Доклад: Роль классного руководителя в формировании гармонично-развитой личности и становление классного коллектива
статья на тему

Проскурина Яна Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_klassnogo_rukovoditelya.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 с. Кевсала

        

Доклад

на тему: «Роль классного руководителя в формировании гармонично-развитой личности и становление классного коллектива»

Классный руководитель 7 класса «А»

Проскурина Яна Александровна

2015 год

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.

Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.

А если человек загадывает на века – он воспитывает детей

Старинная японская мудрость

Классный руководитель- это организатор разнообразной деятельности в классе, способствующий «саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, созданию необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

Чтобы деятельность классного руководителя была эффективной в современных условиях, он должен выработать такие качества, как уверенность в себе, умение общаться с учениками, их родителями и коллегами, владение психологическими приемами разрешения конфликтных ситуаций, иметь собственный стиль в одежде, высокий профессионализм учителя – предметника и т.д.

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :

  • становление классного коллектива
  • формирование гармонично – развитой личности

Классный коллектив – это большая воспитательная сила, т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении, самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.

Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости  и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и формированию классного  коллектива.

 Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором, заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания:

  • воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
  • любая воспитательная задача решается через активные действия; физическое развитие – через физические упражнения
  • нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решения интеллектуальных задач
  • содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей.

Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.

Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся, проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому. Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности, выявлять черты характера, культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.

Непосредственное общение с детьми, духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения.

 Воспитательный  эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности, осознание ее целей, требований, перспектив. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления, как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей,  предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.

Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношений, формирование личности протекает, как движение, вызываемое причинами  проходящее свои этапы . Это движение  длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: « Недостаток ребенка – это такое достоинство, которому мы не нашли применения». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь», « я рада, что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня, как классного руководителя, одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя классный коллектив использую следующие направления в воспитательной работе:

  • художественно- эстетическое
  • патриотическое
  • здоровьесберегающее
  • спортивное

Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни;
  • воспитывать чувство долга, чувство собственного достоинства;
  • поддерживать творческие стремления детей;
  •  создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
  • создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
  • обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.

В работе с классным коллективом использую следующие методы, приемы, формы работы: лекция, объяснение, беседа, диспут, пример, поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися:

  • психологическая диагностика
  • индивидуальные беседы
  • вовлечение учащихся в кружки и факультативы
  • дневник педагогических наблюдений

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками, ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .

 Особое место в деятельности классного руководителя занимают  классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, о повышении качества знаний, укрепления дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит  прежде всего как воспитатель.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, увлекаться театром , живописью , литературой, разбираться в моде, владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .

Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются не только интересными уроками. Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии, школьные вечера, яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.


Список использованной литературы

  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.
  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.
  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.
  4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.
  5. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова - М.: АРКТИ, 2008. -310с.
  6. News. 1 September, ru


Приложение

Рекомендации по управлению поведением.

Учитель должен быть заботливым наставником и показывать пример.

Для этого он поступает следующим образом:

  1. Не отдает предпочтения одним ученикам перед другими, не имеет привычки к сарказму, не ставит ребят в неловкое положение и не делает ничего, что оскорбило бы их достоинство.
  2. Относится к школьникам с уважением и любовью:
  • создает такие отношения с учениками, которые делают их восприимчивыми к положительному влиянию учителя;
  • помогает им успешно учиться;
  • так реагирует на неправильные и неполные ответы, что ученик не теряет чувства уверенности в себе и впредь не боится делать ошибки;
  • интересуется взглядами и системой ценностей учеников, обсуждая вместе с ними их идеи и  интересы.
  1. Подает хороший пример и осуществляет правильный подход к нравственному воспитанию:
  • обсуждает с учениками важные нравственные проблемы, появляющиеся в классе;
  • объясняет ученикам, почему нельзя лгать, воровать, задирать других и дразнить их обидными прозвищами;
  • учит школьников соблюдать такие нравственные ценности, как честность и уважение к окружающим, защищать эти ценности по мере необходимости;
  • рассказывает о том, что заставляет человека жить, ориентируясь на нравственные ценности.
  1. Занимается лично с каждым учеником:
  • старается обнаружить, укрепить и развить способности каждого;
  • письменно поощряет учащихся; записывает свои мысли по поводу успехов каждого; также учитель советует, как им лучше поступить в том или ином случае;
  • если это необходимо, лично помогает ученикам в сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива.

Рассмотрены основные вопросы воспитания  в школе через формирование школьного коллектива....