. |
«Социоконструкция» | Пере вами описание незавершенной ситуации. Вам необходимо продолжить ее и представить решение в виде маленькой сценки | Знакомятся с содержанием сценки. Распределяют роли. Инсценируют. |
«Афиширование» | Смотрит сценки не комментируя. После каждой сценки задает вопрос «А как по-другому могла пойти ситуация?» «А какие чувства испытывают герои сценок?» | Показывают сценки. Вступают в диалог, отвечая на вопросы мастера |
«Самоконструкция» - | Напишите на листе бумаги самое значимое для вас правило общения или поведения. | Составляют правило общение |
«Социализация» | А теперь передайте соседу справа свой лист бумаги с правилом. Сосед напишет свое правило и передаст далее вправо и т. д. , пока лист бумаги с разными правилами не вернется к хозяину. (условие одно - правила не должны повторяться) | Передают листы со своим правилом, знакомятся с правилом соседа |
«Афиширование» | Выписывает на доске правила | Зачитывают правила |
«Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | У каждого человека в свое время | |
«Самоконструкция» | Нарисуйте обложку для кодекса | Рисуют обложку |
«Афиширование» | Повести рисунки на доску | Вывешивают на доску получившиеся обложки |
7. «Рефлексия» | Какой этап работы доставил радость и удовольствие? Что вас огорчило? | Осуществляют рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка
Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...
Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся
. Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-434783-1409474765.jpg)
Использование форм групповой и парной работы как средства развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Из моего опыта работы на уроках английского языка (УМК "Английсктй нового тысячелетия")...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-171151-1358063321.jpg)
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-480965-1410697990.jpg)
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593684-1423939298.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной ком...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/30/picture-1331821-1619750695.jpg)
Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы
Школьный конкурс "Английский театр" как один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации....