«Развитие культуры общения в классном коллективе».
статья (8 класс) по теме

Петер Татьяна Геннадьевна

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kultury_obshcheniya_v_klassnom_kollektive.doc100.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Петер Татьяна Геннадьевна

                                                                                           Классный руководитель 8 «Б» класса

БОУ города Омска «гимназия № 159»

                    «Развитие культуры общения в классном коллективе».

 Воспитание детей – рискованное дело,

Ибо в случае удачи последняя приобретена

ценою большого труда и заботы, в случае же

неудачи – горе, несравнимо ни с, каким другим.

                                                         Демокрит

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина.  Поэтому, когда я взяла пятиклассников, стала наблюдать  частые конфликты и неумение общаться друг с другом, психологом была проведена диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса, адаптированная Н.В.Гришиной и диагностика конфликтности (тест В.Ф.Ряховского "Самооценка конфликтности"). По результатам диагностики из 24 человек в классе , конфликтность не выражена у 5-ти учащихся, слабо выражена конфликтность у 14 учащихся, выраженная конфликтность  у 4 учащихся.

Конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Конфликтность  выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

Выраженная конфликтность.  Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За что вас не всегда любят, но зато уважают.

А также проведены диагностики по выявлению уровня эмпатии и рефлексивности. По результатам диагностики исследования эмпатийных тенденций И.Юсупова и диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова была составлена общая характкристика класса, которая показала, что в классе преобладает средний уровень развития эмпатии (70% человек), а также выявлен низкий уровень эмпатии у 30% учащихся.

        Умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

        Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.
Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Средний уровень развития эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя в разных проявлениях.

Низкий уровень - это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться всю жизнь. 

По результатам  диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова  у 15% учащихся преобладает индикатор среднего уровня рефлексивности, у 85% учеников - индикатор низкого уровня рефлексивности. Следует отметить, что ни у кого из учащихся не наблюдается высокого уровня рефлексивности.

Рефлексивность -самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, веутренней жизни.

Индикатор среднего уровня рефлексивности - человек может адекватно оценивать свои поступки, действия.

Индикатор низкого уровня рефлексивности - люди с таким уровнем не умеют оценивать свои поступки, действия.

На основании общих рекомендаций была  разработана программа развития ученического коллектива, целью которой создавать условия для проявления учащимися своей индивидуальности, для воспитания культуры общения учащихся в классном коллективе и социуме.

      Для реализации данной цели были разработаны  мероприятия начиная с 5 по 8класс, направленные
на сохранение здоровья тела и души, на преодоление конфликтных ситуаций в коллективе и воспитание культуры общения.

       Учитывая возрастные особенности пятиклассников, а именно качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками, мы увидели, что большинство проблем и трудностей вызывается  нарушениями характера их общения  со значимыми людьми. Поэтому для пятого и шестого класса были разработаны следующие мероприятия.

5 класс.

  1.  «Учимся взаимодействовать» (создаем организационную структуру класса, организовывать свою деятельность).
  1. «Учимся управлять» (развивать организаторские способности, умения обсуждать проблемы сообща, принимать коллективные решения).
  1. Социометрическое исследование классного коллектива.
  1. «Умей общаться со всеми всегда» (практикум по культуре общения).
  1. «Что такое хорошо и что такое плохо» (сатирическая конкурсная программа против вредных привычек).
  1. «Доброта спасет мир» (классный час – размышление).

. 6 класс.

  1. «Поговорим о правах и обязанностях»
  1. Методика «Репка» или какие качества я в себе вырастил?
  1. «Самовоспитание – путь к самосовершенству» (информационный лекторий).
  1. «Совесть – внутренний судья человека» (классный час – размышление).
  1. «Спасибо, Пожалуйста, Здравствуйте»  (классный час – практикум, формирование культуры общения учащихся).
  1. «Учимся предотвращать и разрешать конфликты» (практикум, развивать умения анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты).
  1. «Учимся сотрудничать» (игры на развитие групповой сплоченности).
  1. «Семь цветов радуги» (оценка взаимоотношений в классе – самоаттестация).

В шестом классе в конце учебного гада проведена повторная диагностика по результатам которой видно, что в классе преобладает средний уровень развития эмпатии (74% человек), а также выявлен низкий уровень эмпатии у 26% учащихся. По результатам  диагностики уровня развития рефлексивности   у 25% учащихся преобладает индикатор среднего уровня рефлексивности, у 73% учеников - индикатор низкого уровня рефлексивности и  у 2% учащихся  наблюдается высокий уровень рефлексивности.Видя небольшой прогресс, решили продолжить работу в этом направлении.

7 класс.

  1. «Наши коллективные дела» (организация деятельности – игра).
  1. «Улыбка и смех приятны для всех»  (конкурсная программа,  воспитание умений и навыков коллективной творческой деятельности).
  1. «Мы такие разные. Каков наш характер, темперамент?» (практикум, игровая деятельность).
  1. «Как  прожить без конфликтов» (практикум).
  1. «Ищу друга» (помочь познать себя и окружающих, способствовать преодолению барьеров в общении, совершенствовать навыки общения – практикум).
  1. «Какой мы коллектив?» (игра – экспромт).

В 7 классе в конце учебного года проведена повторная диагностика по результатам которой видно, что в классе также преобладает средний уровень развития эмпатии (79% человек), а также выявлен низкий уровень эмпатии у 21% учащихся. По результатам  диагностики уровня развития рефлексивности   у 32% учащихся преобладает индикатор среднего уровня рефлексивности, у 63% учеников - индикатор низкого уровня рефлексивности и  у 5% учащихся  наблюдается высокий уровень рефлексивности. Работу продолжили  в восьмом классе

8 класс.

  1. «Образ вашего «Я» (исследование качеств своей личности, построение плана развития и приобретение положительных качеств личности, совершенствование своего «Я» - практикум).
  1. «О самом сокровенном» (содействовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками).
  1. «Я, ТЫ, МЫ» ( воспитание чувства терпимости по отношению к другим людям, уважение их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры –практикум).

Отслеживая работу программы  по годам обучения, я увидела прогрессивное развитие в целом своего классного коллектива и  каждого обучающегося в отдельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Программа воспитательной работы "Развитие творческой личности в классном коллективе" 10 - 11 класс классе"

Данная программа расчитана на два года: 10 и 11 класс. Ее содержание предполагает примерную тематику классных часов, родительских собраний, совместных мероприятий с родителями, классных собраний. Запл...

Развитие творческой личности в классном коллективе

“ Развитие творческой личности в классном коллективе”. Пояснительная записка  С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспита...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.

Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...