ПРОГРАММА «Хочу стать Лидером»
рабочая программа (9 класс)
Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 46.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное
Учреждение для детей и подростков с дивиантным поведением
«Куртамышское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»
ПРОГРАММА
«Хочу стать Лидером»
возраст обучающихся 14 – 17 лет
срок реализации 5 месяцев
Автор программы:
Катаева
Светлана Викторовна,
воспитатель.
г.Куртамыш
2015
Рассмотрено
на методическом совете
Протокол №
От_______________
Утверждено на педагогическом совете
Протокол №
От_______________
Наименование программы | Программа «Хочу стать Лидером» |
Нормативно - правовое обеспечение Программы | - Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Концепция Модернизации российского образования; - Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»; - Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ); |
Автор программы | Катаева С.В. |
Исполнители | Воспитанницы Куртамышского спец.ПУ |
Цели и задачи | Цель: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений. Задачи:
|
Ожидаемые результаты | В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:
|
Актуальность программы
В условиях Куртамышского Спец.ПУ, когда воспитанницы живут, в среднем, 1,5-3 года, да и количество воспитанниц 3 отряда варьируется в пределах 30 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. Работа самоуправления дает воспитанницам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме того это необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе.
"Новички", которых выбираем в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у взрослых – требуют повышенного внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы "Хочу стать лидером" на 3 отряде.
Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива 3 отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.
Предполагается, через систему занятий, обучить подростков (актива самоуправления), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения, вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
Программа представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств воспитанниц..
Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.
Задачи:
- Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
- Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
- Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
- Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
- Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
- Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
- Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека
Настоящая программа является программой дополнительного образования обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся Куртамышского Спец.ПУ, от14 до 17 лет, воспитанниц третьего отряда.
Работа по программе «Хочу стать Лидером» планируется в виде занятий. Занятия по программе «Хочу стать Лидером» рассчитана на 5 месяцев по 1занятию в 2 недели, с практическим заданием. Продолжительность занятий 1учебный час, таким образом, программа рассчитана на 10 занятий (10 часов).
В конце обучения предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Я-Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Хочу стать Лидером».
Для проведения занятий используются различные формы:
беседа, обсуждение, групповые формы работы, анкетирование, «мозговой штурм», круглый стол.
Ожидаемый результат.
В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:
- опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
- возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
- возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
- развития лидерских качеств;
- навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;
Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанниц, в ходе реализации программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
- рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Программа составлена с учётом возрастных особенностей. При комплектовании групп по данной программе обязателен принцип добровольности.
ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
- Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
- Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
- Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
- Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
- Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
- Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
- Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
- Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
- Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.
- Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
- Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
- Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
- Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
- Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
- Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов | в том числе | |||
Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | |||
1 | Лидер | 4 | Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление | 2 | Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств. | 2 |
2 | Самовыражение лидера | 4 | Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления. | 2 | Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. | 2 |
3 | Поведение лидера | 4 | Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. | 2 | Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 2 |
4 | Общение лидера | 4 | Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. Модели ученического самоуправления. | 2 | Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. | 2 |
5 | Команда лидера | 4 | Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления. | 2 | Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 2 |
6 | Команда лидера - 2 | 4 | Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. | 2 | Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. | 2 |
7 | Лидер ли я в группе? | 4 | Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. Организация деятельности органов ученического самоуправления. | 2 | Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов. | 2 |
8 | Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе | 4 | Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. | 2 | Проигрывание игровых методов в группе. | 2 |
10 | Деловая игра «Лидер» | 2 | Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. | 2 | ||
ИТОГО: | 34 | 13 | 21 | |||
взаимодействия. Развития умения поддерживать дружеские отношения с окружающими. | |||
9. | «Ключи к успеху» | Стимулирование самомотивации, стремление к самосовершенствованию. | Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение-разминка «Сдон-пальма-крокодил». 9 закон лидера-Лидер развивает в себе способности руководителя. Упражнение «Я – это Я» |
10. | «Выбор будущего» | Закрепление приобретённых УУД, ориентация на их использование в повседневной жизни. | Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение –разминка «Сантики-фантики», 10 закон лидера- Лидер излучает вдохновляющую силу. |
11. | Деловая игра «Я-Лидер» | Выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. | Игра. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1 и 2: «Лидер». Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление. (2часа теория) Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств.(2 часа практика)
Занятие 3 и 4: «Самовыражение лидера». Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.(2 часа теория) Обучение приемам и способам самораскрытия.
Упражнения на развитие навыков самовыражения. (1 час практика) Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. (1 час практика)
Занятие 5 и 6: «Поведение лидера». Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. Информации о способах уверенного поведения. (2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)
Занятие 7 и 8: «Общение лидера». Модели ученического самоуправления. Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. (2часа теория) Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. (2часа практика)
Занятие 9 и 10: «Команда лидера» Проектирование системы ученического самоуправления. Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. ( 2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)
Занятие 11 и 12: «Команда лидера -2» Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. Информирование подростков о различных стилях лидерства. (2часа теория) Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. (2часа практика)
Занятие 13 и 14: «Лидер ли я в группе?» Организация деятельности органов ученического самоуправления. Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. (2часа теория)
Групповая работа посредством игровых методов и арттерапевтических методов. (2часа практика)
Занятие 15 и 16: «Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе». Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. (2часа теория) Проигрывание игровых методов в группе. (2часа практика)
Занятие 17: Подведение итогов реализации программы. Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. (2часа практика)
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники из серии «В помощь школьному психологу».
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие "Я хочу быть лидером"
Занятие по психологии можно рекомендовать для проведения в 6-8 классах на часах развития и на классных часах.Цель: выявление лидерских качеств и их развитие.Задачи:Повышать уверенность в себе и развив...
дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"
Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...
Программа тренинга «Я могу стать лидером!»
В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей быть лидером...
программа "Хочу стать лидером"
Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...
Конкурсная игра по станциям «Хочу быть лидером!»
Цель :-выявление и развитие лидерских качеств участников;-приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯобщеОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА«Хочу быть лидером!»...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...