Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v.r._klyueva_l.v.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».

Рассмотрено                                          Согласовано                                     Утверждаю

МО учителей                                         Зам. директора                                 Руководитель ОУ

______________                                     _____________                                __________ Е. Г.Поль  Протокол № ____                                  «____» ______2011г.                         «____» ____2011г.

От «____» _____2011г.                  

Программа

воспитательной работы

5-11 класс

 «Формирование и развитие творческой личности

 учащихся в классном коллективе»

Автор программы

Классный руководитель

Клюева Лариса Валентиновна

План

  1. Введение (актуальность, обоснование)………..………………………
  2. Краткая характеристика школы  ………...…………………………….
  3. Теоретическая концепция ……………………………..………..……..
  4. Содержание воспитания……….……………….………………….…...
  5. Модель выпускника…………………………………………………….
  6. Новизна моего опыта ………………………………………………..…
  7. Этапы реализации программы…………………………………………

Заключение (результативность воспитательной системы) ………….


Введение (актуальность, обоснование)

Возможно ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право.

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы…

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Воспитание как реальность представляет собой совокупность реальностей, таких, как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание, коррекционное воспитание. Пришла пора социальных перемен. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию. Может ли в таких условиях школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников? Конечно, об ответственности говорить трудно, но, тем не менее, помогать детям в такой ситуации школа должна. Сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Поэтому я рассматриваю ВОСПИТАНИЕ как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание в классе реализуется через воспитательный процесс - это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.

Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе.

Для нас воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, саморазвитию).

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

 Обращение к проблеме развития творческости определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся - это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, деятельность классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся.

Воспитание и развитие личности учащегося не должны быть эпизодическими, они должны быть включены в единую воспитательную систему.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Теория становления, развития и управления воспитательной системы убеждает в ее целесообразности.

Во-первых, при использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного). Это важно потому, что целостное развитие личности учащегося может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс.

Во-вторых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом школы социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность.

В-третьих, созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива. Содержащая определенные способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, она, как правило, более эффективна, а затрат требует меньше, так как действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или в непривычной обстановке. Поэтому при построении системы мы уделили особое внимание формированию традиций. Они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность.

В-четвертых, в воспитательной системе моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждении личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношений в коллективе.


Краткая характеристика школы  

Школа расположена в пгт. Новоаганск Нижневартовского р-на ХМАО-Югры  

В школе постоянно ведутся исследования по анализу успеваемости учащихся, их психологической комфортности, эрудиции, прилежания, трудолюбия, уровню развития, эстетического вкуса, отношению к природе, к обществу, к себе. Учебное заведение является среднестатистическим, находится в постоянном движении, создаёт базу для разностороннего развития детей.   Школа стремится создать условия для гармоничного развития личности школьника.  

 Коллектив учителей трудоспособный, с преобладанием молодых учителей. Работать в данном коллективе интересно, но и ответственно. Учитель должен постоянно искать новые пути повышения качества знаний учащихся, развивать самостоятельность, как активную форму деятельности.


Теоретическая концепция

 Цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать  гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для  расцвета индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей.

Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее:

- связь с прошлым, наличие культурной, исторической памяти;

- устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;

- полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:

  • принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
  • принцип культуросообразности воспитания;
  • принцип целесообразности и природосообразности;
  • принцип креативности, творческого начала в воспитании;
  • принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  • принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
  • принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

Подразумевается, что в процессе индивидуально-личностного развития необходимо не количественное, суммарное освоение моделей воспитания, а предоставление права школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.

Основные направления:

  • Гуманистическая направленность воспитания и образования;
  • культурологическая направленность;
  • коллективное творчество;
  • эмоциональное насыщение жизни коллектива;
  • личностно-ориентированный подход;
  • передовой педагогический опыт.

Педагогические теории, ведущие идеи:

наряду с собственными разработками довольно успешно используются идеи таких видных педагогов как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.А. Захаренко:

  • педагогика гуманизма;
  • педагогика сотрудничества;
  • педагогика общей заботы.

Цели

  1. развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей;
  2. развитие коммуникативности личности учащихся;
  3. обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Задачи

  1. создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  2. формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  3. содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей;
  4. содействие формированию нравственной позиции;
  5. использование воспитательных возможностей музеев, театров, библиотек;
  6. повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
  7. обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  8. развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом;
  9. поддерживание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки, доверия друг другу;
  1. выработка моральной устойчивости к отрицательным воздействиям;
  2. организация работы для выбора, конкретизации профиля;
  3. привлечение к воспитательной работе родителей;
  4. содействие укреплению здоровья детей;
  5. формирование навыков самостоятельной подготовки, работы по учебным предметам, самостоятельных занятий.

Исходя из данных задач, выделены следующие направления воспитательной работы класса:

1. Сплочение коллектива

2. Профориентационная работа

3. Самостоятельность в делах

4. Творческие дела

5. Школьные дела

6. Работа с родителями

Общность людей

  • учителя и ученики;
  • школьный психолог;
  • социальный педагог;
  • организатор;
  • родители.

Деятельность

  • диагностическая;
  • учебно-познавательная;
  • трудовая;
  • общественно-полезная;
  • эстетическая;
  • ценностно-ориентированная;
  • художественно-творческая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • коррекционная.

Сеть отношений

  • сотрудничество;
  • сотворчество;
  • соуправление.

Классный руководитель стремится к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины

Технологии

  • инновационные технологии;
  • передовой педагогический опыт;
  • методика коллективной творческой деятельности. 

Организация воспитательного процесса

Средства воспитания: труд, учение, общение, слово, искусство, элементы социальной среды.

Методы воспитания:

требования, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение, рефлексия, методика коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова, методики групповой деятельности Н.Е. Щурковой и др.

Приемы воспитания:

стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, авансирование, награда, побуждение и др.) и тормозящие (намек, возмущение, мнимое безразличие, взрыв, ирония, приказ, предупреждение и др.).

Результаты воспитания:

  1. уровень воспитанности учащихся;
  2. сформированность коммуникативных качеств личности учащегося;
  3. уровень педагогической культуры, педагогического мастерства учителя.

Активные формы воспитания:

игры; ток-шоу, агитбригады, тематические КВНы, конкурсы газет, плакатов, фоторабот, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, стихотворений, Дни здоровья, Дни музеев, Дни театра, экологические субботники "Люби свой город".


 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

- программы и проекты, направленные

- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.).

- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).

2. Нравственное и духовное воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);

- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;

- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий);

- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества, разовые мероприятия – дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);

- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);

- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных  

занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;

- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.).

- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение  профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);

- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности и т.д.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий

-разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;

- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения, дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации, проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,  «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.).

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

- программ и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слётов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.

- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

9. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).

10. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);

- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.

11. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев;

- программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международный и региональных проектов – Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ ЮНЕСКО- ASP-net UNESCO и др.);

- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Модель выпускника класса

Классный руководитель стремится вырастить выпускника, владеющего следующими качествами:

  • имеющим собственный взгляд на мир, проблемы государства, искусства и литературы, философии и политики;
  • социальная ответственность;
  • высокий уровень самосознания;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • креативность;
  • человечность, альтруистическую направленность;
  • высокий уровень общей культуры;
  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Новизна моего опыта

Новизна моего опыта заключается в обновлении традиционных форм и методов воспитательной работы, используя приемы современных воспитательных технологий и рефлексии при проведении классных часов и родительских собраний.

За 25 лет работы классным руководителем у меня сложился определенный опыт по формированию воспитательной системы.

Начинаю свою деятельность со знакомства с семьями учащихся. Это первый этап работы классного руководителя.

Что надо знать о семье?

  1. Материально бытовые условия.
  2. Спортивные интересы семьи.
  3. Режим дня ребенка в семье.
  4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
  5. Семейный досуг.
  6. Уровень педагогической культуры родителей.

Формы знакомства:

посещение квартир; анкетирование

личные беседы с родителями; выявление потребностей детей

 На втором этапе совместно с родителями на родительском собрании вырабатываем главные ориентиры - образ желаемого ученика, после постановки целей и задач определяю системообразующие виды деятельности воспитательной работы в классе.

Реализовать поставленную педагогом цель: на основе изучения личностей учащихся, их интересов, потребностей создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития личности, можно только на основе согласованных действий с родителями. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к планированию внеклассной работы. Этот вопрос мы рассмотрели на первом заседании родительского комитета. Родители предложили ввести традиции класса: совместные праздники, ежегодные походы, экскурсии, выставки работ, вести фото и видеолетопись класса.

На 1 этапе формирования воспитательной системы класса - этап становления, выделялись лидеры и пассивные участники, так как не был прочных связей между членами классного коллектива. На одном из заседаний родительского комитета поставили задачу: проводить работу по сплочению коллектива родителей и детей. Для этого создали инициативные группы родителей (отвечающие за внеклассную работу в течение четверти), чтобы использовать возможности каждого в реализации общих целей.

Опираясь на потребности родителей, их уровень педагогической культуры я составила тематику родительских собраний, с целью выработки единых требований семьи и школы к ребенку, поиска совместных путей решения общих проблем воспитания.  

Методика работы с родителями учащихся.

Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по моему мнению, является:

  • Чрезмерное занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
  • Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежеланием участвовать в школьных делах;
  • Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию
  • Низкий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

В силу вышеобозначенных проблем, в том числе и неблагоприятных внешних обстоятельств, работы школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что эта работа уже не нужна школе. Рассмотрим, как можно организовать взаимодействие с родителями учащихся на основе системного подхода и к этой стороне управленческой деятельности педагога-воспитателя.

Цель работы - организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.  

Задачи:

  1. Включение родителей в совместную со школой воспитывающего деятельность с детьми.
  2. Правовое просвещение родителей.
  3. Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  4. Оказание родителями материально-финансовой помощи школе.
  5. Совместное со школой организация социальной защиты детей.
  1. Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

При работе с целым классом и с каждым отдельным учеником я использую для себя принцип «7У»:    1. уверенность

  1. успешность
  2. удивительность
  3. убедительность
  4. уважительность
  5. уравновешенность
  6. улыбчивость

Базовые ценности коллектива класса

В основе организации воспитательного процесса в классе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека должны осуществляться в целостном учебно-воспитательном процессе. В основу идеи положен приоритет воспитания, понимаемого как целенаправленное воздействие на процесс развития личности. Такой подход позволяет сделать главным объектом внимания не знания, умения и навыки, а самого ребенка.

Воспитательная система класса опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:

  1. ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
  2. ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
  3. СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
  4. ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
  5. ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
  6. КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
  7. МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
  1. ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Основные принципы жизнедеятельности классного коллектива, его функционирования и развития

  1. Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку у.
  2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
  3. Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
  4. Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
  5. Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
  6. Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Приоритетные проблемы работы классного руководителя

  • Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
  • Формирование творческого потенциала личности учащегося

Мониторинг нравственных ценностей,  предложенный учащимся класса показал, что наибольшее предпочтение учащиеся и родители отдают таким нравственным категориям, как здоровье, семья, преданность в дружбе, знания, возможность развития, стремление к самосовершенствованию. Педагоги также отдают предпочтение организованности и справедливости. Педагоги также отдают предпочтение организованности и справедливости. Наименее значимыми для учащихся и родителей стали категории, связанные с верой, политикой и идеологией.

 ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

от Дэвида Льюиса

  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
  • Ищи истину вместе с ребенком,
  • Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
  • Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
  • Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
  • Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
  • Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
  • Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  • Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
  • Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  • Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
  • Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
    Этапы реализации программы:

 
1 этап: 2011-2012 уч.год. – 5 класс.
«Рождение»

Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;

Форма деятельности – выпуск классной газеты «Пятиклассник».

Выпуск газеты, кроме вышесказанного, преследует решение нескольких важных задач в развитии младшего подростка:

- развитие творческих способностей;

- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;

- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;

- объединение класса общим делом;

 

2 этап - 6-7 классы.2012-2014 г.г.
«Становление»

Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Форма организации классных дел: проектная деятельность.

Выпуск классной газеты.

Оформление фото и видеолетописи класса .

 

3 этап - 8-9 классы. 2014-2016 г.г.
«Самоопределение»

Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности, определение профиля.

Формы деятельности: тематические беседы, психологические тренинги, посещение Ярмарки профессий, встречи со специалистами.

Проведение работы по подготовке к выбору профиля 10 класса: это касается, во-первых, определения профиля каждого ученика, во-вторых, психологический настрой подростков.

 

4 этап - 10 класс. 2016-2017 г.г.
«Переосмысление»

Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации, профессионального самоопределения.

Форма деятельности: работа органов самоуправления, классные часы;

 

5 этап - 11 класс. 2017-2018 г.г.
«Самореализация»

Цель: создание условий для самореализации учащихся

Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.

 

6 этап – 2018-2019 г.г.
« Саморегуляция»

Цель: отслеживание успешности самореализации выпускников.

Форма деятельности: встречи выпускников, сайт класса, наблюдение

 

 

Продуктивность реализации программы развития класса

( достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности)

Показателями результативности служат:

- отслеживание результатов успеваемости, рейтинга;

- данные уровня воспитанности учащихся;

- изучение уровня развития творческих способностей учащихся;

- наблюдение за успешностью отдельного ученика во внеучебной деятельности;

Результативность воспитательной системы

В классе царит здоровая доброжелательная творческая атмосфера. Учащиеся любят школу, стремятся своей учебой, общественной активностью, высоким духовно-нравственным содержанием, спортивными достижениями преумножать славу школы.

В течение учебы в 5-6 кл. учащиеся стали победителями школьных олимпиад по математике, русскому языку, литературе,  и других предметов, творческих мероприятий.

Учащиеся класса - неизменные участники различных олимпиад, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.

Работа над развитием воспитательной системы в классе продолжается!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие культуры общения в классном коллективе».

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Отношения в классном ко...

Программа воспитательной работы "Развитие творческой личности в классном коллективе" 10 - 11 класс классе"

Данная программа расчитана на два года: 10 и 11 класс. Ее содержание предполагает примерную тематику классных часов, родительских собраний, совместных мероприятий с родителями, классных собраний. Запл...

Развитие творческой личности в классном коллективе

“ Развитие творческой личности в классном коллективе”. Пояснительная записка  С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспита...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.

Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...