Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся
учебно-методический материал (6 класс)

Никифорова Марина Александровна

Педагогическая мастерская - ее суть. Принципы и правила ведения мастерской. Мастерская «Умеем ли мы общаться?»

 В 5- 6 классе  повышается уровнь конфликтности в межличностных отношениях детей (особенно, мальчиков), что осложняет межличностные отношения в классе и мешает формированию классного коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся»

 Никифорова Марина Александровна,

Учитель физики и информатики,

Санкт-Петербург

 «Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся»

Общение пронизывает всю нашу жизнь. От того, как мы общаемся, зависит ощущение радости и полноты жизни или чувство безысходности и одиночества. Полноценное общение - умение, которое человек приобретает в процессе жизни.

Очень важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения – это и есть коммуникативная культура. Овладение учащимися коммуникативной культурой предполагает развитие трех групп умений.

I группа умений — коммуникационные или речевые:

  • ясно и четко излагать мысли;
  • убеждать;
  • аргументировать;
  • строить доказательство;
  • выносить суждения;
  • анализировать высказывание.

II группа умений — умения восприятия (перцептивные):

  • слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.),
  • понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания),
  • анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

III группа умений — умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные):

  • проводить беседу, переговоры, обсуждение,
  • вежливо излагать мысли,
  • задавать вопросы,
  • увлечь за собой,
  • сформулировать требование,
  • общаться в конфликтных ситуациях,
  • управлять своим поведением в общении.

Для развития коммуникативных умений наиболее эффективной формой является «Мастерская»

Педагогическая мастерская - это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к новому знанию ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, а принимать точку зрения другого, уметь диалогически общаться.

Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму:

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
  2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействия. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
  3. Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем)
  5. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.
  6. Социализация. (обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием - кульминационный момент мастерско
  7. Магистраль – встроенная в «мастерскую» лекция мастера
  8. Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

Разрыв - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.

  1. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Анализ пережитого, понятого, открытого в себе. Учащиеся учатся анализировать свой личный, духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности...

Принципы и правила ведения мастерской.

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.

Роль мастера, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них, не дает оценок мнениям. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Мастерская «Умеем ли мы общаться?»

Центральное место в моей работе как классного руководителя занимает формирование у детей умения осуществлять взаимодействие с окружающими на основе толерантности.

Одним из направлений системы воспитательной работы является нравственное направление. Воспитание толерантной личности – одна из задач этого направления.

Значимость данного направления в 6 классе обуславливается: повышением уровня конфликтности в межличностных отношениях детей (особенно, мальчиков), что осложняет межличностные отношения в классе и мешает формированию классного коллектива.

Свою задачу я видела в том, чтобы помочь детям включить правила толерантного общения в их систему ценностей.

Цель мастерской: формирование навыков толерантного общения

Задачи:

  • Создать условия для побуждения личности ученика к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
  • составить правила толерантного общения (Кодекс общения)
  • прививать навыки принятия обдуманного,  взвешенного разрешения жизненной ситуации, которое удовлетворяло бы всех участников ситуации

Для школьников этой возрастной группы понятие «толерантность» связываю:

  • с умением участвовать в обсуждениях,
  • организовывать свою работу в малых группах,
  • владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого и себя).

Мой опыт показывает, что наибольшую сложность для детей этой возрастной группы представляет умение уважать мнение другого, способность простить обидчика.

При выборе форм и методов воспитательных воздействий на ребенка наиболее эффективными я считаю создание ситуаций, основанных на социальном опыте детей, связанных с проявлением их ценностных отношений, выполнения самостоятельных социальных действий (высказать суждение, выбрать роль, включиться в общение, избрать ту или иную степень активности).

Критериями оценки результативности технологии являются:

  • Развитие способности к рефлексии.
  • Развитие коммуникативной культуры участников мастерской.

Результаты: 

  • Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
  • Овладение интеллектуальными технологиями.
  •  Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Технологическая карта мастерской «Умеем ли мы общаться…»

Распределение по группам

Учащиеся, не глядя, берут из шляпы (коробки) цветной жетон и занимают тот стол, на котором расположена метка соответствующего цвета

Мастер:

  1. Напишите ассоциации, опишите эмоции к слову ОБЩЕНИЕ.
  2. Вспомните случаи из вашей жизни «положительного» общения и «отрицательного» общения.
  3. Опишите те чувства, которые вы испытывали при том и другом общении

(ребята описывают)

  1. Разделите лист пополам. В одной половинке выпишите те чувства, которые вы испытывали при «положительном общении», а в другой – при «отрицательном».
  2. Предъявите группе свою работу и составьте список от группы положительных и отрицательных чувств.
  3. Одна из групп зачитывает получившиеся список, другие группы дополняют.
  4. Сейчас каждой группе я предлагаю описание незавершенной ситуации. Вам необходимо продолжить ее и представить решение в виде маленькой сценки. Время работы группы 7 минут. Группам необходимо выполнить одно условие: в сценке участвуют все. На столе лежат конверты с заданиями

Варианты ситуаций

Ситуация «Мальчики и девочки»

Мальчики играют в футбол.  К ним подходит девочки(а) и говорит: «Ребята, возьмите меня(нас) в игру» …Как и что ответят ребята.

Ситуация «Родители (бабушки, дедушки) и дети»

Сын (дочка) играет в очень интересную компьютерную игру. В комнату, постучавшись, заходит мама (бабушка) и  говорит: «Опять ты сидишь за компьютером? А уроки сделал?....

Придумайте еще пару вопросов

Как и что ответит мальчик (девочка)

Ситуация «Младшие и старшие ребята»

Сборная команда 2 и 6 классов участвует на российском чемпионате игры «Что? Где? Когда?» Команде задают вопрос: Какой мост в Петербурге самый широкий?

Ученик 2 класса говорит: Ребята, ребята, я знаю ответ……

Как и что ответят ребята.

Ситуация «Разговор, спор»

На перемене ребята спорят, какой номер готовить на Петербургскую весну. Одни считают спектакль «Золушка», другие – «Папины дочки», третьи хотят делать клип, четвертые -…

Инсценируйте спор.

Прежде чем приступить к показу и обсуждению сценок. Договариваемся, что сегодня свободным микрофоном будет...(показывает любой предмет)  Помним, говорит тот, у кого в руках микрофон

Ребята по очереди показывают сценки, ведущий может задавать вопросы после каждого выступления, например: «А как по-другому могла пойти ситуация?» «А какие чувства испытывают герои сценок?»  При обсуждении каждой сценки мастер не оценивает работу ребят, а благодарит их за выступление.

  1. Напишите на листе бумаги самое значимое для вас правило общения или поведения. А теперь передайте соседу справа свой лист бумаги с правилом. Сосед напишет свое правило и передаст далее вправо и т. д. , пока лист бумаги с разными правилами не вернется  к хозяину. (условие одно - правила не должны повторяться)
  2. Неповторяющиеся правила выписываются на доске

Мастер: «А как называется свод законов или правил?

Правильно, КОДЕКС. То есть мы с вами составили «КОДЕКС ОБЩЕНИЯ»»

Хотите знать какие правила общения выделяют психологи?

Что говорят психологи

Будьте вежливыми.

В конфликте сторонние наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет выдержку и не отвечает грубостью на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с хамством. B споре или конфликте она является средством утверждения своей правоты. Именно поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.

Делайте комплименты друг другу

Хвалите человека за каждый даже самый скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах. (Корнеги)

Умейте слушать и слышать собеседника

Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого;  проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей; дайте собеседнику возможность выговориться; пусть  ваш  собеседник  почувствует,  что  идея  принадлежит ему; взывайте к благородным побуждениям; придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их; бросайте вызов! Последняя рекомендация подразумевает необходимость в некоторых ситуациях создавать соревновательную атмосферу, в которую охотно вовлекаются люди с развитым духом противоречия. (Корнеги)

Человек, приклеивший себе отрицательный ярлык в силу временного разочарования, может остаться с ним надолго.

Не следует приклеивать себе ярлыки: «я — плохой», «я — лентяй», «я — тряпка» и т. п. Во-первых, такое признание никак не способствует самосовершенствованию. Наоборот, чрезмерно самокритичный человек скорее внушит себе, что он безнадежен, чем добьется положительного эффекта «огульной самокритикой». Во-вторых, окружающие в целом склонны доверять людям в их мнении о самих себе, если полностью не уверены в обратном..

Оскорбления недопустимы  даже по  отношению к  тем,   кто  заслуживает самой негативной оценки.

Отстаивая свою точку зрения - аргументируй

В любых ситуациях общения отстаивать свою точку зрения, свои нравственные принципы и убеждения нужно силой аргументации, а не демонстрацией агрессивных намерений и готовности любой ценой подавить сопротивление оппонента.

Источник: Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989

  1.  Возьмите чистый лист, сложите его пополам и нарисуйте обложку для нашего кодекса. Ребята рисуют обложку и вывешивают ее на доску вокруг написанных правил.
  2. Мастер: «Все обложки замечательные, выберешь одну, другой обидится. Что же делать?» Ребята обсуждают в группах и предлагают свои варианты. Например: сфотографировать каждую обложку, уменьшить ее и сделать коллаж из всех обложек.
  3. Рефлексия

Какой этап работы доставил радость и удовольствие?

Что вас огорчило


Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы

Действия мастера

Действия участников

«Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения

Вспомните случаи из вашей жизни «положительного» общения и «отрицательного» общения. Опишите те чувства, которые вы испытывали при том и другом общении

Описывают на листе бумаги соответствующие чувства

«Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Разделите лист пополам. В одной половинке выпишите те чувства, которые вы испытывали при «положительном общении», а в другой – при «отрицательном».

Выписывают в два столбика чувства «положительного» общения и «отрицательного»

«Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

Предъявите группе свою работу

Зачитывают свои списки чувств

 «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Составьте список от группы положительных и отрицательных чувств.

Обсуждают и составляют список положительных чувств при общении и отрицательных

«Афиширование» - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

Зачитайте получившийся список. (одна из групп) Дополните список (обращение к другим группам)

Одна из групп зачитывает получившиеся список, другие группы дополняют.

«Социоконструкция»

Пере вами описание незавершенной ситуации. Вам необходимо продолжить ее и представить решение в виде маленькой сценки

Знакомятся с содержанием сценки. Распределяют роли. Инсценируют.

«Афиширование»

Смотрит сценки не комментируя. После каждой сценки задает вопрос

«А как по-другому могла пойти ситуация?» «А какие чувства испытывают герои сценок?»  

Показывают сценки. Вступают в диалог, отвечая на вопросы мастера

«Самоконструкция» -

Напишите на листе бумаги самое значимое для вас правило общения или поведения.

Составляют правило общение

«Социализация»

А теперь передайте соседу справа свой лист бумаги с правилом. Сосед напишет свое правило и передаст далее вправо и т. д. , пока лист бумаги с разными правилами не вернется  к хозяину. (условие одно - правила не должны повторяться)

Передают листы со своим правилом, знакомятся с правилом соседа

«Афиширование»

Выписывает на доске правила

Зачитывают правила

«Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

У каждого человека в свое время

«Самоконструкция»

Нарисуйте обложку для кодекса

Рисуют обложку

«Афиширование»

Повести рисунки на доску

Вывешивают на доску получившиеся обложки

7. «Рефлексия»

Какой этап работы доставил радость и удовольствие?

Что вас огорчило?

 Осуществляют рефлексию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком...

Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы

Школьный конкурс "Английский театр" как  один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации....