Программа воспитательной работы "Развитие творческой личности в классном коллективе" 10 - 11 класс классе"
рабочая программа (10 класс) по теме

Козлова Анна Владимировна

Данная программа расчитана на два года: 10 и 11 класс. Ее содержание предполагает примерную тематику классных часов, родительских собраний, совместных мероприятий с родителями, классных собраний. Запланированы разделы для работы с одарёнными детьми и со слабыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_10_-_11_klass.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Программа воспитательной работы

Развитие творческой личности в классном коллективе

  (10 – 11 класс)

Классный руководитель: Козлова

Анна Владимировна, учитель

русского языка и литературы

2013

Пояснительная записка

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
        Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
        В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
        Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием.           Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы: 

-создание оптимальных условий для адаптации личности в 10 классе;
- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
- развивать творческие способности школьников;
2. Связать в единое целое: вновь родившийся коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5.Продолжит формирование системы самоуправления в классе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2010-2011 уч. год.
2 этап -2011-2012 уч. год.
Реализация задач осуществляется через   дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.  

          В центре   программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. «Я и Я»
2. « Я и семья»  
3. «Я и моё Отечество».

4. «Я и планета»
 Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
       В своей работе использую разные формы проведения мероприятий: классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; экскурсии, спортивные праздники, КВН, УСЛ, исследовательскую работу, диагностические исследования, классное самоуправление. Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа. “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

Содержание программы.

Данная программа предполагает:

  1. Тематические классные часы:

-  Давайте познакомимся

- О матерях можно говорить бесконечно.

- Урок мужества, посвященный  женщинам, участницам ВО войны..

- В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души.

- Не проходите мимо одиночества

-  Как поживаете, мои  Я?

- На распутье.

- Роскошь человеческого общения.

-  Прикажи себе выжить.

-   .

2. Тематические классные собрания:

-  

- Уважение – великая сила.

-  Подведение итогов за 1 полугодие.

-  

3. Мероприятия с детьми:

- Классный вечер «Осенние фантазии».

- Классный вечер «Ох уж эти девчонки!»

-. Презентация «Их знал весь мир»

-  Конкурс « Литературный ринг».

4. Совместные мероприятия с родителями:

-  Поездка на каток.

- Поездка в драматический театр.

- Классный вечер к Новому году.

- Вечер «Ох уж эти бабушки…»

-  Осенний поход.

5. Родительские собрания:

-   Адаптационный период в жизни пятиклассника

-   Наши успехи и недостатки.

-   Как создать гармонию отношений в семье

Перспективный план работы

2013-2014 учебный год

1 четверть

Тема периода

«Я и я».

Ключевое дело школы

 Месячник гражданской защиты.

Идея

 Месячник добрых дел.

Ключевое дело класса

 Помощь престарелым людям.

2 четверть

Тема периода

«Я и семья»

Ключевое дело школы

 Месячник по профилактике правонарушений

Идея

 Месячник семьи.

Ключевое дело класса

 Создание презентации ко Дню Матери.

3 четверть

Тема периода

«Я и мое Отечество»

Идея

 Дни родного края

Ключевое дело школы

 Месячник родного края.

Ключевое дело класса

 Вечер «Мальчишки, мальчишки…»

4 четверть

Тема периода

«Я и планета»

Идея

 Воспитание гражданских чувств..

Ключевое дело школы

 Месячник воинской славы.

Месячник   здоровья

Ключевое дело класса

  Классный час «Умей всем страхам в лицо рассмеяться»

Примерная тематика классных часов:

10 класс:

-  Дню матери посвящается...

- Быть здоровым – жить в радости».

-Ваша модель из 1800 деталей.

- Семья ваших «Я»

 - Умейте властвовать собой.

-  Берегите нервы.

- Надо ли подавлять эмоции?

- Саморегуляция в любви.

-"Что я хочу дать миру, что я хочу взять от мира"

-Вирус сквернословия.

-"Вопросом на вопрос"

-Спасательный круг юмора.

11класс:

-  «Коктейль здоровья».

- Деньги, бизнес, власть.

- "Должен ли я родителям"

-Живая этика.

-Гармония физического и психического.

-Самоуправление в конфликте.

-Психологический автопилот.

- Хозяин своего поведения.

- Как стать лидером?

- Деньги, бизнес, власть.

- Кем я хочу стать?

  Тематические классные собрания:

10 класс:

-Давайте жить дружно.

- Итоги жизни класса за 1 полугодие.

- Доживём до понедельника.

- Умей властвовать собой.

11 класс:

-  Мы сдаем ЕГЭ.

- Как справиться со стрессом?

-  Ищите помощь себе извне.

-  Дорога взросления.

Мероприятия с детьми:

10 класс:

- Классный вечер « Как на Ленины именины…»

- Классный вечер  ко Дню св. Валентина.

- Литературный вечер «Давайте восклицать…»

-  Экскурсия в лес.

- Классный вечер к Новому году.

-  Участие в акции «Помощь»

11 класс:

-  Осенний поход.

-  Классный вечер «Листья жёлтые».

- Проведение праздника  Нового года.

- Выпускной вечер.

- Литературная гостиная «В гостях у С.Есенина»

Работа с родителями.

Цель раздела: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Задачи:

1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса.

2.       Формирование здорового образа жизни  в семьях.

3.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

4.       Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья.

 Родительские собрания:

10 класс:

- Особенности юношеского возраста.

- Прошу прощения у вас. УСЛ (урок семейной любви – специальная методика) (диск)

- О радостях и сложностях общения.

- Жизненные ценности или искусство жить достойно.

11 класс:

- Знакомство с инструкциями по сдаче ЕГЭ.

- Друзья  и враги  детского здоровья.

-  О счастье мужском и женском. УСЛ. (диск)

- Подготовка к выпускному вечеру.

Совместные мероприятия с родителями:

-  Поездка на каток.

- Поездка в драматический театр.

- Уроки семейной любви.

-  Осенний поход.

 - Показ презентаций ко Дню учителя.

Индивидуальная работа с одарёнными детьми

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. В данном классе 50% детей имеют огромный творческий потенциал, поэтому развитие их способностей стоит на первом месте в учебно-воспитательной работе класса.

 Цель раздела: Обеспечение  возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Задачи:

- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного  и индивидуального образования;
-  продолжить внедрять в образовательное пространство класса вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

Ф.И. учащегося

Учебно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Ф.И. учащегося

Творческие конкурсы

Предметные конкурсы

Заполнение таблиц идет в течение учебного года.

Работа с детьми  группы риска

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Данная категория присутствует в классном коллективе и требует постоянного внимания.

 Цель раздела: оказание помощи в изучении учебных дисциплин и нравственной  поддержки.
Задачи:

- Помочь детям адаптироваться и самоутвердиться в новом коллективе.

- Осуществлять контроль успеваемости.

- Контролировать досуг.

1 полугодие 2013 – 2014 учебного года

 Ф.И.

уч-ся

 Успевае

-мость,

 

Посеща-  емость

Досуг, занятость, временные поручения

  Участие

детей в меропри-

ятиях

 

Проведенная

работа с детьми.

 Проведенная

 работа с родителями

 Положительные результаты,  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты программы:


- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;

-  повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

 Перспективный план воспитательной работы 11 класса на   2-ю четверть 2011 – 2012 учебного год.

Работа с классным коллективом

Общешкольные мероприятия

Работа с активом

Работа с семьей

Индивидуальная работа

Примечания

Месячник  права

7.11 – 12.11.

 

   

  Участие в сборе министров культуры по планированию.

 

 

  1. – 19.11.

 Классный час «М.В.Ломоносову 300 лет» - отв. Н.Галкина

 

 

 

 Беседа со Щукиной А. по поводу учебы.

 21.11 – 26.11

Правовая викторина «Права и обязанности»

(отв. Щукин Н. и Истомина А.)

Подготовка ко Дню матери: концертный номер  для ДК + изготовление поздравительных открыток для мам.

 

  Выпуск газеты (Плотникова Н.)

 

 

28.11 – 3.12

Классный час по толерантности. (Истомина К. и Трошева Н.)

Участие в Дне толерантности

Участие в сборе МЭРов по итогам проведения месячника

Беседа со Спициным С. по поводу учебы

Месячник  «Семьи»

 5.12 – 10.12.

 Подготовка материалов для фотоколлажа. (Отв. Родительский комитет)

  Участие в концерте, посвященном Дню Матери.

 *Участие в сборе  министров культуры  по подведению месячника «Семьи» Плотникова Н.

 

   

 

 12.12. – 17.12.

  Интеллектуальная игра с родителями.

(Отв.  Родительский комитет)

 Участие в выставке фотоколлажей «Веселая семейка»

 Участие в сборе мин-ва культуры по  проведению  новогодней елки

 Классное родительское собрание

  Беседа со  Чудиновым А. по поводу учебы

19.12 – 24.12

  Подготовка к Новому году

Участие в интеллектуальном шоу.

  Участие в  МИД   по  проведению елки.

 

 

 

 26.12 – 31.12

 Итоговый классный час.

   Новогодняя елка.

 Участие в сборе МЭРов по итогам месячника.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Развитие творческой личности в классном коллективе

“ Развитие творческой личности в классном коллективе”. Пояснительная записка  С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспита...

Программа воспитательной работы "Учимся жить в современном мире" 5-9 класс

Сплочение и развитие коллектива учащихся  средствами  воспитательной  деятельности. Планирование и организация классных часов и коллективных дел по блокам....

Программа воспитательной работы «Школа успешной личности» Срок реализации- 5 лет

 В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются сп...

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...