Классный час. Надеяться можно на что угодно, но рассчитывать только на себя.
классный час

Катунина Татьяна Петровна

Методы: дискуссия, проблемная ситуация,         

                интерактивная беседа с элементами тренинга.

 

 

   Цель: Расширить представления детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания для формирования позитивного отношения к экзаменам.

 

 

Задачи:

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость;

- развивать желание работать над собой;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

-побуждать детей к анализу своих мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;

- формировать позитивное отношение к экзаменам.

 

Форма проведения:   Час интересного общения.

Оформление: Презентация Power Point.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Надеяться можно на что угодно, но рассчитывать только на себя.

 «Нет недостижимых целей,

          есть слабые характеры ».

                                              (Ю. Алкин.)

                                                                                         (слайд 1).

Методы: дискуссия, проблемная ситуация,        

                интерактивная беседа с элементами тренинга.

   Цель: Расширить представления детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания для формирования позитивного отношения к экзаменам.

Задачи:

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость;

- развивать желание работать над собой;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

-побуждать детей к анализу своих мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;

- формировать позитивное отношение к экзаменам.

Форма проведения:   Час интересного общения.

Оформление: Презентация Power Point.

План классного часа.

  1.  Актуальность выбранной темы классного часа, результаты диагностики.
  2. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»
  3. Информация к размышлению «Характер и воля».
  4. Воспитывающая ситуация «Пример для подражания», (сообщение учащегося).
  5. Составление памятки «Как воспитать характер».
  6. Игра «Ассоциации».
  7. Коллекция полезных советов «Как настроить себя на успешную сдачу экзаменов».
  8.  Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Анализируя результаты диагностики «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Приложение №1), выявлено, что большинство ребят с ужасом думают о предстоящих испытаниях. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание».  Выходит так, что  во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный  настрой формируется,  когда  человек уверен в себе, целеустремленен, активен.  Эти качества характера   необходимы  выпускнику. Сегодня мы поговорим о том,  как воспитать свой характер и как правильно настроить и подготовить себя к экзаменам.

  1. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа».

В истории есть люди, которые получили прозвище «железный канцлер», «железный Феликс», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?

( - «Железный канцлер» - Бисмарк, выдающийся государственный деятель Германии 19 века, который смог объединить Германию железом и кровью». (слайд 2)

- «Железный Феликс» - это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции. (слайд 3)

- «Железная леди» - это примьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок.) (слайд 4).

Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти.

Вопрос к классу:

  1. Какие именно качества помогли им подняться наверх? (слайд 5).

(настойчивость, целеустремленность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля..)

Все эти «железные люди» обладали сильной волей. Это качество характера и позволило им преодолеть свои слабости и недостатки и управлять другими людьми.

  1. Информация к размышлению «Характер и воля».

Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которое проявляется в его поведении – в отношении к труду, к людям, к самому себе. (слайд 6).

 Очень важным качеством характера является воля. Воля – способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. (слайд 7).

Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Волевые люди обладают сильным характером. Они умеют ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Они активны, мужественны и смелы. Безвольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, несамостоятельны. Их называют слабохарактерными, бесхарактерными.

Волевые качества можно воспитать у человека. Об этом говорил знаменитый русский ученый И.П. Павлов. Он подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. самосовершенствоваться.

  1. Воспитывающая ситуация «Пример для подражания».

Как же можно воспитать волю? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания.

Выступление учащегося.

Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр 1. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.

Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения – все это он выполнял охотно, никогда не сваливал на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей… Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Вы конечно, догадались, о ком идет речь? (А. Суворов). (слайд 8).

Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодолевать препятствия.

Вопрос к классу.

  1. Какие же препятствия пришлось ему преодолевать? (слайд 9).

(лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость…)

5. Составление памятки «Как воспитать характер».

Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать.

Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки характера и воли применяют другие инструменты

 (беседа с учащимися:  по наводящим вопросам составляем памятку,  на экране по щелчку компьютерной мыши появляются пункты памятки).

 (слайд   10  «Как воспитать свой характер»)

- Пообещать себе изменить свой характер.

-Составить план действий на день, неделю, месяц.

- Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

- Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

- Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

- Приказывать себе выполнять намеченное.

- Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

(памятка раздается каждому ученику).

Памятку составили, теперь нужно решить, над чем в первую очередь нам нужно работать?

Нам необходимо научиться позитивно относиться к предстоящим испытаниям. Поэтому немного поиграем.

  1. Игра в ассоциации.

 С учащимися проводится небольшое упражнение-разминка, в ходе которого школьники придумывают ассоциации на слово “ЕГЭ”, отвечая на конкретные вопросы:

 “Если ЕГЭ – это мебель, то какая?”,

“Если, одежда – то, какая?”

« Если  ЕГЭ – это машина, то какая ?» и т. д. 

(Ассоциации в идеале должны показать, что у ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то учителю можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: “На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя”, “ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал”, “Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены” и т. п.)

ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал!

7 Коллекция полезных советов : «Полезные советы:  как настроить себя         на успешную сдачу экзаменов».

Определим  психологические аспекты подготовки к экзаменам: (ребята заранее собрали коллекцию полезных советов, выступление учащихся).

( слайды 11 -13).

  1. Сначала нужно оборудовать  место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши…
  2. Психологи советуют поместить на видном месте что- нибудь желтое или фиолетовое, так как эти цвета повышают интеллектуальную активность.
  3. Составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы – «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы,  а жаворонок  - утренние.
  4. В плане нужно четко указать, что именно будите учить, какие разделы, какого предмета.
  5. Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий , 10 минут – перерыв.
  6. Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки!
  7. Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляемость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.
  8. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа.  Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими.
  9. Если же вы очень волнуетесь, используйте прием, который называется «доведения до абсурда». Представьте себе самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь посильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить.
  10. Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим готовым к борьбе. Ведь экзамены – это психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

  1. Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать уверенней, не бояться предстоящих экзаменов. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание – это индивидуальный процесс. И длиться он в течение всей жизни. Но одно правило – общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие памятки, намерения и планы не дадут результата. А сила характера закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой, а с этой победы начинаются все остальные.

Желаем успехов во время подготовки к экзаменам!

«Хорошая подготовка – это половина победы», - говорил великий писатель М. Сервантес. (слайд 14).

  1. Рефлексия в форме отзывов на бланке заготовленном учителем ученики отвечают на следующие вопросы:
  1. Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа?
  2. Захотелось ли вам воспитывать свой характер?
  3. Поменялось ли ваше отношение к экзаменам?
  4. Какая часть классного часа вам больше понравилась?

Напутственные  слова:

« Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите трудиться». (Опра Уинфри). (слайд 15)

Спасибо за внимание! (слайд 16).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час. Надеяться можно на что угодно, но рассчитывать только на себя. « Нет недостижимых целей, есть слабые характеры». Ю. Алкин .

Слайд 2

Бисмарк Отто фон (1815-1898г) Князь, политик, Государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), Прозванный «железным канцлером».

Слайд 3

Дзержинский Феликс Эдмундович (1877 – 1926г). Деятель революционного движения, Деятель Советского государства, Один из основателей советских органов безопасности и разведки, Прозван «железный Феликс».

Слайд 4

Маргарет Тэтчер (13 октября 1925г… 1979 – 1990г премьер министр Великобритании (Консервативная партия В В еликобритании), 1992г Баронесса, известна как «железная леди».

Слайд 5

Какие именно качества помогли этим людям подняться вверх?

Слайд 6

Характер – греч. сл. означает «отпечаток», «чеканка».

Слайд 7

Воля – способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.

Слайд 8

Суворов Александр Васильевич (1730 – 1800). Русский полководец, Князь Италийский, Граф Рымникский и Священной Римской империи, Генералиссимус русской армии и генерал.

Слайд 9

Какие препятствия пришлось преодолеть А. В. Суворову?

Слайд 10

Памятка «Как воспитать свой характер». Пообещать себе изменить свой характер. Составить план действий на день, неделю, месяц. Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно. Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану. Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой. Приказывать себе выполнять намеченное. Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

Слайд 11

Как настроить себя на успешную сдачу экзаменов. 1. Сначала нужно оборудовать место для занятий . 2 . Психологи советуют поместить на видном месте что- ни будь желтое или фиолетовое, так как эти цвета повышают интеллектуальную активность . 3 . Составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы – «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а жаворонок - утренние . 4 . В плане нужно четко указать, что именно будите учить, какие разделы, какого предмета . 5 . Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий , 10 минут – перерыв .

Слайд 12

Как настроить себя на успешную сдачу экзаменов. ( советы ) 6 . Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки ! 7. Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляемость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить. 8. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими .

Слайд 13

Как настроить себя на успешную сдачу экзаменов. Если же вы очень волнуетесь, используйте прием, который называется «доведения до абсурда». Представьте себе самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь посильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить. Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим готовым к борьбе. Ведь экзамены – это психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

Слайд 14

« Хорошая подготовка – это половина победы». М. Сервантес.

Слайд 15

«Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите трудиться». Опра Уинфри .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час (знакомство с классом) "Я не волшебник, я только учусь"

Сценарий классного часа позволяет не только познакомиться с детьми, но и дает возможность им проявить творческие способности....

Классный час "Словом можно убить и спасти"

Тема востребована на сегодняшний день.Цель классного часа - воспитание нетерпимого отношения к бранной лексике....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»

Цель:  1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его           популярности;          2) вызвать учащихся на разго...

буклет для классного руководителя "кого можно считать трудным подростком"

советы и рекомендации классному руководителю по работе с детьми требующими особого педагогического внимания...

Классный час "Чем можно гордиться?"

Классный час "Чем можно гордиться?"...

Презентация к классному часу "Чем можно гордиться?"

Презентация к классному часу "Чем можно гордиться?"...